Читаем только по доброй воле
Ребенок может читать только тогда, когда ему интересно и весело. И перед взрослыми встает следующая задача - сделать процесс увлекательным. А как это можно сделать?
Читайте по ролям, обязательно обсуждайте события и персонажей, рассматривайте картинки или рисуйте их сами по мотивам сюжетов любимых произведений.
Как выбрать интересную книгу
Чтобы книга была интересна - текст должен соответствовать возрасту и жизненному опыту ребенка. События и переживания персонажей будут интересны малышу, только когда они понятны и близки ему.
В сюжете произведения, с одной стороны, должны подниматься проблемы, актуальные для ребенка определенного возраста. А с другой, он должен затрагивать и общечеловеческие вопросы.
Читаем правильно
Произведение нужно читать обязательно медленно и вдумчиво, а если встречается непонятное для ребенка слово – останавливаться и объяснять его. Важным является момент – обсуждение прочитанного. Обязательно нужно учить маленького читателя анализировать, задавайте ему вопросы. Хорошо поступил персонаж или плохо? Почему? Как было бы правильно сделать? Что чувствовали его друзья? А что почувствовал бы ты, если бы с тобой поступили так же? Как бы ты сам действовал на месте персонажа и т.д.
Но самое главное, чтобы ребенок получал удовольствие от книги, нужно, чтобы родители показали пример. Поэтому читайте выразительно и с эмоциями, постарайтесь прочувствовать текст, чтобы передать свои ощущения. Так он поймет, что литературный текст – это не просто набор слов и предложений, а возможность пережить чужие эмоции и получить новые впечатления.
Учим наизусть
Заучивание наизусть – это не только тренировка памяти. Запоминая текст (стихотворный или в прозе) строчка за строчкой, мы лучше его понимаем, вникаем в детали, схватываем мельчайшие оттенки, осознаем его красоту. Но это работает только при условии, что произведение воспринимается осмысленно. Поэтому надо научить правильно запоминать – сначала понять смысл, а только затем заучивать.
Вырабатываем привычку читать
Если мама и папа хотя бы час в день проводят за книгой, юный исследователь обязательно начнет их копировать. Но этот процесс займет немало времени, и на первых порах не обойтись без помощи взрослых:
- старайтесь читать с малышом каждый день, подбирайте книги, которые его заинтересуют;
- покажите ребенку связь литературы с другими видами искусств, расскажите, как литературные сюжеты используются в живописи, музыке, театре, кино. Прочитайте вместе книгу, по которой снят любимый фильм или мультик, сходите в театр на постановку знакомой сказки и т.д.;
- «внедряйте» книги в жизнь: разыгрывайте сценки, предложите ребенку найти среди его друзей тех, кто похож на персонажей того или иного произведения и т.д.
Любовь к чтению поможет ребенку развить речь, чувство слога, научит уверенности в себе и самодостаточности. А родители должны запастись терпением, потому что успех детей во многом зависит от них. Приучить ребенка к чтению – длительный процесс, требующий усилий и систематической работы. Но результат обязательно оправдает все затраченные вами силы.