Дополнительное образование детей: новое содержание, новые возможности

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа, Классное руководство, Работа с родителями, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование, Дополнительное образование


Человек, получивший образование только в учебном заведении- необразованный ребенок.
Д.Сантьяна

Презентация. слайд 1

В настоящее время неотъемлемой частью непрерывного вариативного образования является и система дополнительного образования.

Начну выступление с Поручения Президента РФ, слайд 2:

Приказ № 2254, п.1 б)Исполнение к 1 декабря 2022 года

б) обеспечить мониторинг практики внедрения в субъектах Российской Федерации системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, включая анализ таких показателей, как количество детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) детей качеством дополнительного образования, а также представить по результатам этого мониторинга предложения по совершенствованию данной системы персонифицированного финансирования. Срок - 1 декабря 2022 г.; Ответственный - Мишустин Михаил Владимирович

Какую же роль играет дополнительное образование в формировании личности ребёнка? Что такое Дополнительное образование?

Дополнительное образование детей - «неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг, как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях», слайд 3.

Система дополнительного образования является важным условием для развития личности с учетом ее индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций.

История развития дополнительного образования в России, слайд 4.

Система дополнительного образования в России формировалась из уникальных отечественных форм внешкольной работы (внешкольного воспитания). Внешкольное воспитание в России возникло в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т.д. Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели.

Так, культурно-просветительное общество «Сетлемент» (англ. settlement - поселение, комплекс), основанное в Москве в 1905 году группой передовых педагогов во главе с С.Т.Шацким, ставило своей целью удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодежи малообеспеченной части населения.

В 1909 году им же было создана общество «Детский труд и отдых», в 1911 году в Калужской губернии создана одна из первых детских летних колоний «Бодрая жизнь. Первоначально их главными задачами были обучение детей основным трудовым умениям рабочих специальностей

На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято лишь в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. Более того, дату рождения этой системы можно указать достаточно точно - июнь 1918 года, - с этого времени начинается деятельность, организованной молодым биологом Б.В. Всесвятским, Станции юных любителей природы (с 1920 года - Биологической станции юных натуралистов) - первого государственного учреждения внешкольной работы с детьми. В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию.

В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменен на «внешкольное воспитание».

В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ.

В 60-е годы XX века, в годы «оттепели», наблюдаются значительные изменения в характере деятельности внешкольных учреждений, воспитание приобретает «деятельностный» характер. Рождается и получает широкое распространение методика коллективного творческого дела И.П.Иванова («Коммуна юных фрунзенцев» в Ленинграде во Фрунзенском доме пионеров).

Вместе с тем высокие количественные показатели не могли скрыть негативных качественных факторов развития учреждений. Внешкольное воспитание в 50-80-е годы было связано с общей идеологией, когда существовала единственная детская организация, единственная молодежная организация, установкам и целям которых подчинялись и образовательные структуры. Было достаточно минусов, мешавших решению задач личностно-ориентированного развития ребенка, его интересов. Имели место неисполнимые директивы, требующие организовывать то по 10 кружков технического творчества в каждой школе, то открывать в каждом учреждении музей. Вместе с тем, в лучших внешкольных учреждениях страны был накоплен уникальный опыт взращивания талантов.

Многие звезды кино, искусства, спорта, науки и техники были воспитанниками системы внешкольного воспитания: чемпионы мира по шахматам Анатолий Карпов, Борис Спасский, актёр Сергей Никоненко, режиссёр Ролан Быков, глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс, руководитель Росспорта Вячеслав Фетисов и многие другие известные в России и за рубежом люди, слайд 5.

Большой вклад в организацию внешкольной работы был внесён деятельностью А.С.Макаренко и таких его сподвижников как руководитель всей клубной работы в Колонии им. М.Горького и Коммуне им. Ф.Э.Дзержинского Заслуженный учитель РСФСР В.Н.Терский. Содержание и существенные особенности их подхода в постановке внеклассной деятельности было достаточно подробно отражено в книгах В.Н.Терского, в том числе переиздававшихся в ГДР и Венгрии.

После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но в отличие от других типов образовательных учреждений, получила приращение. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей.

