Комплексное сопровождение детей с задержкой психического развития

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: ЗПР


У нас ограниченные возможности...
Так, почему-то, принято считать.
Но кто, скажите, может ограничить
Возможность верить и мечтать.
Назло болезни заниматься спортом!
И не за грамоты, не за призы.
Пусть мы не ставим мировых рекордов:
Рекорды ведь у каждого - свои.
Встречать рассвет! И радоваться жизни!
Писать стихи, когда душа поёт!
Возможности у нас не ограничены,
Когда мы вместе! А не наоборот.
Ирина Пронина

Для современной школы инклюзия - это, что прописано в Законе «Об Образовании в Российской федерации», это то, что требует родительское сообщество, это что неизбежно при развитии российской образовательной системы в ближайшее время. Новый закон призывает образовательные учреждения повсеместно внедрять инклюзивное образование. Но реальность образовательной системы такова, что не всегда создаются необходимые условия в общеобразовательных школах для реализации инклюзивного образования, а значит не все ученики с ОВЗ могут рассчитывать на получение коррекционной помощи в своей школе.

Приведем пример образовательного учреждения, в котором реализуется инклюзивное образование учащихся с ОВЗ на протяжении многих лет - это муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 95» г.Красноярска. В школе № 95 г. Красноярска обучаются дети, имеющие нормальное психическое и интеллектуальное развитие, а также дети с ОВЗ с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи, индивидуальные особенности которых предполагают обучение по общеобразовательной программе на основании заключений медико-психолого-педагогической комиссии районного Методического центра «Сознание».

Многолетняя практика обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе позволила отработать систему организации коррекционной помощи как в начальной школе, так и в среднем звене. В ходе экспериментальной работы учителями школы апробировано обучение детей с ОВЗ (как в обычном классе с получением индивидуальной помощи только от учителя общеобразовательного класса, так и обучение в общеобразовательном классе с получением помощи от специалистов коррекционного образования учителей-логопедов, дефектологов, специального психолога).

В результате анализа экспериментальной работы был сделан вывод о том, что наиболее эффективным в организации инклюзивного образования детей с ОВЗ будет комбинированное использование апробированных вариантов обучения. Выбор модели инклюзивного образования был обоснован анализом состава учащихся школы и желанием педагогического коллектива обучать всех детей, поступивших в школу. Общеизвестна истина дефектологии, что учебно-коррекционная и воспитательная работа представляет собой систему комплексных мер педагогического воздействия на различные стороны психофизического и интеллектуального развития ребенка. Раскроем содержание инклюзивного обучения.

Реализация общеобразовательных программ в обычном классе учителями-предметниками на своих уроках. Ученики с ОВЗ находятся на всех уроках со своими одноклассниками, а учителя во время проведения уроков осуществляют индивидуальный и дифференцированный подход к тем, кто испытывает трудности при усвоении учебного материала. Рекомендации для учителей по решению задач индивидуального подхода к ученикам с ОВЗ на уроках разрабатывают специалисты консилиума.

Коррекционно-педагогическая помощь в системе «гибких» классов (классов коррекционно-педагогической поддержки) осуществляется через получение специальной педагогической поддержки на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях, через привлечение учеников с ОВЗ к посещению дополнительных занятий по предметам, факультативных занятий, что предусмотрено в вариативной части реализуемых учебных планов для детей с ОВЗ. Занятия в этом блоке проводят учителя-предметники, заранее ознакомившись с рекомендациями по сопровождению детей от специалистов школьного консилиума. В классы коррекционно-педагогической поддержки учитель из нескольких классов одной параллели на одном уроке объединяет в группу учащихся, нуждающихся в специальной педагогической помощи для изучения русского языка, математики. Учебные занятия в общеобразовательном классе, в «гибком» классе, дополнительные, факультативные занятия и коррекционные занятия отражены в общешкольном расписании, в индивидуальных коррекционно-образовательных режимах, разработанных специалистами консилиума для каждого ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя-дефектологи. Специалисты сопровождения оказывают помощь ученикам с ОВЗ по запросу родителей и педагогов в индивидуальном режиме во внеурочное время. Работа направлена на оказание помощи в преодолении индивидуальных трудностей у учеников: сложности в усвоении учебной программы, трудности в установлении коммуникаций, решение личностных проблем. Индивидуальное сопровождение осуществляется на основе составленных индивидуальных комплексных учебно-коррекционных маршрутов и программ специалистами школьного консилиума.

Воздействие в условиях системы дополнительного образования (музыкальная, хоровая, танцевальная, фольклорная студии, спортивные секции, кружки прикладного творчества) осуществляется как на базе школы, так и в учреждениях дополнительного образования района и города (детский дом творчества, спортивные школы, творческие студии).

Для успешного протекания процессов адаптации и социализации выбор направления дополнительного образования осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка, с учетом пожеланий ребенка и его родителей еще при поступлении в школу. Учащиеся добровольно продолжают заниматься в кружках и секциях, которые наиболее полно отвечает их интересам, внутренним потребностям.

Отслеживание результатов инклюзивного обучения после окончания школы или получения необходимой коррекционно-педагогической помощи на более ранних этапах обучения в школе осуществляется специалистами консилиума, учителями-предметниками, а также классными руководителями. Разнообразные формы используются педагогами для установления и сбора информации: телефонные звонки родителям и бывшим ученикам, беседы, опросы, анкетирование. Это все необходимо, чтобы сделать выводы о том, насколько результативно было проведено обучение и оказана коррекционная помощь в условиях инклюзивного образования.

Выстраивая модели инклюзии, важно учитывать современные российские социально-экономические условия, особенности отечественной системы образования. Для реализации инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении и для оказания коррекционной помощи ученикам с ОВЗ среди педагогического коллектива администрацией школы и специалистами консилиума ведется работа по формированию кадров, владеющих спектром знаний общей и специальной педагогики, совершенствуется материально-техническая и методическая базы, что позволяет обеспечить выбор наиболее эффективных методик и приемов работы с учащимися ОВЗ.

В заключение хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество - это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями. Этот мир придуман не нами, но, начиная с себя, мы можем менять его в лучшую сторону, делая добро.

Список литературы

  1. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. - М.: Дрофа, 2008. - 286с.
  2. Малофеев Н.Н. Проблемы инклюзивного образования и защиты прав детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] URL: www.hse.ru/data/2011/04/18/1211047007/ВШЭ_04.2011 Инклюзия.docx (дата обращения: 16.03.2012)
  3. Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения [Электронный ресурс] URL: http://www.mgpu.ru/article.php?article=129 (дата обращения: 16.03.2012)
  4. Резникова Е.В., Шевчук Л.Е. Рекомендации педагогам и родителям по оказанию помощи детям в условиях интегрированного обучения: методические рекомендации. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2010. - 138 с.