Литература
-
Как воспитывали русского дворянина. Программа спецкурса для учащихся 10—11-х классов 2003
Использование традиций дворянского воспитания, знакомство с образом жизни дворянства может быть очень полезным в духовном, нравственном воспитании современной молодежи.
-
Как математик сказку читал, или Многоцветие фабульного мира "Снежной королевы" 2019
Можно ли в сказочном произведении исследовать глубинный смысл, сюжетную линию и авторские художественные приёмы посредством математических методов? Предлагаемый проект демонстрирует реализацию этой возможности. Работа может быть полезна учителям математики, словесности, изобразительного искусства и руководителям проектной деятельности школьников.
-
Как научить школьников вдумчивому чтению художественного текста 2008
Главное всегда помнить: интерес к чтению возникает не сам по себе, его надо формировать, особенно в школе при работе с художественным словом. Урок-мастерская по произведению В.Распутина — один из тех, который предназначен стимулировать интерес школьников в постижении сюжета произведения, главной мысли, идеи автора.
-
«Как наше слово отзовётся…» 2017
Как сделать так, чтобы подрастающее поколение могло познать это самое русское слово, понять его весомость и невесомость, его богатство и его уязвимость, его красоту и неповторимость! Пытаюсь научить детей уметь «чувствовать» произведения, уметь «вживаться» в роль героев. Каждый день от урока к уроку доказываем с ребятами, что язык русский – живой! И значит относиться к нему надо бережно! А ещё уважительно! Потому что это язык Родины, язык предков, язык классики, язык нашей истории…
-
Как организовать исследовательскую деятельность учащихся? (из опыта работы) 2023
Подготовкой к научно-исследовательской деятельности является в нашей школе проектная деятельность, в которую вовлечены все учащиеся (с 5 по 9 классы). Главная идея проектной деятельности состоит в том, что ребенок выполняет ту работу, которая выбрана им самим. Проектное обучение усиливает истинное учение со стороны учащегося. Часто из проектных работ вырастают научно-исследовательские.
-
"Как пламень жертвенный, чиста моя любовь" (А.С. Пушкин) 2007
Заседание литературного клуба учащихся 1-го класса, посвященного А.С. Пушкину.
-
Как помочь ребенку понимать художественный текст 2007
Я искренне убеждена в том, что любой читатель, даже маленький, способен понять произведение, но при условиях: этому его надо и можно учить! Учить – значит развивать способность ребенка к глубокому, вдумчивому чтению, которое и даст "ключ" к овладению художественными нормами языка произведения. Учить пониманию – вот основная задача учителя на уроке чтения.
-
Как привить любовь к чтению у ребят старшего дошкольного возраста 2024
В последние годы чтение все больше утрачивает свою культурную, образовательную и воспитательную роль в обществе, поэтому тревога педагогов, психологов и родителей весьма обоснована: мало и плохо читающие дети отстают в своем интеллектуальном и социальном развитии от сверстников, испытывают трудности в общении.
-
Как приобщить ребенка к чтению? 2013
Надо приучить ребенка: по-онегински читать, по-рахметовски выбирать книгу, боготворить ее, как Ниловна, которая прежде чем завести разговор о книге, зачем-то чисто вымыла руки, по-корчагинцы общаться с нею, научить как работать с книгой. Лишь тогда будет желание читать ее, а спустя какое–то время и перечитать.
-
Как приучить ребенка к чтению 2020
Ребенок может читать только тогда, когда ему интересно и весело. И перед взрослыми встает следующая задача - сделать процесс увлекательным. А как это можно сделать?
-
Как пробудить ген победителя в сознании современного школьника? (Изучение творчества В.Н.Крупина) 2022
Автор делится опытом работы по творчеству В.Н.Крупина. Занятия, о которых идёт речь, входят в курсы программы воспитательной работы школы «Читая вместе Крупина». В эпоху «нечтения» важно научить учеников вдумчивому чтению, чтобы нацелить их на творческое восприятие произведения и вызвать стремление к идеалу, что испокон века было свойственно русской душе.
-
Как проводить викторины в сельской малокомплектной школе? 2009
Я работаю учителем якутского языка и литературы 24 года. За все эти годы провожу примерно по два раза в год литературные викторины о родной литературе. Всего провела около пятидесяти викторин и хочу поделиться своим опытом работы с молодыми педагогами.
-
"Как рождается пьеса?" 2009
Разработка урока предназначена для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы. Материал отражает жанровую природу пьесы. Предложенная форма организации деятельности учащихся позволяет раскрыть творческий потенциал пятиклассника.
-
Как сделать урок литературы интересным 2021
В последнее время широко обсуждается такая проблема, как снижение интереса к чтению, поэтому роль учителя литературы в современных условиях всё более возрастает. Заинтересовать детей интересной книгой, а также привлечь их к чтению произведений, данных в программе по литературе, становится всё сложнее. В процессе обучения привлечь к предмету литературы детей можно с помощью интерактивных методов, которые «позволяют активизировать учебный процесс, создать благоприятный эмоциональный фон, способствуют развитию познавательного интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной работы, отношений дружбы и взаимопомощи в коллективе».
-
Какие книги прочитают наши дети 2012
Произведения, предложенные авторами программ по литературе для внеклассного чтения, дети читают, но не все и не всё. Многие говорят, что далекие от сегодняшней жизни события их не так интересуют, как сегодняшняя жизнь. Мы не можем во всем согласиться с детьми: проблемы, поднятые классиками русской литературы, никогда не устареют. Наряду с этими произведениями появляются те, которые оставят равнодушными детей.
-
Каким литературным героям установлен памятник 2022
По всей России и по всему миру установлены памятники героям книг. Многие из этих героев внесли вклад в нашу жизнь не меньше, чем реальные люди. Каждый день они дают нам возможность чувствовать разные эмоции. Сопереживать, радоваться и любить вместе с ними. Установка памятников героям произведений - традиция, которая насчитывает не одно десятилетие.
-
"Каким словом жив человек?" (проблемный анализ рассказа Ю.В. Буйды "Синдбад Мореход") 2009
Урок проблемного анализа, построенный на основе рассказа «Синдбад Мореход» современного писателя Ю.В. Буйды, должен послужить для учеников опытом познания жизни вообще и своей в частности. Учащиеся непременно задумаются о том, как может искусство слова действовать на человека, влиять на него, спасать в трудную минуту, вдохновлять.
-
"Какой дорогой идти…" (жизненная позиция героя рассказа Л.Н. Толстого "После бала") 2010
На уроке рассматривается личность Толстого как воплощение совести, мучительного поиска истины. Проводится беседа с целью выявления восприятия прочитанного. Рассматривается мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Выявление жизненной позиции героя Ивана Васильевича в рассказе «После бала».
-
Какой путь приводит человечество к миру? (по роману А.Камю "Чума") 2010
На мой взгляд, текст романа "Чума" А.Камю является универсальным произведением, в котором в доступной форме рассматриваются сложные философские проблемы добра и зла, выбора в экстремальной жизненной ситуации. Автор раскрывает в романе тему любви, тему дружбы, сплоченности, терпимости людей. Роман представляет собой критику фашизма. В то время как наше общество начинает забывать факты Второй мировой войны, знакомство с данным романом очень актуально: это взгляд европейского человека на ужасы фашизма, человека, который знаком с ними не понаслышке.
-
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5-м классе по учебнику Кудиной-Новлянской 2010
В ходе освоения программы было много трудностей, начиная с изменения собственных взглядов и установок на преподавание литературы, приобретения методических пособий и заканчивая адаптацией данного курса в условиях обычной сельской школы, где на преподавание отводится два часа в 5-м классе, хотя данный курс предполагает четыре. В данной работе предложено календарно-тематическое планирование уроков литературы из расчёта 2 часа в неделю.
-
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6-м классе по программе А. Кутузова 2011
В статье представлено календарно-тематическое планирование уроков литературы по программе А.Г. Кутузова, рассчитано на 105 часов (3 урока в неделю) и используется в классах с углубленным изучением русского языка.
