Чувства - самая яркая часть нашей жизни.
Цели:
- способствовать рефлексии эмоциональных состояний;
- способствовать адекватному самовыражению
Задачи:
- подчеркнуть ценность уникальности внутреннего мира каждого человека;
- развивать навыки отражения и узнавания внешних эмоциональных проявлений;
- подчеркнуть ответственность человека за свои чувства;
- содействовать установлению положительного эмоционального фона в классе.
Оборудование: пиктограммы (чувства), ИКТ, цветная бумага, бумага, карандаши.
Ход занятия
1. Вводная часть. Организационный момент
Добрый день, ребята и уважаемые гости!
Ребята, я рада видеть вас снова. Сегодня наша встреча будет необычной, вас ожидают много сюрпризов.
Прежде чем приступить к занятию озвучим правила, которые будем стараться не нарушать: правило одного микрофона, правило взаимоуважения, правило поднятой руки.
Как вы думаете, что можно подарить другим людям без слов? Какой самый простой и самый дорогой подарок можно подарить друг другу - Улыбка! Давайте же улыбнемся друг другу. От улыбки станет всем теплей. Улыбка может согреть своим теплом и улучшить настроение.
Упражнения
Сначала давайте выпьем воды, чтобы пополнить свои водные запасы. Учебные навыки улучшаются с приемом воды, снимается напряжение. Вода наполняет клетки крови кислородом.
Упражнение «Перекрестные шаги»
Данное упр. Интегрирует работу обоих полушарий мозга, способствует развитию координации движения всего тела.
Упражнение «Думательный колпак»
Это упражнение помогает работе кратковременной памяти, повышает умственные и физические способности.
Упражнение «Брюшное дыхание»
Это упражнение помогает снять избыточное возбуждение и успокоиться.
2. Основная часть
Ребята, а сейчас скажите мне, пожалуйста, с какими чувствами мы познакомились на предыдущих занятиях?
- Правильно, это радость, грусть, злость, страх, удивление.
- От чего зависит у нас чувство радости и грусти? Конечно от настроения!
Ребята, когда люди радуются, почему?
- Иногда мы испытываем чувство противоположное радости.
Работа на листочках…
- Пусть встанут те, кто чувствует себя в данный момент счастливым, грустным, сердитым, (смешливым, обиженным, довольным, радостным, испуганным, удивленным)!
Ребята, как вы думаете, можно ли свои чувства, настроение передать музыкой?!
Действительно можно. Это прекрасно удается композиторам, которые умеют зашифровать в своих музыкальных произведениях волнующие переживания. Сейчас прозвучит мелодия.
Послушаем музыку с закрытыми глазами. Садитесь так, чтобы было удобно и комфортно слушать музыку.
После прослушивания расскажите, какие чувства вы испытали…
- Можно передать свои чувства с помощью атласных лент. Попробуйте их превратить в морские волны… покажите волны радости, печали, удивления, восторга…
Динамическая пауза
Выполним упражнение «Ленивые восьмерки»
Это упражнение улучшает учебные навыки, навыки чтения, усвоение информации.
Ребята, подумайте, есть ли бесполезные или на 100% вредные чувства?
- А бывают ли чувства, не приносящие абсолютно никакого вреда?
Для чего нужны чувства знаком + положительные и со знаком - отрицательные?
(положительные эмоции повышают чувствительность, все силы организма мобилизуют для активного восприятия любой информации, а отрицательные эмоции создают напряженность, тревогу, подавленность, что ухудшает способность адекватно «проживать» жизненные ситуации).
Можно ли избежать отрицательных эмоций?
(Наш мир - вечная борьба противоположностей. Избежать воздействия отрицательных эмоций невозможно. Любое активное участие в жизни, наряду с успехами и достижениями, предполагает наличие неудач, ошибок. Важно учиться на ошибках, поднимаясь после падения, не отступать перед трудностями, не падать духом).
Давайте, перечислим, каким же образом мы узнаем чувства, по каким признакам определяем настроение у окружающих нас людей?
(по жестам, по мимике, по интонации, по одежде, по взгляду и т.д.)
Чувства, которые мы ощущаем можно передать словами, мимикой, различное выражение лица, жестами…
Сюрприз…
- Давайте поиграем в игру «Изображалки»
К нам в гости придут учащиеся 3-х классов покажут сценки, где герои испытывают разные чувства.
Постарайтесь угадать кто это и что чувствовали наши персонажи…
Посмотрим, как они смогут передавать чувства другому без слов так, чтобы вы поняли и назвали их...
Волк погнался за зайцем, но не догнал и остался голодным. Волк переживает горе, а заяц радуется. |
Кукушонок, подброшенный в чужое гнездо, очень обижается на свою маму-кукушку, а та абсолютно равнодушна. |
Котенок попробовал новую еду, но она ему не понравилась и даже вызвала отвращение. А попугай грустит, что его вообще не накормили. |
Утки и гуси с презрением относятся к гадкому утенку, а он не может понять за что и очень удивляется. |
Два ежика шли по лесу и увидели потерянные кем-то часы. Сначала они испугались тиканья, а потом с опаской подошли поближе и стали их рассматривать, не понимая, что это такое. Эмоции - страх и интерес. |
Щенок убежал гулять без разрешения и радуется свободе, а его родители - взрослые собаки - за него тревожатся. |
Медведь случайно наступил на ежика и уколол лапу. Медведь гневается на ежика, а тот чувствует себя виноватым. |
Две белочки решили добраться до соседнего леса, где никогда не были, но забыли позвать с собой третью подружку. Их тянет в лес любопытство, а третья белочка испытывает обиду. |
Закончите предложения, дайте определение различным чувствам
Каким цветом можно выразить:
- Радость - это когда…
- Печаль - это когда…
- Гнев - это когда…
- Обида - это когда…
- Стыд - это когда…
- Сюрпризы продолжаются…
- Мне кажется или кто-то стучится к нам …
Послушайте стихотворение, в исполнении Оксаны ученицы 3-го класса. Какие чувства у вас возникали, когда звучало это стихотворение?
Солнышко лучистое
С неба улыбается.
На счастливом личике,
Радость получается (радость)
Вечерок вдруг дунул,
Появилось облачко…
Лица удивлённые (удивление)
Вдруг закроют солнышко?
Спряталось за тучку,
Солнышко тот час
И печаль на лицах,
И темно у нас (печаль)
Грустный дождик вдруг закапал,
На полянке пусто.
И ребятам стало
Очень, очень грустно (грусть)
Дождь покапал и прошёл,
Солнце снова светит
Снова радостно глядят
Взрослые и дети (радость)
Молодцы, у вас получилось поделиться с нами радостью и улыбкой.
Вы видите перед собой волшебное дерево чувств…
Выберите цвет, который соответствует тем чувствам, которые вы сегодня испытали…
3. Подведение итогов (групповая рефлексия)
Беседа с детьми
- А вам понравилось
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
- А какое у вас сейчас настроение?
В завершение занятия, я попрошу вас, ребята, назвать рисунки для двух вернисажей: «Радостный вернисаж» и «Грустный вернисаж».
Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались!
Я желаю, чтобы в вашей жизни преобладало радостное, воздушное, настроение. … До новых встреч!