Рекомендации по работе с детьми ОВЗ для учителей начальных классов

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика

Ключевые слова: ОВЗ


Грамотная организация интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями в среде нормально развивающихся сверстников - непростая задача для образовательного учреждения.

В условиях образовательного учреждения реализуется модель обучения. При реализации этой модели учитывается особая роль урока и учителя.

Прежде всего, обозначу несколько важных моментов, на которые следует обратить внимание учителю, работающему в инклюзивном классе.

Необходимо знать особенности «своего» ученика с ОВЗ.

  1. Составление плана работы.
  2. Сотрудничаю со специалистами: дефектологом, логопедом, психологом.
  3. Сотрудничество с родителями.
  4. Составление программы индивидуального развития ребёнка.
  5. Составление адаптированной рабочей программы.

На каждого ученика составляется портфолио. Портфолио помогает нам (родитель + ученик + учитель + специалисты) представить отчёт по процессу образования ребенка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.

Далее хотелось бы остановиться на организации режима урока в инклюзивном классе.

В плане урока поэтапно отражается вид деятельности учеников с ОВЗ.

Тема урока общая, а закрепление и отработка строится на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном, или уменьшается объем задания, в зависимости от целей урока.

Каждый этап занятия необходимо фиксировать, ориентируя учащихся на то, что они уже сделали и что им предстоит еще сделать. Подведение итогов становится своеобразным стимулом, побуждающим учащегося к включению во все более усложняющуюся работу. Особенно это важно для ребенка с ОВЗ.

Усвоение нового знания на уроке необходимо организовывать через деятельностные технологии, способствующие развитию УУД.

Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся.

Применяю на каждом уроке ряд технологий по работе с детьми ОВЗ:

Иллюстрированный, инсценировочный (игровой), ИКТ, карточный, рисуночный, кластер (схематический, рисуночный, пазловый), карусель, технологи «Пять пальчиков».

На каждом уроке продумывайте свою работу так, чтобы ученики чувствовали себя успешными. Давайте разноуровневые задания для каждой категории обучающихся: ОВЗ, слабоуспевающим и одарённым ученикам. Работа по карточкам, планшетам, ноутбукам, МИМИО пультам.

Выделяйте взаимное (парное) обучение как одну из ведущих технологий инклюзивного образования. Взаимное обучение полезно, когда необходимо развитие навыков путем повторения, или на этапе закрепления полученных навыков и знаний.

Включение ребенка с ОВЗ в групповую работу также носит постепенный и последовательный характер. Основными критериями эффективности групповой работы на уроке в инклюзивном классе будет не ориентация на успех, а ориентация на согласованность, взаимовыручку, поддержку, совместное принятие решений, выработку компромиссных решений по выходу из ситуаций.

Работая с детьми с ограниченными возможностями, необходимо учитывать и их психологические особенности. При объяснении нового материала учитывать темп объяснения, более широко использовать наглядные средства обучения. Чаще обращаться к ним с вопросами, вовлекать в обсуждение.

Мотивация деятельности представляет собой сложную систему побудителей, включающую потребности, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д.

Инклюзивное образование требует реализации индивидуального подхода.

Инклюзия - это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе.