Как сделать урок литературы интересным

Разделы: Литература

Класс: 7

Ключевые слова: викторина


В последнее время широко обсуждается такая проблема, как снижение интереса к чтению, поэтому роль учителя литературы в современных условиях всё более возрастает. Заинтересовать детей интересной книгой, а также привлечь их к чтению произведений, данных в программе по литературе, становится всё сложнее. В процессе обучения привлечь к предмету литературы детей можно с помощью интерактивных методов, которые «позволяют активизировать учебный процесс, создать благоприятный эмоциональный фон, способствуют развитию познавательного интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной работы, отношений дружбы и взаимопомощи в коллективе».

К методам и приёмам интерактивного обучения относятся: мозговой штурм, кластеры, круглый стол (дискуссия, дебаты), деловые игры (в том числе ролевые, имитационные), организационно-деятельностные игры, применение аудио- и видеоматериалов, ИКТ; метод проектов, мастер-классы, ПОПС формула, дерево решений, кейс-метод и другие.

Кластеры - способ систематизации и обобщения материала (биографии).

Родился в семье торговца

Скончался

В детстве у меня не было детства

А.П.Чехов

Приезд в Мелихово

Учеба в гимназии

Поездка На Сахалин

Учеба на мед факультете

1888 Пушкинсая премия

7 класс

Метод круглый стол (учит решать проблемы, учиться культуре ведения дискуссии-обобщение по теме или произведению)

1.Где происходит действие повести «Тарас Бульба»? (На Украине)

2.Назовите основную тему повести? (героическая борьба украинского народа с польской шляхтой)

3.Стиль написания повести? (эпический сказ)

4.Почему повесть Н.В.Гоголя можно назвать героической? (повествуется о борьбе украинского народа)

5.Исторические времена, отображенные в повести« Тарас Бульба»?(XVII век, когда запорожские казаки самоотверженно боролись против угнетателей народа)

6.Как называет Гоголь Запорожскую Сечь? (гнездо)

7.Что сделал с Андрием Тарас в ответ на предательство? (убил его)

8.Назовите причину предательства Андрия. (любовь)

9.Чей портрет? «Выносил все терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему…кости». (Остап)

10.Кому из героев принадлежат слова? «Терпи, козак, - атаманом будешь!», «Есть еще порох в пороховницах?»

11.Назовите героя повести. «…. Мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жён очарования, все ещё было выражало чудную красоту; чёрные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты». (Андрий)

12. Кому из героев принадлежат слова? «Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество… Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови может один только человек…» (Тарасу Бульбе)

13.Назовите героя. «Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. Но, без сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперед, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам.» (Остап)

14. Назовите героя. «Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощию изобретательного ума своего умел увертываться от наказания.» (Андрий)

15.Назовите место. «…представляла необыкновенное явление. Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой. Некоторые занимались ремеслами, иные держали лавочки и торговали…» (Запорожская сечь)

16. Кому из героев принадлежат слова? « Ничего, паны-братья, мы отступим. Но будь я поганый татарин, а не христианин, если мы выпустим их хоть одного из города! Пусть их все передохнут, собаки, с голоду!» (Кошевому)

17. О ком идет речь?. «…увидел стоящую у окна красавицу, какой еще не видывал отроду: черноглазую и белую, как снег, озаренную утренним румянцем солнца. Она смеялась от души, и смех придавал сверкающую силу ее ослепительной красоте…». (Панночка)

18.Чьи это слова? «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?» (Остапа)

19. Какие мысли и чувства Гоголя выражены в словах: "Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!" (восхищение писателя мужеством и величием людей, боровшихся за свободу и счастье своего отечества и отдававших за него жизнь)

20. Назовите литературный прием, используемый автором в данном отрывке. «Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; жёлтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще.» (пейзаж)

Организационно-деятельностные игры доску крепим названия всех пяти повестей в виде пятицветика.

1. Почему А.С.Пушкин "доверил" рассказать повести (истории) Ивану Петровичу Белкину? Каким вы его себе представляете?

(Ответ. Судя по предисловию к повестям, И.П.Белкин - небогатый помещик, добрый, кроткий, немного ленивый. Он не писатель, к творчеству обратился от скуки, свои сюжеты черпая из рассказов знакомых ему людей. Пушкин "доверил" ему повести с тем, чтобы придать им большую достоверность.)

Конкурс первый «Узнай героя»

Командам раздаётся по три карточки с характеристикой героев. Необходимо назвать героя и произведение. Если команда не справляется, то задание выполняют соперники.

1. "Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке..."

(Ответ. Сильвио, "Выстрел".)

2. Она "была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне".

(Ответ. Мария Гавриловна, "Метель".)

3. "...я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика".

(Ответ. Самсон Вырин, "Станционный смотритель".)

4. "Ей было семнадцать лет. Чёрные глаза оживляли её смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаяние её мадам мисс Жаксон".

(Ответ. Лиза Муромская, "Барышня-крестьянка".)

5. "При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. Красота её меня поразила".

(Ответ. Дуня, "Станционный смотритель".)

6. «Он был в самом деле очень милый молодой человек. Он имел именно тот ум, который нравится женщинам: ум приличия и наблюдения безо всяких притязаний и беспечно насмешливый. Поведение его с Марьей Гавриловной было просто и свободно; но что б она ни сказала или ни сделала, душа и взоры его так за нею и следовали. Он казался нрава тихого и скромного, но молва уверяла, что некогда был он ужасным повесою…» (Бурмин, «Метель»)

Подводятся итоги 1 конкурса.

Литературная пауза: В романе «Евгений Онегин» Пушкин кратко рассказывает историю, которая является сюжетом одной из повестей всего цикла. Попробуйте узнать, о какой повести идет речь:

Быть может, волею небес,
Я перестану быть поэтом,
В меня вселится новый бес,
И, Фебовы презрев угрозы,
Унижусь до смиренной прозы;
Тогда роман на старый лад
Займет весеслый мой закат.
Не муки тайные злодейства
Я грозно в нем изображу,
Но просто вам перескажу
Преданья русского семейства,
Любви пленительные сны
Да нравы нашей старины.
Перескажу простые речи
Отца иль дяди-старика,
Детей условленные встречи
У старых лип, у ручейка;
Несчастной ревности мученья,
Разлуку, слезы, примиренья,
Поссорю вновь, и наконец
Я поведу их под венец…

Конкурс второй «Литературное домино»

Командам раздаётся по десять карточек, на которых записаны цитаты из текстов. В течение пяти минут необходимо расположить их в том порядке, в каком они идут в повести (можно пользоваться текстами.), восстановить последовательность на доске.

1. Повесть «Выстрел».

  • «Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио»
  • «Сильвио встал, побледнев от злости, и с сверкающими глазами сказал: «Милостивый государь, извольте выйти, и благодарите Бога, что это случилось у меня в доме».
  • «Он довольствовался очень лёгким объяснением и примирился».
  • «Я не имею права подвергать себя смерти».
  • «Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни».
  • «Ныне час мой настал».
  • «Картина была прострелена двумя пулями, всаженными одна в другую». «Выстрел за мною, я приехал разрядить свой пистолет, готов ли ты»
  • «Я доволен; я видел твоё смятение, твою робость. Предаю тебя твоей совести».
  • «Сильвио... был убит в сражении под Скулянами»

2. Повесть «Барышня-крестьянка».

  • «Не ладил с ним один Григорий Иванович Муромский, ближайший его сосед».
  • «Сын Берестова приехал к нему в деревню».
  • «Как бы мне хотелось его видеть! - сказала Лиза со вздохом».
  • «Небось, милая, - сказал он Лизе, - собака моя не кусается».
  • «Он помог Муромскому взобраться в седло, а Берестов пригласил его к себе».
  • «Алексей не мог узнать свою Акулину в этой смешной и блестящей барышне».
  • «...А покамест намерен я тебя женить!»
  • «Он написал Акулине письмо... объявляя ей о грозящей им погибели...» «Между тем недавнее знакомство между Берестовым и Муромским... вскоре превратилось в дружбу».
  • «Он вошёл... и остолбенел! Лиза... Нет, Акулина, милая смуглая Акулина... сидела перед окном и читала его письмо».

Подведение итогов 2 конкурса.

Театральная пауза: инсценировка эпизода, приготовленная 1 командой.

Конкурс третий «Найди эпиграф»

Необходимо ответить на вопрос, какая повесть начинается с этого эпиграфа, можно указать автора:

1. Стрелялись мы» (Баратынский).

2.«Я поклялся застрелить его по праву дуэли (за ним остался еще мой выстрел)» (вечер на бивуаке)

3.«Кони мчатся по буграм, топчут снег глубокий…вот в сторонке божий храм виден одинокий…вдруг метелица кругом, снег валит клоками; черный вран, свистя крылом, вьется над санями…(Жуковский)

4.Не зрим ли каждый день гробов, седин дряхлеющей вселенной? (Державин)

5.Коллежский регистратор, почтовой станции диктатор (Вяземский)

6.Во всех ты. Душенька, нарядах хороша (Богданович).

Подведение итогов 3 конкурса

Театральная пауза: инсценировка эпизода, подготовленная 2 командой.

Конкурс четвертый «Вопрос-ответ»

Вопросы задаются для двух команд. Та команда, которая готова ответить поднимает свое название.

1. В повести "Метель" А.С.Пушкин пишет: "Нравственные поговорки бывают удивительно полезны в тех случаях, когда мы от себя мало что можем выдумать себе в оправдание". Какие из ниже перечисленных пословиц упоминаются в повести, по какому поводу они были сказаны: "Терпенье и труд всё перетрут", "Суженого конём не объедешь", "Бедность не порок", "Жить не с богатством, а с человеком", "Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом".

(Ответ. Упоминаются вторая, третья и четвёртая пословицы, когда родители Марии Гавриловны во время её тяжёлой болезни решили выдать её замуж за Владимира.)

2. Вспомните, что за история представлена на "картинках, украшавших смиренную, но опрятную обитель" Самсона Вырина и его дочери? С какой целью, по-вашему, автор так подробно останавливается на них в самом начале повести "Станционный смотритель"?

(Ответ. На картинках была представлена библейская история о блудном сыне; автор уделяет ей много внимания, поскольку весь сюжет повести по-своему передаёт эту историю.)

3. Повесть "Барышня-крестьянка" заканчивается словами: "Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку". Какова же развязка этой повести?

(Ответ. Свадьба Алексея Берестова и Лизы Муромской.)

4. Анна Ахматова писала: "Пушкин считал смерть только тогда страшной, когда есть счастье". Дождался ли Сильвио подходящего момента для отмщения графу? (Повесть "Выстрел".)

(Ответ. Да, он решил сделать свой выстрел в тот момент, когда граф женился и очень дорожил своим счастьем.)

Подведение итогов 4 конкурса

Конкурс пятый: «Ты - мне, я - тебе…»

Каждая команда задает по 3 вопроса своим соперникам.

Подведение итогов 5 конкурса

Конкурс шестой

Каждой команде выдаются иллюстрации к повестям нужно подписать название повести, озаглавить эпизод.

«Станционный смотритель»

Конкурс седьмой: защита своей иллюстрации к эпизоду одной из повестей

Подведение итогов: в начале урока мы составили цветок с лепестками - названиями повестей Пушкина, входящими в цикл «повести Белкина». Теперь на другой стороне этих лепестков напишите, чему можно поучиться у героев Пушкинских повестей.

«Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека.»

Жюри подводит итоги, называет лучших знатоков произведений А.С.Пушкина.

Главная цель учебного предмета «Литературная Сибирь» - поиск нового содержания регионального образования и принципиально новых педагогических технологий, способных решить проблему воспитания гармонично развитой личности и формирования духовно-нравственного содержания жизни общества путем деятельного приобщения учащихся к сокровищам сибирской литературы.

Учебный предмет «Литературная Сибирь» призван через чтение и текстуальное изучение художественных произведений, ставших литературными сокровищами Сибири, развивать эстетические вкусы и познавательные интересы обучающихся, способствовать формированию духовно развитой, высоконравственной личности. Знакомство с художественным произведением, отвечающем возрастным особенностям обучающихся, всесторонний анализ содержательной, жанровой и эстетической специфики, его целостное восприятие и понимание приблизят к пониманию литературы как явлению искусства, мощного фактора мировосприятия и самоидентификации.

Уроки по сибирской литературе дают возможность обратиться к своим истокам и корням; сформировать интерес к глубинному изучению своей малой Родины в направлении возрождения любви и заинтересованности к истории своего рода, семьи, самому себе; обратиться к простым вопросам самопознания и становления человека: Кто я? Где мои истоки? Что связывает меня с другими? Куда мы должны идти?

Пришло время бережно сохранять историческую память, пристально изучать интеллектуальную собственность писателей-сибиряков и общие историко-культурные и литературные ценности Сибири превращать в современные технологии стратегического развития Сибирского региона. Все ценное в прошлом - на службу Сибири, а значит и России в целом.