Нормативная база, слайд 6.

1. На законодательном уровне дополнительное образование детей и взрослых описано в статье 75 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об образовании в Российской Федерации».

В этой статье дополнительное образование представлено как часть образовательной системы РФ, описаны его цели и задачи, а также указаны требования к содержанию образовательных программ по данному направлению. Вот основные положения этой статьи:

  • Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей, формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. ДО для детей обеспечивает их социальную адаптацию, профессиональную ориентацию, а также направлено на выявление одаренных детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
  • Выделяют общеразвивающие и предпрофессиональные Программы дополнительного образования. Первые предназначены как для детей, так и для взрослых. Вторые, реализуемые в сфере искусств, физической культуры и спорта, предназначены только для детей.
  • К освоению дополнительных программ допускается любой человек независимо от уровня образования, если только того не требует специфика программы.
  • Программа дополнительного образования разрабатывается учреждением, в котором и проводится обучение, в ней же указано содержание курса и сроки обучения.

2. Концепция развития дополнительного образования детей № 1726, слайд 7.

Концепция развития ДОД была утверждена в 2014 году, в ней определены ценность, миссия, задачи и принципы развития дополнительного образования.

Основные направления Концепции:

  • обеспечение доступности ДО;
  • расширение спектра дополнительных образовательных программ;
  • развитие кадрового потенциала системы ДО детей;
  • модернизация инфраструктуры ДО;
  • развитие системы управления качеством реализации ДО;

Какие задачи решает дополнительное образование

Фокус дополнительных занятий направлен на процесс, а не на результат, когда ребенок имеет возможность без каких-либо ограничений и проверок раскрывать свои способности. В этом и состоит цель дополнительного образования - сформировать всесторонне развитую личность, предоставив при этом возможности к творческому и профессиональному росту.

При достижении этой цели решаются следующие задачи, слайд 8:

  • формирование и развитие творческих способностей;
  • привитие культуры общения, умение не только вести разговор, но и адекватно воспринимать здоровую критику;
  • удовлетворение культурных потребностей ребенка;
  • профессиональное ориентирование;
  • физическое развитие;
  • воспитание моральных качеств, любви к труду.

Озвученные цели и задачи дополнительного образования формируют его направления, слайд 9:

  • Социально-педагогическое.
  • Техническое.
  • Художественное.
  • Естественно-научное.
  • Туристско-краеведческое.
  • Физкультурно-спортивное.

Каждое из этих направлений призвано решать задачи дополнительного образования детей, и реализуется в организованных секциях, кружках или на факультативах. Иногда по отдельным направлениям могут быть сформированы детские лагеря или студии.

В зависимости от направления деятельности организации ДО относят к одному из следующих видов: центры, дома, дворцы, станции или школы.

Слайд 10:

3.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008

4. Методические рекомендации по разработке образовательной программы образовательной организации дополнительного образования от 30.05.2014г № 316-01-100-1674/14;

5. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»

6.Постановление от 4 июля 2014 г № 41 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» 2.4.4.3172-14;

7.Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 октября 2013 года № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программ» .

9. Правила оказания платных образовательных услуг, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года № 706 (при наличии платных образовательных услуг) .

10. Локальные акты ОО.

Региональные нормативные акты, слайд 11:

  • Постановление № 389-П от 20.07.2020г. «О внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Кировской области»;
  • Распоряжение № 835 от 30.07.2020 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Кировской области»;
  • Распоряжение №1046 от 07.09.2020 «О внесении изменений в распоряжении министерства образования Кировской области от 30.07.2020 № 835»;
  • Распоряжение №1104 от 22.09.2020 «О внесении изменений в распоряжении министерства образования Кировской области от 30.07.2020 № 835»;
  • Распоряжение №1139 от 28.09.2020 «О внесении изменений в распоряжении министерства образования Кировской области от 30.07.2020 № 835».

Муниципальные нормативные акты, слайд 12:

  • Постановление № 644 от 17.08.2020 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании в Верхнекамском районе»;
  • Постановление № 756 от 01.10.2020 «О внесении изменений в постановление администрации Верхнекамского района Кировской области от 17.08.2020 №644»;
  • Приказ МКУ управления образования администрации Верхнекамского района Кировской области №117 от 27.08.2021 «Об утверждении программы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Верхнекамском районе».

Принципы государственной политики развития дополнительного образования детей, слайд 13.

Развитие дополнительного образования детей и эффективное использование его потенциала предполагает выстраивание государством ответственной политики в этой сфере посредством принятия современных, научно обоснованных решений как в области содержания и технологий, так и в части разработки управленческих и экономических моделей. Используются следующие принципы:

  • принцип социальной гарантии государства на качественное и безопасное дополнительное образование детей;
  • принцип общественно-государственного партнерства в целях расширения вовлеченности детей в дополнительное образование, включая расширение обязательств государства по бюджетному финансированию дополнительного образования, а также стимулирование и поддержку семей и поддержки разнообразия детства, самобытности и уникальности личности посредством расширения спектра дополнительных общеразвивающих и дополнительных предпрофессиональных программ разной направленности и сетей организаций дополнительного образования, обеспечивающих приобщение детей к традиционным и общечеловеческим ценностям в современном информационном постиндустриальном поликультурном обществе, в целях мотивирования средств массовой коммуникации (средства массовой информации, телевидение, сеть "Интернет", социальные и интеллектуальные сети, издательства) к расширению репертуара качественных научно-популярных программ, передач, цифровой и печатной продукции, ресурсов мобильного дистанционного обучения, направленных на личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков, их самообразование и позитивную социализацию;
  • принцип реализации права на развитие личностного и профессионального самоопределения детей и подростков в различных видах конструктивной и личностнообразующей деятельности;
  • принцип расширения социальной и академической мобильности детей и подростков через дополнительное образование;
  • принцип содействия государственно-частному партнерству в сфере игровой индустрии, производящей безопасные игры (в том числе компьютерные игры общеразвивающего и обучающего характера), игрушки, имитационные модели, способствующие расширению условий реализации дополнительных общеобразовательных программ, психолого-педагогическому проектированию образовательных сред, стимулированию детей к познанию, творчеству и конструктивной деятельности;
  • принцип программоориентированности, где базовым элементом системы дополнительного образования рассматривается образовательная программа, а не образовательная организация;
  • принцип преемственности и непрерывности дополнительного образования, обеспечивающий возможность продолжения образовательных траекторий на всех возрастных этапах.

Чтобы осуществлять работу по ДОП образованию необходима лицензия (в нашей ОО она есть).

Ф.З. от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации», слайд 14.

Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности
1. Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, научным специальностям (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

2. Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

И необходима программа, к которой предъявляются особые требования.

Содержание и материал программы дополнительного образования детей должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности, слайд 15:

  • стартовый уровень. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы;
  • базовый уровень. Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно- тематического направления программы;
  • продвинутый уровень. Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы;
  • 4.также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к около профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы>

Структура программы дополнительного образования детей, слайд 16.

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист;
  2. Пояснительная записка;
  3. Содержание Программы (учебный (тематический) план и содержание учебного (тематического) плана);
  4. Формы аттестации и оценочные материалы;
  5. Организационно-педагогические условия реализации Программы (материально-технические условия реализации Программы, учебно-методическое и информационное обеспечение Программы);
  6. Приложения к Программе (дополнительную информацию: календарный учебный график, календарно-тематический план, планы (сценарии) занятий, примеры заданий для учащихся и другие материалы, предусмотренные локальным актом образовательной организации или разработанные по усмотрению автора Программы)
  7. Список литературы. >

Образовательные программы должны быть разработаны с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

  • принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
  • формах и методах обучения (активные методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы и т.д.);
  • методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.);
  • средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение детей).

Дополнительное образование в Кировской области

В системе образования Кировской области дополнительное образование детей является важной составляющей единого образовательного пространства и представлено 172 организациями различной ведомственной принадлежности, где занимаются более 79,3 тыс. детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет, при этом в системе образования содержится больше половины всех организаций дополнительного образования детей 92 организаций, в которых обучается 58,8 тыс. детей. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются также в 3348 кружках, созданных на базе общеобразовательных организаций, в них занимается более 35,3 тыс. школьников.