-
Календарно-тематическое планирование уроков литературы. 9-й класс 2021
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9-м классе составлено на основе: «Литература» Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровина 5–9 классы, 2017 г. и ориентировано на использование учебника под редакцией В.Я.Коровина и др. Литература 9 класс в 2 частях. - М.: Просвещение, 2019.
-
Калининград литературный 2011
Перед учащимися на уроке был поставлен вопрос: знают ли сегодняшние молодые люди творчество калининградских писателей, читают ли их произведения? Студенты сформулировали цель проекта: выяснить степень знакомства молодежной аудитории с творчеством писателей-калининградцев, подготовить информацию о деятельности литераторов Калининграда.
-
Карнавализация как стилевая тенденция в литературе 20-х годов. Карнавализация в романе М.Булгакова "Собачье сердце" 2009
Статья, посвященная исследованию стилевого приема карнавализации в русской литературе на примере творчества М.Булгакова (повесть «Собачье сердце»). Изучается язык символических конкретно-чувственных форм: от больших и массовых действий, до отдельных карнавальных жестов.
-
Картины природы в живописи, музыке и лирике И.А. Бунина 2010
На данном уроке шестиклассники учатся воспринимать художественное совершенство и неповторимость лирики И.А. Бунина, зачаровывающую музыку его стиха, красоту выраженных чувств, испытывать эстетическое наслаждение от соприкосновения с поэзией, музыкой, живописью, развивают навыки анализа поэтического текста.
-
"Категории "свободы" и "воли" в пьесах А.Н. Островского". 10-й класс 2013
Цель урока: выявить сходство и различие категорий "свобода" и "воля" на семантическом, этимологическом, ассоциативном уровне; определить роль категорий в пьесах А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница". Урок развивает читательский кругозор, мышление, коммуникативные умения учащихся, приобщаети к духовным ценностям в знакомстве с литературными произведениями.
-
Категории добра и зла в произведениях Л.Н. Андреева (на материале повести "Иуда Искариот" и рассказа "Правила добра") 2007
Леонид Андреев - один из немногих в русской литературе писателей, посвятивших своё творчество поиску парадоксальных ответов на сложнейшие этико-философские вопросы. Диалектика добра и зла, преданности и предательства особенно ярко представлена в творчестве Леонида Андреева произведениями "Правила добра" и "Иуда Искариот". В статье даётся анализ названных произведений Л.Н.Андреева в контексте эволюции понятий добра и зла в литературе и философии XX века, развития темы добра и зла в творчестве писателя, стиля и художественных особенностей произведений. Уделяется внимание философскому и литературному интертексту в произведениях Андреева.
-
Категория времени и категория пространства в рассказе "Один день Ивана Денисовича" А.И. Солженицына. Урок литературы в 11-м классе 2010
Урок разработан по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Основная форма организации урока – мастерская – предполагает творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и смыслов по теме урока. Используются метод самостоятельного конструирования понятий, метод «ключевых слов», метод смысловых ассоциаций.
-
Квест-игра "Книга – кладезь мудрости" 2020
Представлено мероприятие для детей младшего и среднего школьного возраста призвано развивать интерес к чтению книг и обогащать словарный запас учащихся. Учащиеся получают опережающее задание – перечитать сказки А.С.Пушкина и басни И.А.Крылова.
-
Квест-урок в музее «Москва и Флот». Разработка урока по роману В.Распутина "Живи и помни" 2017
«Урок в музее» - сложившаяся форма проведения урока внеклассного чтения, посвященного Великой Отечественной войне, как нельзя лучше способствует патриотическому воспитанию. Сама обстановка, экспонаты, атмосфера музея делает урок очень важным, значимым, серьезным для учащихся. Выбранный для урока роман В.Распутина «Живи и помни» - роман психологический. Учащиеся получают возможность избавиться от скованности, ощутить внутреннюю свободу и непринужденность в разговоре.