Введение.
В современном обществе все больше растет интерес к дворянской культуре, дворянскому воспитанию. Дворянское воспитание приносило удивительные плоды. Русский аристократ – это совершенно особый тип личности, человек необыкновенной честности, благородства и тонкости чувств.
Пушкин рассуждал: “Чему учится дворянство? Независимости, храбрости, благородству. Не суть ли сии качества природные? Так, но образ жизни может их развить, усилить – или задушить. Нужны ли они в народе, так же как, например, трудолюбие? Нужны, ибо они охрана трудолюбивого класса, которому некогда развивать сии качества”.
Использование традиций дворянского воспитания, знакомство с образом жизни дворянства может быть очень полезным в духовном, нравственном воспитании современной молодежи.
Богатый материал для этой работы дает русская литература конца XVIII века и XIX века.
Спецкурс “Как воспитывали русского дворянина” рассчитан на учащихся страших классов гуманитарных, педагогических классов, а также может использоваться в пед.коллективах. Он рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Цели спецкурса:
- нравственное, духовное воспитание учащихся – социализация личности;
- углубленное изучение литературы с точки зрения одной темы.
Задачи:
- обучение анализу художественного произведения;
- формирование навыков самостоятельной работы с книгой;
- развитие коммуникативных, речеведческих навыков;
- формирование духовно-нравственных понятий.
Участниками спецкурса могут быть учащиеся разновозрастного уровня (в одной группе – 9-11-е классы).
На занятиях предполагается использование деятельностного подхода в учебном процессе.
Учащиеся организовывают и участвуют в дискуссиях, в вечерах, в спектаклях дидактического театра, в составлении буклетов, сценариев, в издании альманахов, журналов и т. д.
Дидактическое пространство спецкурса – произведения русской литературы, начиная с Ломоносова до Л.Толстого, а также литература культорологического, исторического характера.
Содержание, тематическое планирование программы.
№ | Содержание | Формы деятельности учащихся | Развитие интерпретаторских и творческих умений. |
1 | Введение в спецкурс. Предмет, задачи. | ||
2, 3 | Педагогические идеи М.В.Ломоносова.
“Ода на день восшествия на Всероссийский
престол ее величества государыни императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года; “Утренние размышления о Божием Величестве”; “Вечернее размышление о Божием Величестве при случае северного великого сияния”. |
Доклад о биографии Ломоносова. Анализ текстов. Работа в группах. | Трактат “Каким представляет М.В.Ломоносов идеального гражданина и человека”. |
4, 5, 6 | Русское просвещение о воспитании (Радищев Н., Карамзин, Фонвизин Д., Державин Г.) | Указ о наказании Простаковых за нарушение “Показаний к житейскому обхождению”. | |
7 | Пушкин А.С. о воспитании и образовании. | Изучение статей. Конспект | Аннотация. |
8 | Пушкин А.С. “Евгений Онегин”. Тема воспитания на страницах романа. | Выразительное чтение. Выявление авт.позиции | Сочинение “Мы все учились понемногу”. |
9, 10, 11, 12 | Бал. А.Пушкин “Евгений Онегин”, А.Грибоедов “Горе от ума”, М.Лермонтов “Герой нашего времени”, Е.Баратынский “Бал”, Н.Гоголь “Мертвые души”, Л.Толстой “Война и мир”. | Работа в группах. Выявление правил проведения балов, поведения на бале. Анализ роли эпизода “Бал” в художественных произведениях. | Сценарий “Литературный бал”. |
13-16 | Женский мир. Женское воспитание. (Те же произведения (см.выше), а также романы И.А.Гончарова “Обломов” и “Обрыв”, И.С.Тургенева “Дворянское гнездо”, “Накануне”, “Рудин”. | Анализ эпизодов. | Сочинение “Мой любимый женский образ в русской литературе”. |
17 | “Береги честь смолоду”. Воспитание в
семье. А.Пушкин. “Капитанская дочка” (Гринев). |
Обсуждение вопроса “Что сделало П. Гринева достойным человеком” | Мои наставления детям. |
18-19 | Л.Толстой “Война и мир” (Болконские и Ростовы) |
Дискуссия. “В какой семье ты хотел бы воспитываться: Балконских или Ростовых” | Протокол дискуссии. |
20-21 | И.С.Тургенев “Отцы и дети”. Взаимоотношения отцов и детей в семьях Кирсановых, Базаровых |
Обсуждение | Сочинение “Что формирует человека?” |
22-23 | И.А.Гончаров. “Обломов” (“Сон Обломова”). Каков идеал воспитания автора? В чем современность романа? |
Анализ эпизодов | Сценарий кинофильма “Сон Обломова”. |
24-30 | “Жизнь человека в дитяти”. Тема детства, воспитания в романах С.Аксакова “Детские годы Багрова-внука”; Н.Гарина – Михайловского “Детство Темы”, Л.Толстой “Детство”. “Отрочество”. “Юность” |
Работа в группах. Доклады о детстве писателей, о формировании характера главных героев. | Библиографический буклет. “Тема детства в русской литературе”. Эссе “Детство”. |
31-32 | Читательская конференция по книге Ю.Лотмана. “Беседы о русской культуре” | Доклады по главам книги. Инсценировки фрагментов художественных произведений. | Аннотация книги |
33-34 | Заключение. Научно-практическая конференция. “Как воспитывали русского дворянина”. | Защита рефератов. | Литературный альманах. |
Список литературы.
- Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х г.г.) / П.А. Лебедев М.: Педагогика, 1987. – 560 с.
- Ломоносов М.В. о воспитании и образовании / Сост. Т.С. Буторина. – М.: Педагогика, 1991. – 344 с. (педагогическая б-ка).
- Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начала XIX века). – СПб.: Искусство, 1994 – 399 с.
- Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. – М.: Linka-PRESS, 1995.- 27 с.