Календарно-тематическое планирование уроков литературы по программе А.Г.Кутузова рассчитано на 105 часов (3 урока в неделю) и используется в классах с углубленным изучением русского языка.
Ведущая теоретико-литературная проблема (базовое понятие) 6-го класса по программе А.Г.Кутузова – “Роды и жанры”. Мне хотелось, чтобы и теория литературы, и сами произведения изучались не в механической последовательности, а через “смысловые узлы”, чтобы от темы к теме прокладывались “мостики”, создавая в сознании учащихся целостную картину мира. Примеры таких “мостиков” – в комментариях к темам уроков.
I четверть (28 уроков)
№п/п |
Тема урока |
Комментарий |
1 |
Литературные знания как основа квалифицированного чтения | На первом уроке подводятся итоги социологического опроса, проведенного на последнем уроке в 5-м классе. Называем лучшие произведения года, авторов, знакомство с которыми стало открытием. Разминка на узнавание героев, произведений, писателей. Делимся впечатлениями от книг, прочитанных летом (работа с читательским дневником). Знакомство с учебником и его героями. Целеполагание: читаем стр. 3-6, формулируем цели и задачи уроков литературы в 6-м классе. |
2 |
Понятие о мифе. Мифы о сотворении мира | Вспоминаем героев учебника, размышляем, для чего и как авторы выдумали Машу и Сережу. Начинаем творить свой мир, заселять его героями по аналогии с мифами. |
3- 4 |
Мифы народов мира Цикл мифов о Геракле |
|
5 |
Мифы североамериканских индейцев. Г. Лонгфелло “Пост Гайаваты” |
Прорабатываем лексическое значение слова “пост”, слушаем вступление к поэме в музыкальном исполнении, составляем словарик индейских слов и выражений. |
6 |
Жизнь мифа в литературе нового времени | От мифа – к фольклору и литературе. Смотрим фрагмента мультфильма “Легенда о Гайавате” (режиссер У.Гилберт), сравниваем с “Песней”, говорим о режиссерском и авторском видении. |
7 |
Тайна художественного перевода | В учебнике литературы за 6-й класс масса переводных произведений, поэтому разговор об особенностях художественного перевода считаю целесообразным начать по ходу изучения поэмы Г.Лонгфелло, не дожидаясь темы “Баллада”. Познакомившись с Буниным – переводчиком, переходим к у изучению темы “Поэтический мир И.А.Бунина”. |
8 |
Урок– микромонография. Поэтический мир И.Бунина |
Читаем отрывки из “Жизни Арсеньева”, слушаем стихотворение “Одиночество” в авторском исполнении, составляем кластер. Проводим мини – лабораторную работу: из любого стихотворения Бунина выписываем лексику по определениям “цвет”-“запах”-“осязание”, делаем вывод. |
9 |
Пейзажная лирика поэтов XIX века (Тютчев, Фет) | Отработка понятий “стихотворный ритм”, “рифма”, “прямой порядок слов”, “инверсия”, “стихотворный размер”, “ямб”, “хорей”, “лирика”, “поэзия”, “лирическое стихотворение”. |
10 |
||
11 |
Тема Родины в творчестве И.Никитина и А.Толстого | |
12 |
Урок-микромонография. Поэтический мир Н.Заболоцкого |
Работаем с тетрадью “Времена года” (серия “Шаг за шагом”), подбираем иллюстрации к автобиографии Заболоцкого. Читаю стихотворения “Лицо коня”, “Можжевеловый куст”, “Некрасивая девочка”, дети пытаются угадать, в мире каких “очаровательных тайн” живёт поэт. |
13 |
Урок – обучение выразительному чтению стихотворения | Составляем памятку “Как подготовить выразительно чтение стихотворения”, работаем с ней. |
14 |
Франсуа Рабле – гуманист эпохи Возрождения | Имя Н. Заболоцкого мы встретим в учебнике еще один раз – именно в его пересказе дан роман Ф.Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”. Так перекидываю мостик к жанру романа. |
15 |
Чему и как надо учить (по
роману Рабле) Пародия на феодальные войны в романе Рабле Мудрый правитель. Какой он? Телемское аббатство – утопия Ф.Рабле |
|
16 |
||
17 |
||
18 |
||
19 |
Как создаётся мир сказочных великанов в романе Рабле | Работаем со статьёй учебника: ключевые слова, тезисы. Домашнее задание – составить 6 вопросов по роману, используя “Ромашку Блума”. |
20 |
Урок развития речи. Письменный ответ на вопрос | В ходе проверки домашнего задания (до 10 минут) лучшие вопросы записываю на доске, затем дети выбирают любой один для письменной работы. |
21 |
Слово о Пушкине | От романа эпохи Возрождения идём к роману XIX века: в учебнике это “Дубровский” А.С.Пушкина. Создадим интригу – познакомим учеников с детскими портретами А.С.Пушкина, “поиграем” с именем (“Весёлое имя”!), проведём мини-викторину “Сказки Пушкина”, расскажем о детстве и Лицее. |
22 |
Поэтическое переложение молитвы “Отче наш” | Посмотрим оглавление учебника. Сколько произведений Пушкина представлено в учебнике? Ученики назовут 1 роман, 3 стихотворения, 1 переводную балладу, 1 молитву и простонародную сказку “Утопленник”. Значит, нам предстоит разговор о Пушкине-поэте и Пушкине-прозаике. Изучая все произведения поэта последовательно, покажем, каким разным он был. |
23-25 |
Пейзаж в лирике А.С.Пушкина.
“Зимний вечер” и “Зимнее утро” Выразительное чтение стихотворений А.Пушкина. Партитура выразительного чтения |
|
26 |
А.С.Пушкин “Песни о Стеньке Разине” | Остановимся на слове “песни” в названии произведения, послушаем “Из-за острова на стрежень…” – это мостик к разговору об авторской и народной лирической песне. |
27 |
Народная лирическая песня, ее роль в жизни человека. | Слушаем народные песни в исполнении школьного детского фольклорного ансамбля “Печки-лавочки”, в котором занимается треть класса, прорабатываем понятие “параллелизм”. |
28 |
Резерв |
II четверть (22 урока)
№п/п |
Тема урока |
Комментарий |
1 |
А.С.Пушкин “Дубровский”. Заочная экскурсия в русскую усадьбу 19 века | Продолжаем разговор о творчестве А.С.Пушкина. Обращаемся к его прозе. |
2-10 |
Завязка романа. Ссора Троекурова
и Дубровского Почему Дубровский стал разбойником? Характеристика молодого Дубровского Дубровский – “благородный” разбойник |
|
11 |
Народная баллада: “Ворон к ворону летит”. Понятие о балладе | Проверка домашнего задания (5 минут): дети рассказывают сюжеты придуманных романов. Выбираю самый таинственный из предложенных сюжетов и спрашиваю: а можно ли этот же сюжет изложить в стихах? “Мостик” к балладе проложен. |
12 |
А.С.Пушкин “Утопленник”: иронический подтекст баллады | Баллада народная и авторская |
13 |
Урок внеклассного чтения. Л.Кассиль “Великое противостояние” | |
14-21 |
“Лорд Рэндэл”. Особенности
народной баллады “Робин Гуд и золотая стрела”. Баллады о благородном разбойнике Любовная баллада (“Прекрасная Маргарет и милый Вильям”, “Василий и Софья”). Понятие о “бродячем сюжете”. Историческая баллада: “Королева Элинор”. Прием повтора с нарастанием Сатирическая баллада: “А ну, закрой-ка дверь!” (“Старуха, дверь закрой”), сопоставление эпизодов Рыцарская и волшебная баллада Литературная баллада. Р.Бернс “Джон Ячменное Зерно”. Аллегорический план баллады Р.Л.Стивенсон “Вересковый мед”. Тайна предков в балладе |
|
22 |
Резерв |
III четверть (31 урок)
№п/п |
Тема урока |
Комментарий |
1-2 |
Тайны баллады И.Гете “Лесной царь” | Продолжаем разговор о литературной балладе |
3 |
Р.Саути “Суд божий над епископом”: нравственная и эпическая проблематика баллады | Обращаем внимание на то, что баллады Гете и Саути переводил В.А.Жуковский. Настало время поговорить сначала о Жуковском-переводчике, а затем – о Жуковском – авторе первой русской баллады. |
4 |
Урок внеклассного чтения. Образ мыши в мировой литературе |
В 5-м классе мы говорили об образе кота и кошки в мировой литературе, настало время поговорить об образе мыши. Для чтения и обсуждения выбираю “Историю про кота Игнасия, трубочиста Федю и Одинокую Мышь” Л. Улицкой. Возвратимся к теме при изучении басен, предложив детям сочинить басню о котах и мышах или составить центон из басен Крылова. |
5-6 |
В.А.Жуковский “Светлана”: тема
верности и ее осмысление в русской балладе В.А.Жуковский “Светлана”: обучение выразительному чтению баллады |
|
7-8 |
Сопоставительный анализ стихотворений-переводов “Листок” В.А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова | Расскажем о “Людмиле” Жуковского, почитаем фрагменты. “Светлана” и “Людмила” – что больше по душе и почему? Еще раз делаем акцент на том, что “Людмила” – переводная баллада. Скажем еще несколько слов об особенностях художественного перевода. Для работы возьмем перевод стихотворения Арно “La feuille” В.А.Жуковским и М.Ю.Лермонтовым. Так перекидываем мостик к творчеству М.Ю.Лермонтова. |
9-12 |
М.Ю.Лермонтов “Три пальмы”:
проблема пользы и красоты в балладе М.Ю.Лермонтов “Три пальмы”: иносказание в поэтическом повествовании М.Ю.Лермонтов “Бородино” как национально-патриотическая баллада М.Ю.Лермонтов “Бородино”. Обучение выразительному чтению |
|
13 |
М.Ю.Лермонтов “Бородино”. Образы защитников земли русской | Параллельно читаем “Курган” А.Толстого |
14-16 |
М.Ю.Лермонтов “Беглец”: чтение
поэмы. Нравственный смысл произведения Первоначальное понятие о жанре поэмы Особенности композиции поэмы Лермонтова “Беглец” |
|
17 |
Киевская Русь и её герои | Мостиком от поэмы “Беглец” к русским былинам может послужить разговор о понятии “герой” (кстати, это еще и мостик в 7-й класс, где ключевыми словами курса станут “образ”-“герой”-“характер”). Можно ли Гаруна назвать героем? Где эталон, с кем сравнивать? Отвечая на эти вопросы, возвращаемся к мифам Древней Греции, а потом и к героям русского эпоса. |
18-24 |
Русский героический эпос. Былина
“Илья Муромец и Соловей-разбойник” Обучение выразительному чтению былины Художественные особенности былины как жанра Эпические мотивы русской поэзии. А.К.Толстой “Илья Муромец” Эпические мотивы русской поэзии. И.А.Бунин “Святогор и Илья” Эпические мотивы русской поэзии. Н.Гумилёв “Змей” Cinema-урок. Эпические мотивы в современной мультипликации |
|
25 |
Урок внеклассного чтения. В.Железников “Чучело” |
|
26 |
Басня как эпический жанр | Урок начнем с разминки. Прочтем фрагменты произведений разных авторов о героях войны 1812 года. Задания: определить тип речи, стиль речи, узнать изобразительно-выразительное средство, стихотворный размер и т.п. Какой темой объединены все фрагменты? А вот еще одно произведение – читаем “Волка на псарне”. Мостик к басне проложен. |
27-30 |
Мир басен И.А.Крылова Обучение выразительному чтению басни Урок – игра по басням И.А.Крылова Творческий практикум. Инсценирование басен И.А.Крылова |
|
31 |
Резерв |
IV четверть (24 урока)
№п/п |
Тема урока |
Комментарий |
1-2 |
Понятие о литературных родах и видах | Прочитав произведения разных жанров,
накопив материалы для наблюдения, можем начинать
разговор о литературных родах и жанрах.
Выстраиваем иерархию: литературный род–признаки литературного рода жанр – признаки жанра Выясняем, что в этом учебном году говорили обо всех литературных родах, кроме драмы. О ней разговор впереди. |
3 |
Художественное своеобразие драмы | Составляем мини-сценарий и разыгрываем его. |
4 |
Мастерская творческого письма. “Синяя птица счастья” |
Пьеса М. Метерлинка дает богатейший материал для нравственного воспитания учащихся, позволяет укрупнить проблему, рассмотреть её во всех нюансах, поэтому читаем пьесу не торопясь. |
5-12 |
Завязка пьесы М.Метерлинка
“Синяя птица” Вслед за Синей птицей В стране Воспоминаний Истинные Блаженства и Великие Радости В Царстве будущего Счастлив тот, кто у себя дома Cinema-урок. Художественное и композиционное своеобразие пьесы М. Метерлинка “Синяя птица” Мастерская творческого письма “Дом” |
|
13-14 |
Учимся писать сценарий | В качестве справочного пособия можно взять книгу А.Пронина “Как написать хороший сценарий” (Спб.: Издательский Дом “Азбука-классика”, 2009). |
15-17 |
Внеклассное чтение (по выбору учащихся) | В начале учебного года ученики получают список литературы на год (10 книг для внеклассного чтения), 3 урока в конце года говорим об одной или двух из них (о каких –ребята выбирают сами). На этот раз речь шла об “Алых парусах” А.Грина. |
18-19 |
Итоговая читательская конференция | Уже в 6-м классе пробуем провести урок-семинар. |
20 |
Урок – социологический опрос | Такой урок провожу в конце каждого учебного года, чтобы выяснить, какие произведения запомнились, какие открытия свершились. Ученики имеют возможность выставить оценку за год не только себе, но и учителю, вспомнить понравившиеся уроки. Обязательно анализируем то, какие из поставленных на год задач выполнены (и почему), а какие – нет (и почему). |
21 |
Урок-рекомендация. Что читать летом? | Список литературы составлен так, чтобы дети имели возможность выбора. Всего из 10 предложенных книг надо прочитать три и выполнить разного рода задания в читательском дневнике. |
22-24 |
Резервные уроки | Как правило, 1 из резервных уроков уходит на “Синюю птицу”, 1 – на сценарий, если ребята захотят не только написать, но и разыграть его,1 – на внеклассное чтение. |