Что греха таить? Не хотят наши дети читать. Дома, по рассказам родителей, их не оторвешь от компьютера, а в школе мы и сами видим, как сразу после звонка многие ученики не к уроку готовятся, не говоря уже о том, чтобы повторить домашнее задание, как делали их сверстники еще каких-то пятнадцать лет назад, а хватаются за телефон. Нет, не для того, чтобы позвонить… Там – ИГРА!!! Игра, которая их затянула, которая не отпускает, и они ждут не дождутся, когда же прозвенит долгожданный освободитель от урока, чтобы продолжить свое путешествие в виртуальном мире.
Произведения, предложенные авторами программ по литературе для внеклассного чтения, дети читают, но не все и не все. Многие говорят, что далекие от сегодняшней жизни события их не так интересуют, как сегодняшняя жизнь.
Мы не можем во всем согласиться с детьми: проблемы, поднятые классиками русской литературы, никогда не устареют. Но наряду с этими произведениями появляются сейчас такие, что не оставляют равнодушными и наших современных детей. О них и хочется рассказать, поделиться с коллегами собственным опытом.
Ольга Ивановна Ларькина живет в Самаре, работает заместителем редактора газеты “Благовест”. И именно ее перу принадлежат два прекрасных произведения, которые дети с удовольствием читают.
“Удивительные приключения Димки Голубева, которые помогли ему стать человеком” – небольшая сказочная повесть, которую прочитали (и не один раз) не только мои шестиклассники, но и их родители, бабушки и дедушки, родные, соседи…
Это ли не показатель того, насколько интересна книга?!! Сюжет ее прост. Мальчик за жестокое отношение к котенку сам оказывается в шкуре котенка и на себе испытывает все тяготы жизни бездомного животного. Автор оставляет котенку Дымке возможность мыслить по-человечески, чтобы оценивать ситуацию, в которой он оказался.
Дети с увлечением читают произведение, которое учит их доброте, внимательному отношению к животным, к окружающим. Учит самоотверженности и мужеству.
Текст этой книги есть в интернете. Мои дети его скачали, сами сделали иллюстрации к каждой главе, и получилось удивительное издание. Два экземпляра такого “самиздата” Ольга Ивановна, которая присутствовала на уроке, получила в подарок, а ребят, сделавших эти книги, назвала своими соавторами.
“Ящик Пандоры” – другая повесть О.Ларькиной. И тоже сказочная. А сказки дети любят, тем более, если они современные. А уж проблемы, поднятые в ней, – современней некуда.
Фабула проста. В современном дворе появляется волшебный магазин, где исполняются самые заветные мечты. Можешь взять любую вещь. Без денег!!! Но за это отдай самое памятное, сделай пакость… И девочка отдает свою тряпичную куклу (единственную память об умершей матери) взамен на красивый домик с современными куклами. Другая заливает чернилами бабушкину Библию, любитель интернетигр уходит в них с головой и чуть не погибает… А ведь это уже не сказка. Это – наша реальность. И автор показывает постепенное прозрение детей, которое совершается силами родителей. Вот уж действительно современные проблемы, с которыми не могут справиться ни учителя, ни родители. И если дети прочитают эту повесть, может, хоть кто-то задумается, хоть немного остановится и оценит себя в современной жизни?
Обе повести О.И.Ларькиной читаются очень легко, обе есть в интернете, так что проблем с поиском текста у школьников не будет.
В 8 классах я проводила конференцию по повести белорусского писателя Бориса Ганаги “Чудик”. Перед уроком подошел мальчик и сказал мне:
– Прикольная книжка.
Спрашиваю:
– Смешная?
– Нет… Затягивает. Не поверите, но я некоторые места по два раза читал.
– Непонятно было?
– Нет, просто захотелось получше разобраться, запомнить.
Это был бальзам на душу. Мой Саша, троечник, которого читать приходится заставлять, что говорится, из-под палки, повторно читал “Чудика”. Не надо никакой рекламы, если такой ученик дважды прочитал произведение.
Сюжет книги незамысловатый. В деревню к тете приезжает на все лето подросток Серафим, мальчик верующий, не такой, как все, за что и получает прозвище Чудик.
Он не курит, не пьет, не сквернословит… А деревенская молодежь, не зная, куда себя деть, развлекается “по-современному” и его за собой тянет. Легко ли выстоять? Одному? Против всех? Один может быть в поле воином? Оказывается, может. Но сколько надо было иметь мужества, силы воли, веры в свою правоту, чтобы не “прогнуться под изменчивый мир” (эта песня Макаревича прозвучала на уроке как эпиграф к произведению).
Закончилось лето. Серафиму надо уезжать. И его провожает вся деревня. Рая, девушка, которая по наущению ровесников пыталась соблазнить Серафима, на прощание говорит ему:
– Ты не Чудик. Ты ЧУДО!!!
А как много узнают подростки из этой книги о том, о чем не задумываются, гонясь за модой! И о вреде громкой музыки на умственные способности человека, и о рок-концертах, о сквернословии и пьянке, о блуде и о том, как правильно проводить поминки… Это настоящая энциклопедия нравственности, написанная легко, доступным языком, которая читается с увлечением даже нашими нечитающими учениками.
Совершенно необычное произведение – дилогия Анатолия Лимонова “Девочка Прасковья” и “Клад отца Иоанна”. Книга приключенческого характера. Православная девочка и современный подросток из богатой семьи оказываются вдвоем в тайге. Они выживают благодаря взаимопомощи, поддержке друг друга. Напряженность сюжета заставляет ребят читать дальше и дальше, потому что им интересно, чем же закончатся злоключения ребят. А вторая книга – это современный детектив. Уже подросшие Прасковья и Георгий работают в православном лагере на расчистке территории разрушенного в годы революции храма. Они узнают, что отец Иоанн спрятал самое ценное перед арестом, чтобы богатства не были разграблены. Ребята начитают искать сокровища. Но ищут их и бандиты… В современном детективе школьники получат не один урок нравственности. Здесь не будет убийств, крови и жестоких пыток, но от этого произведение не менее напряженно читается, чем другие детективы.
Кто из сегодняшних детей не увлекался Гарри Поттером? А вот книга греческого писателя “Дети против волшебников” развенчивает многие положения современного бестселлера. Автор рассказывает о России, о том, что во все времена у русичей существовала особая “защита” – православие. Ведь недаром древние воины шли на врага со словами:
– За веру православную!
И Русь называли Святой.
Еще одна дилогия – “Ваня Жуков против” и “Поле васильково”.
И снова наши реалии – непослушание подростков, желание быть самостоятельными и делать то, что хочется. Отсутствие взаимопонимания!!! Подростки любят такое читать Это – про них. Но автор ненавязчиво подводит к мысли, что только родители могут дать детям все, что нужно. И такое, КАКОЕ нужно.
Читатель, вероятно, заметил, что все эти книги с православным уклоном. Но нет там давления, не выделяется народ православный и не унижаются другие верования. Поэтому эти книги читают одинаково увлеченно и мусульмане, и другие дети.
Предлагая эти книги для чтения, я говорю родителям своих учеников:
– Чем ребенок пойдет в подворотню и присоединится к нехорошей группе, чем он начнет курить, пить, сквернословить, не слушаться родителей, пусть лучше читает такие книги, учится любви и пониманию. Пусть лучше в храм пойдет, научится прощать… Только не в мир тьмы и греха.
И родители меня понимают.