Конспект урока по русскому языку в 6-м классе "Значение прилагательных в речи" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Разделы: Русский язык, Коррекционная педагогика

Класс: 6

Ключевые слова: Имя прилагательное, имя прилагательное как часть речи


Цель: Формировать понятие о значении имени прилагательного в речи.

Задачи:

  • Образовательные: закрепить знания учащихся о частях речи, грамматических признаках прилагательного, его роли в речи, предложении; отработать умение находить имена прилагательные в контексте, употреблять, опираясь на лексическое значение слова.
  • Коррекционно-развивающие: развивать аналитико-синтетическую функцию мышления, планирующую функцию речи, корригировать связную устную и письменную речь, обогащать активный словарь учащихся.
  • Воспитательные: воспитывать самостоятельность, саморегуляцию и самоконтроль, внимательное отношение к родному слову.

Ход урока

1. Организационный момент

Сообщение целей и задач урока.

2. Проверка домашнего задания (взаимопроверка выполненного упражнения, образец правильного выполнения на экране)

Задание творческого характера проверяются путем выборочного зачитывания предложений.

3. Словарная работа

Игра «Найди пару» (картинный словарный диктант, детям предлагается сравнить две картинки найти на них пару одинаковых и названия этих предметов записать в тетрадь).

(список слов: комбайн, солдат, женщина, конфета, соседи, соревнования, директор, командир, календарь, на паре карточек, представленных для примера слово «комбайн»)

4. Актуализация знаний

К какой части речи относятся слова, которые мы записали? (к именам существительным)

Почему вы так решили? (все слова обозначают предметы, отвечают на вопрос КТО? или ЧТО?)

На какие группы мы можем разделить слова? (одушевленные/неодушевленные, единственного числа/множественного числа, мужского, женского и среднего рода).

Выберите из данного списка слово, наиболее понравившееся вам, запишите его с новой строчки, постарайтесь объяснить его своим одноклассникам, не называя сам предмет (солдат - сильный, смелый, ответственный, храбрый; директор - умный, деятельный, справедливый, ответственный и т.д.)

Слова, которые вы употребляли для объяснения, относятся к имени существительному? (Нет, они отвечают на другие вопросы: какой?, какое?, какая?, какие?)

Как называется эта часть речи? (имя прилагательное)

Что оно обозначает? (признак предмета, стоит рядом с существительным и объясняет его, конкретизирует).

5. Первичное закрепление полученных знаний

(чтение правила на стр.146).

6. Физминутка

7. Закрепление

Выполнение упр. 193

а) Прочитайте стихотворение, какими словами описана бабочка?

б) Выпишите выделенные словосочетания (маленькая модница, летняя примета и т.д.)

в)подчеркните слова, отвечающие на вопросы какая, какое, какие…

г) К какой части речи относятся эти слова? Докажи.

8. Развитие речи

а) Индивидуальная работа. Придумай и запиши одно предложение об этой чудесной бабочке.

б) Групповая работа. Подумайте, о каких бабочках вы еще слышали и видели в природе? Выберите в своей группе бабочку, о которой вам хотелось бы рассказать. Опишите ее, составив 3-4 предложения, употребляя как можно больше подходящих прилагательных. Зачитайте нам свои работы

9. Подведение итогов

  • О какой части речи мы сегодня говорили на уроке?
  • Для чего нам служат имена прилагательные?
  • Какие грамматические категории имен прилагательных вам известны?
  • Каким членом предложения может быть прилагательное?
  • Какую роль в нашей речи играет прилагательное?

10. Домашнее задание

С.147 у. 195 (Распространи предложение прилагательными, подбери их к выделенным существительным, запиши получившиеся предложения, подчеркни прилагательные волнистой линией)