Реализация индивидуального подхода к детям с тяжелыми множественными нарушениями развития на занятиях коррекционного курса «Предметно-практические действия»

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: ТНР – тяжелое нарешение речи


Индивидуализация обучения - это такая организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов и темпа обучения учитывает различия индивидуальных особенностей детей с особыми образовательными потребностями. Смысл индивидуального подхода не в том, чтобы приспособить цели и содержание обучения и воспитания к каждому обучающемуся, а в том, чтобы найти, подобрать, адаптировать эффективные формы, методы, приемы и техники педагогического взаимодействия, соответствующие индивидуальным особенностям детей в целях развития их личности.

Тема статьи особенно важна и актуальна для педагогов, работающих с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее - ТМНР) по нескольким причинам:

  • в современном школьном образовании особый акцент сделан на необходимость реализации индивидуальных особенностей каждого ребёнка, что невозможно без специальной целенаправленной деятельности по их изучению, учёту и развитию.
  • для обучающихся с ТМНР характерны специфические особенности: медленный темп обучения, преобладание непроизвольного внимания над произвольным, высокая утомляемость, неустойчивость настроения, большая зависимость работоспособности от погодных и природных изменений;
  • дети с ТМНР одного и того же возраста в силу степени тяжести заболевания, сильно отличаются по уровню развития, имеют индивидуальные особенности эмоционального, поведенческого характера, разные формы и глубину недоразвития высших психических функций. [1].

Всё вышесказанное определяет необходимость реализации индивидуального и дифференцированного подходов к обучению детей с ТМНР в образовательном процессе.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (далее - ФГОС) учебный план АООП (вариант 2) для обучающихся с умеренной и тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития включает коррекционный курс «Предметно-практические действия»

Содержание курса представлено двумя разделами: действия с материалами; действия с предметами. Разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практической деятельности у детей. Основной формой обучения является занятие.

В начале учебного года учитель проводит диагностику уровня развития каждого ребенка. По её результатам производится распределение обучающихся каждого класса на две подгруппы. Занятия проводятся как в малых группах по 3-5 человек, так и индивидуально (в соответствии с требованиями ФГОС по специальной индивидуальной программе развития)

В рамках реализации курса в педагогической практике используются формы, методы, приемы и техники индивидуального и дифференцированного обучения детей с ТМНР.

В своей работе с обучающимися с ТМНР педагог руководствуется требованиями:

  • учет особенностей развития каждого ребенка;
  • учет особенностей восприятия обучающегося, стимуляцию всех действующих у него сенсорных систем;
  • использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей для повышения мотивации обучения;
  • здоровьесбережение;
  • связь обучения с уже имеющимся жизненным опытом.

Так, реализуя требование осуществления связи обучения с уже имеющимся жизненным опытом, в разделе «Работа с предметами» обучающимся не просто предлагается сделать постройку из кубиков, они включаются в сюжетную игру - строим кресло и кровать для куклы, гараж для машинки.

Большое значение придается использованию положительных эмоций в повышении мотивации обучения. Приведем пример. Цель задания: научить детей размазывать пластилин. Чтобы придать работе смысл, учитель рассказывает детям о медведе, которого нельзя будить зимой. После этого дети с удовольствием начинают замазывать берлогу медведя на картинке белым пластилином, «прячут её под снегом».

Цель другого задания: научить наливать воду в стаканчик с помощью пипетки. Для работы детям обычно дается чистая вода. Мы предлагаем выдавать детям баночки с подкрашенной в разные цвета водой. Это вызывает удивление и восторг детей, когда закапывая в стаканчик желтую и красную воду из разных баночек, они неожиданно получают оранжевый цвет. Таким образом, организованная работа повышает мотивацию обучения, вызывает интерес к опытам с водой.

Индивидуальный подход при организации учебной деятельности реализуется мною через задания разного объема, разной степени трудности, разной степени оказания помощи педагога.

Так, дифференциацию заданий по объему учебного материала учителем планируется с учетом скорости выполнения задания каждым ребенком. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить работу к моменту её проверки, им требуется дополнительное время. Для остальных детей подбираются на это время другие задания - творческие или более трудные, а также упражнения игрового характера. Самые успешные ученики самостоятельно выполняют два-три сложных задания за занятие.

Для организации учебной работы детей с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением подбираются небольшие по объему (чтобы ребенок видел конец задания), разнообразные по содержанию упражнения со сменой видов деятельности.

Учитывая индивидуальные особенности обучающихся с ТМНР, учитель оказывает им направляющую, стимулирующую и обучающую помощь:

  • тем, кто забывает, что делать дальше, подсказывает следующее действие;
  • тех, кто переживает, что ничего не получается и бросает начатое дело, хвалит за то, как хорошо всё выполнил до этого и помогает закончить задание;
  • тем, кто не справляется самостоятельно, предлагает выполнить действия по образцу или используется техника «рука в руке».

На каждом этапе урока используются различные приемы и техники индивидулизации и дифференциации организации деятельности детей. Например: чтобы дети успокоились в начале занятия, в качестве организационного момента применяются:

  1. для Даны на парте стоят ароматические баночки - она любит ароматы лаванды и ванили;
  2. для Савы лежит журнал - ему нравится шелест его страниц;
  3. перед Сашей обязательно должен стоять его любимый игрушечный ёжик;
  4. Вова не сядет за парту, пока не покачается на фитболе.

Нескольким детям нужна определённая стимуляция слуховой системы. Перед занятием они сами выбирают то, что им нравится: гремящие коробочки с фасолью, горохом, гречкой, погремушки, музыкальные шкатулки и инструменты шумового оркестра - колокольчики, бубен, барабан, трещётки. Игра с ними настраивает их на занятие.

Важный этап занятия - самомассаж рук. На рабочем столе находится набор из 20 различных массажёров. Дети сами решают, какой из них им сегодня взять: кто-то берёт шарик-ёжик, кто-то берёт массажер для ног, а кто-то ходит по ортопедическому коврику.

Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра применяю индивидуальное визуальное расписание - ребёнок видит количество и последовательность заданий, которые ему нужно сделать. Нами разработан комплект пиктограмм, отвечающих на вопрос «Что будем делать?» - «Играть в песок», «Различать ароматы», «Слушать разные звуки», «Рисовать пальчиковыми красками».

В разделе «Действия с материалами» есть работа с цветной бумагой, ватными дисками, пластилином, солёным тестом, природным материалом.

Некоторые дети из-за страхов и гиперчувствительности боятся испачкать руки пеной для бритья, солёным тестом или пластичной массой; для других, наоборот, это превращается в сильное влечение - они размазывают тесто по столу, пачкают себя и все вокруг, пробуют на вкус. Поэтому индивидуально подбирается определенная техника работы с материалами и оказывается помощь в ее освоении. Важно при этом учесть предпочтение ребенка: кому-то нравится раскатывать тесто, а кому-то отрывать мелкие кусочки или делать оттиски формочками.

При подведении итогов урока, есть дети, которым важно разместить свою работу на выставке, сравнить её с работами одноклассников, поэтому учитель организует выставки работ по временам года: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» или другой тематике.

Подростков интересует практическая значимость их поделок. Многие ученики, после слов: «Мы будем делать открытку» - спрашивают: «Кому её можно подарить?». Очень стараются и дарят открытки мамам и бабушкам. Поэтому, мы не просто вырезаем и наклеиваем фигурки из различных материалов, а делаем поздравительные открытки ко Дню Матери, к Новому году и к 8 марта.

Практика доказывает, что результативность обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от качества взаимодействия педагога с родителями ученика. Каждый год на родительских собраниях учитель рассказывает про успехи каждого ребёнка, показывает фото и видеозаписи с занятий, выдает рекомендации на каникулы, отвечает на вопросы родителей на индивидуальных консультациях.

Таким образом, реализация дифференцированного и индивидуального подходов в процессе обучения помогает оптимизировать процесс обучения и добиться возможно более высокого раскрытия потенциала каждого ученика.

Список литературы

  1. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. 240 с.