В последнее время встречаются слова Персонифицированное дополнительное образование. Что это такое?, слайд 17.

ПФДО (персонифицированное финансирование дополнительного образования) - это новая схема финансирования дополнительного образования. Система призвана предоставить детям возможность обучаться бесплатно, используя бюджетные средства, в любой организации, в том числе и частной.

Персонифицированное финансирование предполагает определение и закрепление за ребенком денежных средств в объёме, необходимом и достаточном для оплаты выбираемого им или его родителями дополнительного образования с последующей передачей средств в организацию дополнительного образования или индивидуальному предпринимателю.

Портал персонифицированного дополнительного образования https://yar.pfdo.ru/

В рамках Национального проекта «Образование» уже в 42 регионах России запущена модель персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (ПФДО). Что скрывается за персонификацией?

В каждом регионе России создается единый региональный интернет-навигатор по дополнительному образованию и новая система финансирования дополнительного образования. Если раньше государственные деньги шли в дома творчества в соответствии с государственными заданиями, то теперь по части программ внедряется персонифицированное финансирование дополнительного образования. Это означает, что каждый ребёнок, живущий в регионе, получает электронный сертификат на определенную сумму.

Для каждого кружка или дополнительной образовательной программы определяется ее стоимость. Когда ребенок записывается в кружок или на образовательную программу, часть средств этого сертификата (или все) списываются в счет оплаты этого кружка. Если перестает ходить и записывается на что-то другое, происходит перерасчет. Если денег на сертификате не хватает, то при определенных условиях, родители могут сами доплатить. Причем, в системе персонифицированного финансирования могут принимать участие как государственные организации дополнительного образования, так и частные. Главное, чтобы у организации была соответствующая лицензия.

Важной составляющей новой модели является то, что при персонифицированном финансировании можно оперативно смотреть, какие кружки у детей популярны, а какие нет, где каких программ не хватает, а куда дети вообще не идут. Данные из региональных навигаторов автоматически попадают в федеральную точку сбора данных. Вместо традиционного изучения заполненных форм статистической отчетности в Минпросе получают информацию фактически «на лету».

Сейчас к федеральному модулю подключены 65 субъектов РФ. В ближайшие годы модель ПФДО будет внедрена по всей стране.

Сертификат ДОП образования, слайд 18.

С 1 сентября 2019 года в России вводятся сертификаты дополнительного образования детей

Сертификат - это возможность получить дополнительное образование за счет государства вне зависимости от того, где захочет обучаться Ваш ребенок. Государство гарантирует Вам, что заплатит за выбранные для Вашего ребенка кружки или секции, если их будет проводить "проверенная" организация.

Получение сертификата является добровольным. Получив сертификат, вы также самостоятельно решаете использовать или его не использовать. Без сертификата вы можете записаться в иные учреждения или организации, не входящие в систему ПФДО.

Информация о нормативно-правовых документах, регламентирующих системы ПФДО, размещена в разделе «Документы».

Сертификат дополнительного образования имеет два статуса, слайд 19:

  • сертификат учета (первоначально все сертификаты имеют этот статус), предусматривает обучение по выбору из реестра бюджетных программ (реестр предпрофессиональных программ, реестр значимых программ, реестр общеразвивающих программ);
  • сертификат ПФ (персонифицированного финансирования), предусматривает обучение по выбору из реестра сертифицированных программ, т.е. с использованием денежных средств

Перевод статуса происходит автоматически при записи обучающегося на программы из реестра сертифицированных программ.
В нашем Навигаторе разработаны и занесены 4 несертифицированные программы ДОП образования, слайды 20-22:

  • дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Юные инспектора дорожного движения» ;
  • дополнительная образовательная программа художественной направленности «Клуб Мастерят»;
  • дополнительная образовательная программа физкультурно - спортивной направленности «Школьный спортивный клуб «Факел».

Таким образом, современное дополнительное образование - это гибкая, динамичная, многоуровневая система, основанная на индивидуальном подходе к обучаемому. Система дополнительного образования детей, в силу своей личностной ориентированности на каждого ребенка, может успешно решать задачу подготовки поколений для жизни в информационном обществе, слайд 23.