Основная цель курса литературы по программе Г.Н.Кудиной, З.Н.Новлянской - воспитание эстетически развитого читателя. Воспитание эстетически развитого читателя – длительный и сложный процесс приобщения ребёнка к способам и средствам работы с художественным текстом, к “секретам” авторского мастерства, “тайнам” внутреннего мира героев и радостям постижения этих тайн. Процесс воспитания читателя внутри предполагаемого курса литературы обеспечивается двумя линиями обучения.
Первая – “Читательская практика и детское творчество”. Эта линия должна обеспечить овладение учениками позициями автора, читателя, критика, теоретика. Работа проходит на традиционно изучавшихся в средних классах текстах. Эта линия обучения обеспечивает преемственность перехода из начальной школы в основную школу. Она позволяет детям в привычных для них формах работы наращивать свои достижения, осваивать то, что не до конца освоено. Благодаря этой линии сохраняется высокая мотивация учения. Особое значение имеет то обстоятельство, что именно на этой линии происходит постепенный переход от коллективных форм работы к индивидуальным. Вторая – “История мировой литературы”. Эта линия обучения в начальной школе носит подготовительный характер и становится ведущей, начиная с 5 класса. Она направлена на изучение произведений на историко-литературной основе в хронологической последовательности.
Сроки | Тема урока | Часы | Цели и задачи | Формы работы | Домашнее задание |
2.09 | Автор – художественный текст - читатель | 1 | Повторение осн. понятий, изученных детьми в нач. школе | Обсуждение | Завести тетрадь “Запись конспектов” (ЗК) |
4.09-18.09 | Малые жанры народного творчества | 5 | Повторение структуры жанров УНТ | Обсуждение | Сбор малых жанров УНТ. Написать домашнее сочинение |
23.09 | “Моё любимое место на земле” | 1 | Развитие творческих способностей учащихся. | Сочинение | Оформить сочинение на отдельных листочках |
30.09 | Народные песни | 1 | Повторение жанра | Обсуждение | Принести ч.2 |
2.10 | Ф.Тютчев “Неохотно и несмело” | 1 | Закрепление понятия “отзыв”, чтение наизусть | Акцентное вычитывание лирического произведения | Выучить наизусть, дописать отзыв на отдельном листе |
7.10 | Внутренний мир героя | 1 | Обобщение понятия, введение новых терминов | Обсуждение | Принести РТ за 4 класс |
9.10-28.10 | Роды литературы. Эпос. Лирика. | 5 | Открытие нового закона литературного творчества | Обсуждение | РТ 4 класса Прочитать сказки из учебника ч.2, схема сюжета сказки “Иван - крестьянский сын” |
11.11-25.11 | Народные сказки | 4 | Повторение структуры сказок, видов сказок, сюжета | Обсуждение | Прочитать сказку “сказка о мёртвой царевне…”, сообщение о детстве Пушкина |
27.11 | А.Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях” | 1 | Проверка знаний по сказкам Пушкина | Акцентное вычитывание эпического текста | Выучить наизусть любое стихотворение Пушкина |
2.12 | Поэзия А.С.Пушкина | 1 | Отработка навыка выразительного чтения текста | Конкурс чтецов | Прочитать “Двенадцать месяцев” |
4.12-9.12 | С.Маршак “Двенадцать месяцев” | 2 | Отличие драматического текста от эпического. | Акцентное вычитывание драматического текста | Написать сочинение на тему “Человек, которого я запомнил” |
16.12 | “Человек, которого я запомнил” | 1 | Развитие творческих и рефлексивных способностей | Сочинение | Прочитать сказки Андерсена в учебнике ч.2 |
23.12-13.01 | Г.Х.Андексен “Штопальная игла”, “Снежная королева” | 3 | Аналитическая работа с текстом | Акцентное вычитывание эпического текста | Перечитать сказку “Морозко” |
15.01 | Сказка литературная и народная | 1 | Сравнительный анализ данных видов сказок | Обсуждение | