Картины природы в живописи, музыке и лирике И.А. Бунина

Разделы: Литература


Цель: Отработать умение находить тропы, анализировать их, определять ритм и размер стихотворения; развивать навыки анализа поэтического текста, развивать речь учащихся.

Оборудование:

  • П.И.Чайковский. «Времена года» - «Осенняя песня» (аудиозапись)
  • И.И.Левитан. «Золотая осень», репродукция (можно через мультимедиа- проектор)
  • И.А.Бунин. Лирика (программа под ред.А.Г.Кутузова, 6 класс)

На доске: «С природой одною он жизнью дышал…» (Е.Баратынский)

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя:

Природа. Начало начал. Для людей творческих, о которых мы с вами будем сегодня говорить, все начиналось с любви к природе. Природа помогала им всем, помогала забыть горечь и неудачи, тяжесть потерь и болезни. Сколько раз она дарила им минуты, когда они были всего счастливее, добрее и чище. Они любили ее, и природа отвечала им взаимностью, она дарила им вдохновенье и продолжала жить в их произведениях.

В декабре 1875 г. П.И.Чайковский написал по предложению петербургского издателя Бернара цикл пьес, названный «Временами года». 12 месяцев – 12 пьес. Каждой из пьес предпослан эпиграф, взятый из русской поэзии. Это одно из поэтичнейших произведений мировой фортепианной музыки. Композитор живописует картины русской природы, вызываемые ими поэтические настроения, чувства, душевные состояния.

Мы послушаем с вами одну из этих пьес. Музыка обладает волшебным даром: она будит воображение. Закройте глаза и постарайтесь представить себе картину, навеянную музыкой.

2. Звучит музыка –

«Осенняя песня» (октябрь). Можно не называть детям название произведения, пусть они постараются по музыке угадать время года.

3. Словесное рисование.

Что увидел (представил) каждый.

4. Слово учителя.

И.Левитана называют певцом русской природы. (Рассмотрим репродукции картин). Художник боготворил природу и Россию. «Нет лучше страны, чем Россия!» - писал он из Франции в 1884 г. Ап. Васнецову. Об этой любви говорит каждая картина Левитана, каждый набросок. Сколько светлых чувств пробуждалось в душах людей у его картин! А ваши впечатления? Какие чувства навевают вам эти картины? Что должен был чувствовать художник, создавая эти полотна? Что помогло художнику передать эти чувства нам?

5. Высказывания детей.

6. Слово учителя.

Композитор пользуется для создания своего произведения звуками, художник – красками, используя все тоны и оттенки звука или цвета. А поэт имеет в своем распоряжении только лишь слово. Но как много он добивается этим словом! Давайте послушаем стихи И.А.Бунина, мы уже знаем, что он умеет пользоваться словом так, что все его стихотворения словно картины или музыкальные пьесы.

7. «На окне, серебряном от инея…» -

стихотворение читает заранее подготовленный ученик. Можно предложить детям снова закрыть глаза и еще раз заняться словесным рисованием.0

8. Анализ стихотворения.

Работа по вопросам учителя:

Какие чувства испытывает лирический герой? А мы? Какую картину мы себе представляем, испытывая подобные чувства? Что помогло Бунину создать такой образ, передать это настроение? (Выразительные языковые средства) Найдем их в тексте и прокомментируем.

Вспомним, что означает слово «лирика»? – пение под звуки лиры. Чем сходны стихотворение и музыкальная пьеса? - Ритмом, мелодикой стиха. – Определим ритм и размер стихотворения.

9. «Не видно птиц. Покорно чахнет...» -

стихотворение читает заранее подготовленный ученик.

10. Анализ стихотворения.

Какое настроение навевает нам это стихотворение? На какую пьесу похоже? («Осеннюю песню» П.И.Чайковского).

Какие выразительные средства помогают автору передать это настроение?

11. Еще одно стихотворение И.А.Бунина «Первый утренник…» -

читает заранее подготовленный ученик. Анализируем тропы.

12. Заключительное слово учителя.

П.И.Чайковский своей музыкой, И.Левитан своими картинами и И.А.Бунин своими стихами словно говорят нам: какое счастье - жить, какая радость – быть наедине с природой, восхищаться каждым изменением в ней! Родная природа прекрасна в любую пору. И прекрасен человек, способный увидеть, передать нам эту красоту, это чувство щемящей любви к родине!

13. Домашнее задание.

Выучить одно из стихотворений наизусть или написать свое.