Рабочая программа по природоведению для обучающихся 7-го класса с умеренной умственной отсталостью

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 7

Ключевые слова: умственно отсталый ученик, рабочая программа по природоведению


Пояснительная записка

1.1.Адресат

Программа адресована обучающимся 7 класса (классы с нарушениями интеллектуального развития (тяжёлая и глубокая умственная отсталость)

1.2.Нормативно-правовая база

Рабочая программа составлена на основе примерной Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы/ под ред. В.В.Воронковой, М., издательство «Владос», 2010г, рекомендованных Министерством образования и науки

1.3.Цели и задачи

Цель: изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с умеренной умственной отсталостью о об основных элементах неживой природы, формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой.

Курс «Природоведение» решает следующие задачи:
- уточняет имеющиеся у ребенка представления о неживой природе, даёт новые знания об основных её компонентах(воде, воздухе, полезных ископаемых, почве);
- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
- вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания;
- формирует знания о природе своего края;
- формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит бережному отношению к природе.

Коррекционные задачи:
- Активизация речевой и познавательной деятельности;
- Развитие чувственного познания;
- Побуждение к самостоятельному высказыванию;
- Формирование адекватного восприятия окружающего мира;
- Развитие интереса и бережное отношение к природе.

2. Общая характеристика учебного предмета

2.1. Учебный
предмет в системе
основного
общего
образования

Учебный предмет в системе направлен на изучение «Естествознания» согласно «Учебного плана специальных (коррекционных) классов с нарушениями интеллектуального развития.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом метапредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных, психофизических особенностей учащихся. В 7 классе основное время отведено для изучения неживой природы. Обучающиеся должны узнать, чем отличается живая природа от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных свойствах воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы.
Предмет «Природоведение» включает разделы:
«Природа»
«Вода»
«Воздух»
«Полезные ископаемые»
«Почва»
«Охрана природы»

2.2. Специфика
учебного предмета

Специфика преподавания предмета «Природоведение» в 7 классе обусловлена особенностями развития данной категории детей. Для обучающихся с ТНМР характерна умственная отсталость в умеренной, или тяжелой степени, которая сочетается с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У двух детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение.
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характеризуются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического, затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи, что требует для большей части обучающихся использование разнообразных средств невербальной коммуникации, а также логопедической коррекции. Внимание у обучающихся со сложными дефектами отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, неустойчивости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий, однако, при продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности. Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий. У части детей отмечается замедленный темп, рассогласованность, неловкость движений. У одного ребёнка - повышенная возбудимость сочетается с хаотичной нецеленаправленной деятельностью.
Обучающиеся со сложными дефектами слабо владеют устной и письменной речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Часть детей имеют и другие нарушения, которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие ребёнка не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим, учащимся со сложными дефектами требуется значительная помощь, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом.
Уровень психофизического развития детей со сложными дефектами трудно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе. Динамика развития детей данной группы определяется рядом факторов: этиологией, патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками выявления отклонений, характером и степенью выраженности каждого из первичных расстройств, спецификой их сочетания, а также сроками начала, объемом и качеством оказываемой коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти и др. непродуктивными оказываются подходы, требующие формирования абстрактно-логического мышления и речемыслительных процессов. В этой связи возникают особые препятствия в усвоении «академического» компонента различных школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно - потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер
Программа «Неживая природа» продолжает вводный курс «Природоведение» (6 класс) при изучении которого обучающиеся получили элементарную естественнонаучную подготовку. Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность биологического курса, а его содержание способствует правильному поведению в соответствии с законами природы и общечеловеческими ценностями.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять новыми сведениями. В программе определен базовый образовательный уровень знаний. Программа базируется на знакомых учащимся объектах и явлениях окружающего мира и дает учителю возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
Уроки естествознания вооружают обучающихся знаниями об основных элементах неживой и живой природы, формируют правильное понимание и отношение к природным явлениям, воспитывают бережное отношение к природе. Известно, что ощущения человека, получаемые от внешнего мира, являются первой ступенью в его познании, на следующей ступени приобретаются знания в виде понятий, правил, законов. Чтобы знания обучающихся были осознанными и отражали объективную сущность действительности, процесс обучения должен обеспечить опору на их ощущения.
Уроки естествознания играют огромную роль в развитии и поддержании интереса обучающихся к учению. Предметная наглядность, связь с жизненным опытом, практическая значимость изучаемого на уроках материала позволяют обогащать впечатления, поддерживать внимание обучающихся в течение всего урока, формировать мотивацию. Изучение предмета дает возможность вовлекать обучающихся в природоохранную работу, что способствует формированию экологической культуры, необходимой в процессе социальной адаптации в общество выпускников школы. Современная организация обучения должна быть направлена не столько на увеличение объема знаний, сколько на обучение приемам умственной деятельности, анализу, сравнению, обобщению, классификации. Разделы естествознания, изучающие неживую и живую природу, дают богатый материал для развития всех умственных операций обучающегося.
При изучении курса биологии в 7 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получат новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы
Изучение курса «Неживая природа» формирует у детей чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Обучающиеся должны понимать, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека, знать, что человек - часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и будущих поколений.
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий, которые посильны для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Особый интерес у обучающихся вызывают практические работы, просмотр и обсуждение видеосюжетов о явлениях природы, использовании полезных ископаемых, о влиянии неблагоприятных факторов на природу и др.
На уроках целесообразно использовать дидактические игры, которые позволяют в разнообразной форме не только изучить новый материал, закреплять, но и проверять знания обучающихся, что позволяет выявлять степень усвоения изученного материала. Использование дидактических игр Лифановой Т.В. на уроках помогает эффективно решать дидактические, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи. Применение разнообразных средств обучения на уроках биологии позволяют повысить качество обучения и способствуют формированию у обучающихся познавательного интереса к изучаемому предмету.

3. Место учебного предмета в учебном плане

3.1. Предметная область

Естествознание. Предмет: «Природоведение» ( относится к обязательной части образовательного процесса)

3.2. Сроки изучения

Сроки изучения программы 34 учебные недели, 68 часов в год, (2 часа в неделю).

3.3 Недельное и годовое распределение часов


п/п

Класс

Название раздела программы

Количество часов

в неделю

в год

1

7 (в) класс

«Естествознание» (Неживая природа)

2 часа

68 часов

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение. Содержание учебного предмета направлено на формирование способности применять знания и умения в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни;

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Результатами освоения учебного предмета «Живой мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

5.1 Личностные результаты

- Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

- Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

- Освоить роль ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

- Повышение адаптивных возможностей детей благодаря улучшению их социальной ориентировки;

- Обогащение жизненного опыта детей путем организации предметно-практической и продуктивной деятельности;

- Уточнение, расширение и активизация лексического запаса;

- Улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти;

- Активизация мыслительной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и классификация изучаемых предметов;

- Формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения;

5.2 Метапредметные результаты

Регулятивные базовые учебные действия

Выпускник научится:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации с помощью учителя;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Выпускник получит возможность научиться:
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- применять установленные правила в планировании способа решения;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату с помощью учителя;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок с помощью учителя;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаковс помощью учителя;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явленийс помощью учителя;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связяхс помощью учителя;

Выпускник получит возможность научиться:
- с помощью учителя выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
- с помощью учителя контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

Коммуникативные универсальные учебные действия

- Выпускник научится:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и - ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

Выпускник получит возможность научиться:
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- слушать собеседника;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

5.3. Предметные результаты

Минимальный уровень:
- узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
- правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы;
- называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые),
- относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (живое, неживое)
- иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире ;
- соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
- выполнять несложные задания под контролем учителя; адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога.

Ориентировать учащихся на освоение умений достаточного уровня:
- узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
- правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
- иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
- знать отличительные существенные признаки групп объектов;
- различать объекты живой и неживой природы;
- выделять компоненты неживой природы; узнавать в природе и на рисунках;
- называть наиболее распространённые явления природы своей местности;
- выделять существенные признаки групп объектов; знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила здорового образа жизни;
- вступать в беседу; обсуждать изученное; проявлять желание рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
- выполнять здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленно оценивать свою работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу;
- выработать у обучающихся достаточный уровень самостоятельности при выборе социально-приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций

6. Содержание учебного предмета

6.1. Основное содержание учебного предмета

Данная программа включает темы, предусмотренные авторской программой В.И.Сивоглазова учебного курса «Биология» («Естествознание») и составлена для раздела «Неживая природа». 7 класс.

1. Введение.
Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы. Твёрдые тела, жидкости и газы. Для чего нужно изучать неживую природу.

2. Вода.
Вода в природе. Температура воды и её измерение. Единица измерения температуры воды - градус.
Свойства воды: непостоянство формы, текучесть, прозрачность. Учёт и использование этих свойств человеком.
Способность воды растворять некоторые твёрдые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в быту (стиральные, питьевые и т.д.) Растворы в природе: минеральная и морская вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Питьевая вода.
Три состояния воды. Значение воды в природе. Значение воды в быту. Значение воды в промышленности и сельском хозяйстве.
Охрана воды.

Демонстрация опытов:
- Растворение соли, сахара, марганцовокислого калия в воде.
- Очистка мутной воды.
- Определение нерастворимости мела и крахмала.

Практические работы.
- Определение текучести воды.
- Измерение температуры холодной, горячей, тёплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.
- Определение чистоты воды ближайшего водоёма.

3. Воздух.
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость. Теплопроводность воздуха. Учёт и использование свойств воздуха человеком.
Движение воздуха. Ветер.
Температура воздуха. Измерение. Изменение температуры воздуха в течение суток, года. Зависимость природных явлений от температуры воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Применение углекислого газа при тушении пожара.
Чистый и загрязнённый воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Охрана воздуха.

Демонстрация опытов:

- Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).
- Определение объёма воздуха в какой-либо ёмкости.
- Упругость воздуха.
- Воздух - плохой проводник тепла.

Практические работы.

Измерение температуры воздуха.

4. Полезные ископаемые.
Полезные ископаемые и их значение.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина. Внешний вид и свойства. Добыча и использование.
Горючие полезные ископаемые.
Торф: внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.
Каменный уголь. Внешний вид и свойства угля: цвет, блеск, горючесть, твёрдость, хрупкость. Добыча, использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки: бензин, керосин и др.
Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила общения с газом в быту.
Полезные ископаемые, используемые для получения минеральных удобрений.
Калийная соль. Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.
Железная и медная руды. Их внешний вид и свойства.
Получение чёрных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).
Экологические проблемы, связанные с добычей использованием полезных ископаемых, пути их решения.

Демонстрация опытов:
- Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоёмкости торфа.
- Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: хрупкости каменного угля.
- Определение растворимости калийной соли и фосфоритов.
- Определение некоторых свойств чёрных металлов (упругость, хрупкость, пластичность).
- Определение некоторых свойств цветных металлов (упругость, хрупкость, пластичность).

Практические работы.
- Распознавание чёрных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.

Экскурсия.
- В краеведческий музей и (по возможности) к местам добычи и переработки полезных ископаемых (в зависимости от местных условий).

5. Почва.
Почва - верхний плодородный слой земли. Как образуется почва.
Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, воздух, минеральные соли.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной.
Виды почв.
Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать её и удерживать. Сравнение песчаных почв и глинистых почв по свойствам.
Основное свойство почвы - плодородие.
Местные типы почв: краткая характеристика.
Сезонные работы в поле, саду, огороде. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почвы.

Демонстрация опытов:

- Обнаружение в почве песка, глины, воды, воздуха.
- Определение способности песчаных, глинистых и чернозёмных почв впитывать воду и пропускать её.

Практические работы:
- Различие песчаных и глинистых почв.

Экскурсия:
- К почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.

6. Повторение.
6.2.1 Содержание учебного предмета, планируемые результаты освоения обучающимися

Планируемые результаты:
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны иметь следующие представления:
- о признаках твердых тел, жидкостей и газов;
- о воздухе, его свойствах, о значении воздуха в жизни растений, животных, человека;
- о воде, её свойствах, о значении воды в жизни растений, животных, человека;
- о некоторых полезных ископаемых, их свойствах, о значении полезных ископаемых;
- о почве, её составе, о значении почвы в жизни растений, животных, человека.
Учащиеся должны уметь практически применять следующие знания:
- правильно называть изученные объекты и явления;
- уметь определять температуру воздуха и воды.

Обучающиеся должны уметь:
- отличать жидкие, твердые и газообразные вещества;
- отличать живые и неживые тела;
- проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

7. Планируемый уровень подготовки выпускников
По окончании 7 класса дети в разной степени могут овладеть следующими умениями и навыками:
- Иметь представление о явлениях и объектах неживой природы.
- Уметь адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям, бережно относится к природе
- Выполнять элементарные гигиенические требования
- Самостоятельно выбирать социально-приемлемый выход из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций

8. Система оценки по учебному предмету
Формы контроля: индивидуальные и групповые практические задания, задания по образцу, по подражанию, с помощью учителя, контрольная работа по четвертям, за год.
Учёт знаний, умений и навыков учащихся с интеллектуальной недостаточностью по курсу «Естествознание» включает разные варианты поурочного контроля (тесты, опросы, работа в рабочей тетради, индивидуальные и групповые практические работы, задания по образцу, по подражанию, с помощью учителя, контрольная работа по четвертям, за год) и тематический контроль (повторительно-обобщающие уроки и зачеты). Выбор формы контроля зависит от психофизических особенностей учащихся.

При оценке ответов принимается во внимание:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
- полнота ответа;
- умение практически применять свои знания.

  • Оценка «5» ставится, если вся задания выполняются без ошибок, самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
  • Оценка «4» ставится, если при выполнении заданий учеником допускаются 2-3 ошибки или учителем оказывается помощь.
  • Оценка «3» ставится, если при выполнении заданий ученик допускает более трёх ошибок и оказывается значительная помощь учителя.

При оценке знаний учитываются индивидуальные особенности учащихся, учитель может снижать уровень требований к отдельным учащимся по наиболее сложным темам.

Для выявления результатов обучения должен быть учтен ряд факторов:
- необходимо учитывать особенности текущего психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося;
- в процессе предъявления заданий должны использоваться все доступные обучающемуся средства коммуникации;
- формы выявления возможной результативности обучения должны быть вариативными для различных детей, разрабатываться индивидуально, разрабатываться в тесной связи с практической деятельностью детей;
- способы выявления умений и представлений детей с умственной отсталостью могут носить как традиционный характер, так и быть представлены в другой форме;
- в процессе предъявления и выполнения заданий обучающимся должна оказываться необходимая помощь, которая может носить разнообразный характер;
- при оценке результативности достижений необходимо учитывать уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка;
- выявление результативности обучения должно быть направлено не только на определение актуального уровня развития, но и «зоны ближайшего», а для некоторых обучающихся «зоны отдаленного развития», т.е. возможностей потенциального развития;
- выявление представлений, умений и навыков обучающихся с умственной отсталостью должно создавать основу для дальнейшей корректировки специальной индивидуальной образовательной программы, конкретизации плана дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

Оценка результатов обучения позволяет оценить динамику развития жизненной компетенции каждого учащегося.

  • оценку «удовлетворительно» можно поставить, если верно выполнено от 35% до 50% заданий,
  • оценку «хорошо» - от 50% до 65%,
  • а оценку «очень хорошо» - свыше 65%.
В любом случае, организуя итоговую (контрольную) проверку знаний умственно отсталого школьника, следует исходить из достигнутого им минимального уровня, и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «применить» к ребёнку с интеллектуальным дефектом, поэтому эти предложения носят рекомендательный характер.

9. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Для реализации цели и задач обучения предмета «Живой мир» по данной программе используется УМК: 6 класс.

  1. Биология. Неживая природа. 6 кл.: учеб. для ОУ VIII вида / А.И.Никишов - М., Просвещение, 2013.
  2. Рабочая тетрадь по естествознанию. 6 кл. / А.И.Никишов, Н.И.Арсиневич - М., Просвещение, 2013.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия:

  • Учебник «Биология Неживая природа», рабочая тетрадь к учебнику.
  • Экранно-звуковые пособия (в цифровом виде)

DVD

  • Начальная школа Кирилла и Мефодия «Окружающий мир» 1-2 классы
  • Детская энциклопедия
  • Подземные сокровища
  • Цифровые образовательные ресурсы
  • Видеофрагменты Дождь», «Ветер»

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  • Лабораторная посуда
  • Прибор для получения углекислого газа

Натуральные объекты

  • Коллекции демонстрационные «Полезные ископаемые»
  • Коллекция «Глина и песок» 6. Коллекция Металлы и сплавы
  • Набор «Торф» 7. Почва
  • Набор «Гранит» 8. Коллекция строительных материалов
  • Набор «Каменный уголь» 9. Основные виды промышленного сырья

Демонстрационные пособия

  • Комплект плакатов по теме « Неживая природа»
  • 3 состояния воды
  • Круговорот воды в природе
  • Измерение температуры воды

Список литературы

1. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
2. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.
3. Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.
4. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир - мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.
5. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.И. С любовью к природе. Дидактический материал по природоведению. М., Педагогика, 1978.
6. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.
7. Планета - наш дом. Учебник -хрестоматия по основам экологии. М., Лайда, 19995.
8. Биология. 6 класс. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды). Составитель Н.А.Касаткина. Волгоград, Учитель, 2004.
9. Хрестоматия по природоведению. Составитель В.П. Горощенко. М., Просвещение, 1979

Методическая литература:
1. Методика преподавания естествознания в 5-7 классах общеобразовательных учреждений: Книга для учителя /Под ред. А.Г.Хрипковой. - М.: Просвещение, 1997. -С. 83-93, 125-139.
2. Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1988. - 175 с.
3.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:(Олигофренопедагогика) /Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Академия, 2000. -С.152-172.
4.Худенко Е.Д. Естествознание во вспомогательной школе//Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников. - М.: МГПИ, 1987. - С. 65-69.
5. Худенко Е.Д. Использование словесных методов на урокахестествознания //Дефектология. - 1989. - №1. - С. 30-35.
6. Худенко Е.Д. Формирование биологических понятий на уроках естествознания //Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников. - М.: МГПИ, 1983. - С. 72-77.
7.Брэм А.Э. Жизнь животных. В 3-х т. - М.: «Терра» - «Terra», 1992. -Т.3. - С. 5-160.
8. Книга для чтения по зоологии: Пособие для учащихся. - М.:Просвещение, 1981. - С. 94-141.
9. Основы экологии /Под ред. В.И. Жидкина. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 1994. - 352 с.
10. Старикович С.Ф. Самые обычные животные. - М.: Наука, 1988. - С.79-107.
11. Что такое? Кто такой? В 3-х т. - М.: Педагогика-Пресс, 1995. - Т.2. -С. 7-8, 43-47, 104-105, 112-113, 162-164, 338; Т. 3. - С. 50-51, 131, 161, 172,262-263, 293, 332-333.
12.Беме Р.Л., Кузнецов А.А. Птицы открытых и околоводных пространств : Полевой определитель: Кн. для учителя. - М., 1983.
13. Герасимов В.П. Живой мир нашей Родины. Пособие для учителей. - М., 1977.
14. Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. - М., 1973.
15. Имехенова С.В., Шелкунова О.В. К вопросу о формировании экологической культуры у учащихся с нарушением интеллекта // Ступени: Научный журнал. - 2002. - № 3.
16. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Кн. для учителя. - М., 1991.
17. Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А. Занимательная ботаника: Кн. для учащихся, учителей и родителей. - М., 1998.
18. Сабунаев В.Б. Занимательная ихтиология. - Л., 1967.
19. Шелкунова О.В. В помощь студенту, ориентированному на творческую профессиональную самореализацию: Методические рекомендации по методике преподавания естествознания в школе 8 вида. - Иркутск, 2002.
20. Шелкунова О.В. Тестовый контроль знаний на уроках естествознания в специальных (коррекционных) школах // Ступени: Научный журнал. - 2000. - № 1.
21. Яковлева О.В., Шелкунова О.В. Использование детской литературы на уроках естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Ступени: Научный журнал. - 2002. - № 3.

Сайты

http://viki.rdf.ru/item/3713/download/
http://bratella.ucoz.ru/load/2
http://logopedist2012.ucoz.ru/publ/osobennosti_raboty_s_quot_negovorjashhim_quot_rebjonkom/1-1-0-8

Приложение