Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация». 7-й класс
АООП (вариант 2)
1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 7 класса составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам» и в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 ст. 12 п.5, ст. 79.
- Письмо МИНОБРНАУКИ России об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 11.08.2016г. №ВК - 1788/07
- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Устав МБОУ «Основная, общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам», утвержденным главой администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области от 18.03.2020 г. №488 - ПГ
- Учебный план МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам» на 2022-2023 учебный год
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2), 5-9 класс (основное общее образование) на 2020-2025 гг.
2. Общая характеристика учебного предмета
Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
Задачи:
- Развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
- Формировать овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными.
- Вырабатывать умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
- Учить глобальному чтению в доступных обучающимся пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
- Развивать предпосылки к осмысленному чтению и письму.
- Обучать доступным навыкам чтения и письма.
Основные формы и методы обучения - это практические упражнения и опыты, зарисовки в тетрадях, экскурсии, беседы, дидактические игры, рассматривание картин. На всех уроках используются принципы наглядности, доступности, практической направленности, коррекции.
Каждый урок построен так, чтобы он мог доставить детям радость познания и вызвать желание повторной встречи.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» относится к образовательной области «Язык и речевая практика».
Изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в 7 классе рассчитано на 66 часов (2 часа в неделю).
4. Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные БУД:
- выполнение действие способом «рука-в-руке»;
- подражать действиям педагога;
- последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполнять действия с опорой на картинный план с помощью педагога. Возможные предметные результаты:
- Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
- Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
- Умение самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.
- Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными.
- Навыки пользования средствами альтернативной коммуникации формируются в рамках коррекционного курса «Альтернативная коммуникация».
- Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
- Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
- Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов, коммуникативных таблиц, тетрадей, воспроизводящих (синтезирующих) речь устройств (персональные компьютеры).
- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
- Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
- Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
- Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
- использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
- пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.
- Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
- Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
- Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
- Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
- Узнавание и различение образов графем (букв).
- Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
- Начальные навыки чтения и письма.
5. Содержание программы учебного предмета
1. «Коммуникация»
а) с использованием вербальных средств
Формирование умений:
- устанавливать и поддерживать контакты
- кооперироваться и сотрудничать
- использовавть элементарные формы речевого этикета
- вступать в диалог с окружающими по собственной инициативе
- реагировать на собственное имя
- приветствовать собеседника звуком, словом, предложением
- выражать свои желания словом, предложением
- обращаться с просьбой о помощи, выражая её звуком, словом, предложением
- выражать благодарность звуком, словом, предложением с использованием невербальных средств
Формирование умения использовать:
- речь как основное средство коммуникации
- взгляд как средство коммуникации
- мимику как средство коммуникации
- жест как средство коммуникации
- звук как средство коммуникации
- предметный символ как средство коммуникации
- графическое изображение как средство коммуникации
- карточки с напечатанными словами как средство коммуникации
- таблицу букв как средство коммуникации
2. «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»
а) импрессивная речь
Формирование умений:
- понимать слова, обозначающие предметы и объекты
- понимать слова, указывающие на предмет
- выполнять инструкции учителя
б) экспрессивная речь
Формирование умения:
- употреблять простые предложения, слова, звуковые комплексы, жесты и пиктограммы для выражения своих желаний и просьб
6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимися, взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет
В качестве основного критерия при отслеживании динамики образовательных достижений обучающихся используется балльная оценка усвоения программного материала, которая соотносится с отметками «3», «4», «5».
Оценочное суждение |
Содержание |
«5» - очень хорошо |
Знает хорошо, может применить на практике самостоятельно. |
«4» - хорошо |
Знает, усваивает и применяет с помощью учителя |
«3» - удовлетворительно |
Знает фрагментарно, усваивает с трудом, помощь
|
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий.
7. Календарно-тематическое планирование
8. Список учебных пособий и оборудования
- АООП для детей с интеллектуальными нарушениями (Вариант 2).
- «Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А.Рудакова, О.Ю.Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М.Царев), 2014.
- Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. - М.: Просвещение, 2009.
- Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. - СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
- Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь. - М.: Просвещение, 2010.
- Магнитная доска, набор букв на магнитах.
- Касса букв и слогов.
- Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин.
- Таблицы к основным разделам грамматического материала
- Наборы ролевых игр, настольных развивающих игр, конструкторов.
- Аудио и Видео материалы.
- Разрезная азбука;
- Фишки для обозначения звуков - красные, синие, зеленые квадраты, кружки;
- Полоски для обозначения слов, предложений.
- Набор цветных карандашей.
- Предметные картинки.
- Сюжетные картинки (для составления предложений).
- Раздаточный материал по темам: «Посуда», «Мебель», «Игрушки», «Продукты», «Одежда», «Обувь», «Деревья, цветы, грибы, растения», «Инструменты, спортинвентарь», «Люди, профессии», «Транспорт», «Насекомые, птицы».
- Кубики «Сказки в картинках».