«Как наше слово отзовётся…»

Разделы: Литература


Истинная любовь к своей стране
немыслима без любви к своему языку.

 Паустовский К.Г.

В ноябре 2016 года на  награждении  лауреатов премии Русского географического общества президент России Путин Владимир Владимирович пообщался с 9-летним мальчиком, который стал известен россиянам благодаря знанию столиц всех стран мира. Тогда президент поинтересовался, где заканчиваются границы  России. Мальчик начал отвечать, однако глава государства, наклонившись к ребёнку, улыбаясь,  остроумно пошутил: «Границы России нигде не заканчиваются».

Но в каждой шутке есть доля правды. Владимир Владимирович отчасти был прав. Нет границ у русской речи! Речи Достоевского, Толстого, Чехова! На мой взгляд, нет такого уголка на земном шаре, где не звучало бы русское слово! А для меня слова Родина, Отечество и  русская речь - равнозначны!

Как же сделать так, чтобы подрастающее поколение могло познать это самое русское слово, понять его весомость и невесомость, его богатство и его уязвимость, его красоту и  неповторимость!

Настоящий писатель не просто создаёт своё произведение, а запечатлевает в них свои сокровенные мечты, вкладывает свою любовь к чему-то или к кому-то, доказывает миру свои мысли по поводу сотворения мира, делится своей болью или радостью. И я пытаюсь научить детей читать эти мысли, уметь «чувствовать» произведения, уметь «вживаться» в роль героев.

Даже первая тоненькая детская книжица, прочитанная родителем для своего дитяти,  имеет самое мощное влияние на всю дальнейшую жизнь ребёнка. Так  что же это такое - сила художественного слова?

На уроке литературы в 9 классе при изучении рассказа Ивана Бунина «Тёмные аллеи» обращаю внимание обучающихся на момент «узнавания» главным героем хозяйки постоялого двора.

О чувствах ни слова, но за каждым движением гамма чувств.  «…Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел». Ребята сразу поняли хронологию чувств: герой, услышав своё имя, удивился, затем узнал Надежду, и мгновенно чувство стыда залило краской лицо. Вспомнил ошибки молодости. Разговаривает не глядя, но «краснея сквозь седину», напомнила о любви – «покраснел до слёз». И шагает, шагает, шагает… Высшее волнение!

А зачем Буниным дана картина природы («холодное осеннее ненастье», «залитая дождями, изрезанная … чёрными колеями» дорога) в контрасте с теплом и уютом постоялого двора? Что автор хотел этим сказать?  Жизнь опять поманила, но не захотел ничего менять в своей неудавшейся судьбе. Стена, вставшая между героями, социальное неравенство! Не сдвинуть!

Почему в описании Надежды повторяется союз  тоже: «тоже чернобровая и тоже ещё красивая»? А живот, «как у гусыни», почему-то отталкивает.

Существует несколько видов чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее. Моё внимание всегда привлекает чтение поисковое. Чтение не обязательно может быть быстрым и активным, но оно обязательно должно быть осознанным. Основная цель чтения – понимание содержания чужой речи, чужих мыслей и замысла, лежащего в основе письменного высказывания. А дети часто не понимают, что читают. И тогда вместо снежинки напАдали получаются «озверелые»  снежинки, потому что они нападАли!

На основе осознанного поискового чтения, используя кейс-технологию,  предлагаю ребятам следующую модель поисково-исследовательской деятельности обучающихся на уроке литературы по теме «Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». В «кейсе» обучающихся сведения о правилах дуэли, о свойствах куркового кремневого дуэльного пистолета периода 18 века, почерпнутые из разных источников (в том числе и из всемирной сети).  Главный вопрос, на который обучающиеся должны дать ответ в течение определённого времени на уроке, таков: Почему Онегин, являясь другом Ленского, сблизившись в деревне только  с ним, всё-таки соглашается на смертельный поединок?

В ходе исследования выясняется, что Онегин сделал всё, чтобы нарушить дуэльные правила, а это означало одно: дуэль не должна была состояться!

Во-первых, Онегин опоздал:

…Евгений
Спал в это время мертвым сном.
Уже редеют ночи тени
И встречен Веспер петухом;
Онегин спит себе глубоко.
Уж солнце катится высоко,
И перелетная метель
Блестит и вьется; но постель
Еще Евгений не покинул,
Еще над ним летает сон.

А в неписаном порядке проведения дуэли опоздание допускалось не свыше 15 минут; в противном случае опоздавший считался уклонившимся от дуэли.

Во-вторых, секундант не соответствовал социальному статусу:

- Мой секундант? — сказал Евгений, —
Вот он: мой друг, monsieur Guillot.
Я не предвижу возражений
На представление мое:
Хоть человек он неизвестный,
Но уж конечно малый честный».
Зарецкий губу закусил.

Кто же мог быть секундантом?

«В первую очередь, секундант должен быть таким же человеком чести, как и дуэлянт. Секундант должен удовлетворять тем же требованиям, что и дуэлянт; по своему положению, возрасту и т.п. секундантам необходимо так же соответствовать друг другу, как и дуэлянтам, но со значительно большими допусками; секунданты должны соответствовать и уровню своих принципалов» (http://www.koryazhma.ru/articles/all/russian_duel_rules.asp).

В-третьих, в качестве оружия были выбраны пистолеты Лепажа:

В граненый ствол уходят пули,
И щелкнул в первый раз курок.
Вот порох струйкой сероватой
На полку сыплется. Зубчатый,
Надежно ввинченный кремень
Взведен еще.

Ударно-кремнёвый замок был склонен к частым осечкам и потому требовал внимания и ухода. Обычные причины осечки — стёртый или плохо закреплённый кремень, изношенное огниво, забитое нагаром затравочное отверстие (https://ru.wikipedia.org).
И всё-таки дуэль состоялась…  

Так как руководил ею «старый дуэлист; Он зол, он сплетник, он речист...».
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

Поисково-исследовательская работа «съедает» львиную долю времени на уроке. Но оно того стоит! Поиски «ключевого» слова, слов «красоты», слов «динамики» вызывает у обучающихся интерес к произведению, стимул к внимательному чтению.

В 8 классе после прочтения рассказа И.Бунина «Кавказ» на первый вопрос «О чём этот рассказ?» слышу «О любви». Начинаем искать чувство любви и не находим!  Чувство только одно – страх! Доказательства: герой «воровски» остановился в номерах, она всегда в спешке приходила на свидания, в страхе осуществляли «свой дерзкий план» поездки, внутри героя «всё замирало от тревоги и холода», к вокзалу «пробежал бегом, надвинув на глаза шляпу и уткнув лицо в воротник», на вокзале в купе герой «немедленно опустил занавеску», «на замок запер замок»,  «чуть приоткрыл занавеску», «замер», не сводя глаз с толпы, «похолодел от страха», «поражён» высокой фигурой мужа героини, третий звонок «оглушил,…  поверг в оцепенение», кондуктору «ледяной рукой» не дал, а «сунул» десятирублёвую не купюру -  «бумажку».

Страх настолько силён, что герои не в состоянии любоваться красотами Кавказа. Описание природы красноречиво говорит нам о состоянии героев. В Москве «холодные дожди», «грязно, сумрачно», «тёмный, отвратительный вечер», из «мутного» окна поезда они видят выжженную степь, пыльные дороги, нагие равнины с курганами и могильниками, нестерпимое сухое солнце, вместо неба пыльную тучу.
В этом месте возникает  проблемный вопрос:

- Одно описание пейзажа всё-таки коренным образом отличается от всех остальных! Почему?!  «Горячее солнце было уже сильно, чисто и радостно. В лесах лазурно светился, расходился и таял душистый туман, за дальними лесистыми вершинами сияла предвечная белизна снежных гор…».  Герой вдруг замечает знойный и пахнущий из труб горящим кизяком базар деревни. «…там кипела торговля, было тесно от народа, от верховых лошадей и осликов, — по утрам съезжалось туда на базар множество разноплеменных горцев, — плавно ходили черкешенки в чёрных длинных до земли одеждах, в красных чувяках, с закутанными во что-то чёрное головами, с быстрыми птичьими взглядами, мелькавшими порой из этой траурной запутанности». Может, потому, что один?  Без неё? Ничего не тревожит, и можно быть почти счастливым…

Герои счастливы и несчастливы одновременно… Героиня то плачет, то смеётся. Постепенно прекрасная природа Кавказа начинает действовать умиротворяюще. «На закате часто громоздились за морем удивительные облака; они пылали так великолепно», «как чудесно дробился, кипел блеск» прозрачной горной речки, «в чёрной тьме плыли, мерцали, светили топазовым светом огненные мухи, стеклянными колокольчиками звенели древесные лягушки». Но счастье одних, построенное на несчастье других (в данном случае - мужа), не может  быть долговечным. И вот уже предвестники чего-то страшного: «Иногда по ночам надвигались с гор страшные тучи, шла злобная буря, в шумной гробовой черноте лесов то и дело разверзались волшебные зелёные бездны и раскалывались в небесных высотах допотопные удары грома». И опять вопрос! Почему «допотопные»? Древние? Грозные? Предупреждающие? Знающие всё ещё со времён библейского потопа?  И следом холодное, расчётливое, не оставляющий никаких шансов расчёт офицера с жизнью. А что дальше?  Будут ли герои счастливы в любви после этого? «Все рассказы этой книги, — писал Бунин в 1944 году, — только о любви, о её тёмных и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях».

Особое внимание при анализе литературного произведения  уделяется системе образов. Я считаю, ни одно действующее лицо не появляется просто так! Заставляю искать эту невидимую связь. При изучении рассказа Чехова «Толстый и тонкий» мало кто обращает внимание на сына тонкого, Нафанаила. А приглядеться стоит! К его поведению. При встрече из-за спины Тонкого «выглядывала … его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын». Что можно увидеть в прищуренный глаз?  Изображение становится более чётким! «А это сын мой, Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились! Нафанаил немного подумал и снял шапку». «Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца».  О чём это всё время думает Нафанаил? «Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...» Что значит вытянуться во фрунт? (ФРУНТ, -а, м.: во ~ стать (встать, вытянуться) (устар.) то же, что во фронт стать (встать, вытянуться) (http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-37621.htm).

 Как объяснить поведение Нафанаила? Особо торжественный случай? «…до тайного дослужился... Две звезды имею».  Причём все действия Нафанаила после реакции родителей! Но родители не руководят мальчиком. Он думает!!! Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Что так распирает парнишку? Вытянулся во фрунт дальше некуда? Зачем это Чехову Антону Павловичу?

Чехов был решительным противником семейного гнёта, деспотизма, чинопочитания, религиозной обрядности — всего того, что стесняло свободное развитие личности ребёнка и подростка. Наибольшее внимание Чехов уделил детям семи-одиннадцати лет, так как помимо личного своего мирка, они начинают глубоко интересоваться жизнью, стремятся понять взрослых. Нафанаил, к сожалению, уже слепок своих родителей. «Все трое были приятно ошеломлены».

В «Дурном обществе» В.Г.Короленко обращаю внимание обучающихся на психологическое состояние героев. Как оно меняется? Почему? Насколько мальчик Вася похож характером на отца? Как происходит «открытие» сына отцом, паном судьёй?

Внимание детей не «растекается» по всему тексту, а «цепляется» за ключевые слова: лицо отца «показалось страшным», «тяжёлый неподвижный взгляд», «слова упали … отчётливо и резко», «глаза горели гневом», «дрожала рука», но после посещения пана Тыбурция «рука отца, нежно гладившая» волосы сына, «что-то родное», «обычным своим задумчивым взглядом», «во взгляде … оттенок удивления и как будто вопрос»,  «ласково проговорил». В начале разговора Вася «вздрогнул», отвечает «тихо», «с усилием поднял голову», «съёжился», «ниже опускал голову», «слёзы капали», «повторял еле слышно», навстречу угрозам отца «подымалось едва осознанное оскорблённое чувство»,  «жгучая любовь» к живущим в часовне, «съёжился ещё больше», «горькие слёзы жгли … щёки», а после посещения пана Тыбурция «доверчиво» и «с живостью» берёт руку отца и покрывает её поцелуями, «долго сдерживаемая любовь хлынула целым потоком». Осталось только сделать выводы!

Вообще об этом произведении Владимира  Короленко можно говорить бесконечно. Почему «нянька» вдруг превращается в «старуху с сердитым, подавляющим взглядом, с беззубым, шамкающим ртом»? Почему берёзки на могилкой Маруси со «смутно лепечущей» листвой? Почему кукла «злополучная» кукла и почему у неё «глупые блестящие глаза»?

А теперь достаточно о прозе, давайте поговорим о лирике, где каждое слово (в силу специфики) работает на 100 процентов. Лирические произведения корот­кие, и поэтому они, в отличие от больших жанровых форм, могут быть прочитаны полностью в классе и вслух. Однако, как отмечает Н. В. Гоголь, «прочесть, как следует, произведение лирическое—вовсе не безделица, для этого нужно долго его изучать... нужно разделить искренно с поэтом высокое ощуще­ние, наполнявшее его душу; нужно душой и сердцем почувст­вовать всякое слово его». В школьной практике последних лет нередко встречаются случаи, когда первичное чтение лириче­ских произведений вслух поручается учащимся. Это нежела­тельно. Все это подтверждает, что первый раз лирическое произве­дение в классе надо читать учителю. Или доверить это дело  чтецу, который отвечает всем Вашим требованиям прочтения того или иного произведения. Это может быть либо профессиональный актёр, или любой человек, который читает так, как требуется. Я (если не уверена в своих силах) ищу в интернете подходящий вариант. Помню, приложила немало усилий, для того чтобы найти и скачать стихотворение Симонова  «Ты помнишь, Алёша, дороги смоленщины…» в исполнении актёра Сергея Маховикова. Услышала его в телепередаче «Поэт в России больше, чем поэт…».
Лирика – род литературы, отличающийся тем, что тонко и глубоко влияет на эмоциональную сферу человека, по сути формирует его душевный мир. Лирическое произведение – это особое произведение.  Оно - сгусток энергии, сжатость чувств, содержательность  картин, вечная тайна и загадка.

И такому виду творческой деятельности   как анализ лирического произведения всегда уделяю много внимания.  В любом литературном произведении всегда можно найти "кусочек", на котором можно потренироваться  в  поиске тропов и фигур речи. В «Муму» И.С.Тургенева или в «Крестьянских детях» Н. Некрасова можно «отыскать»  сравнения,  в «Левше» - пословицы, фразеологизмы, в сказах Бажова – эпитеты. Но лучше всего оттачивать «знания и умения» средств выразительности на уроках изучения лирики.

От учителя требует­ся много терпения и душевного такта, чтобы сделать изучение лирики обучающимися  процессом деятельного, творческого, ак­тивного познания самой поэзии и жизни, отраженной в ней. Для этих целей необходимо, прежде всего, опираться на воображение учащихся, побуждать их к ассоциативному мышлению и эмоциональной оценке. Кроме того, важно (особенно в V-VI классах) акцентировать личностные мотивы при чтении стихов, идти от непосредственных читательских впечатлений. Поэтому часто  даю задание на выбор лирического произведения для анализа или заучивания наизусть. Выбор можно осуществить из программных произведений или их тех, что за рамками программы. Обязательный вопрос, почему именно это стихотворение выбрано учеником!

Есть стихи, которые хочется лелеять и кохать, а есть не очень хорошие, но тоже стихи. В рифму потому что. И это дети должны понимать. И когда из двух стихотворений об июле трое выбрали Пастернака – радуюсь несказанно. Значит,  зацепило чем-то. Ведь оно по объёму в три раза больше стихотворения Твардовского. У Твардовского «Июль» совсем другой. Не такой лёгкий и сказочный. Хотя загадка тоже есть. Так и спрашиваю, о каких приметах убыли лета говорит поэт? И ведь долго ищут эти приметы, хотя там всего-то несколько строчек. Дневную убыль света сразу находят, потом по пословице «Кукушка колосом подавилась», то есть замолчала (после созревания колоса кукушки не кукуют!) – находят, а то, что газеты выходят с датой июльской – не все догадываются.

А вот ещё вопрос! «Почему не может вспомнить сердце запах русского снега?» (из стихотворения Дон-Аминадо «Города и годы»). А потому что годы по городам. Только города чужие. А на родине давно не был… Вот и не помнит! А  уже у последнего порога… Почему запах снега должно вспомнить сердце? А как пахнет снег?  И т.д.

При изучении лирики все силы направлены на то, чтобы стихи стали бы для обучающихся не только понятными, но и привлекательными. Каждый учитель (я уверена в этом!) мечтает о том, чтобы в  ребёнке «проснулся» поэт. Все согласятся со мной, что нужны такие виды работ, где обучающийся был бы поставлен в положение исследователя, «открывателя» и где бы он мог обнаружить не только знания и умения, а проявить наблюдательность, самостоятельность мысли.

Тема природы родного края – одна из любимых тем. Прежде чем ребята поймут, что необходимо охранять и как охранять, мне хочется, чтобы они полюбили то, что им досталось в наследство. Я хочу, чтобы увидев необычное, они останавливались в изумлении, понимая, что происходит нечто! Этим необычным может быть и вечерний закат, и летящие «вертолётики» семян ели, и солнечные блики на поверхности обыкновенной лужи.

Другим видом самостоятельной работы в связи с изучением поэзии является сопоставительный анализ стихотворений, близких по тематике, но отличающихся идейно-художественным звучанием. Это могут быть стихи разных поэтов, даже разных эпох, направлений или стихи одного поэта, но написанные в разное время.

Например:

Задание №1.

  • Годы жизни поэта Сергея Александровича Есенина – 1885 – 1925. Зачатком всей его будущей поэзии считается четверостишие «Там, где капустные грядки…». В последний год жизни было написано четверостишие «Снежная равнина, белая луна». Сравните эти четверостишия:

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Кленёночек  маленький матке
Зелёное вымя сосёт.  (1910)
__________________________________

Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона,
И берёзы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?  (1925)

  • На основании выводов, попытайтесь ответить на следующий вопрос: - Что же произошло за эти 15 лет, если в начале творческого пути поэт думал о жизни (докажите на примере текста!), а в конце – о смерти (докажите на примере текста!).

Любое сравнение может стать  полезным для развития учащихся, если задача его – открыть что-то важное в самой сути поэзии. То есть, из сопоставления обучающиеся  вынесут новые представления не только о данных стихотворениях, а о поэзии вообще.  Вот несколько примеров на сравнение сопоставимых явлений: берёза в одноимённом стихотворении С.Есенина и «Печальная берёза» А. Фета, образ Алёнушки в одноимённых стихотворениях Дмитрия Кедрина и Александра Прокофьева, образы весны в стихотворении А.Н. Плещеева «Русская весна» и  Саши Черного  в стихотворении «Вчера мой кот взглянул на календарь…»

Вот так каждый день от урока к уроку доказываем с ребятами, что язык русский – живой! И значит относиться к нему надо бережно! А ещё уважительно! Потому что это язык Родины, язык предков, язык классики, язык нашей  истории…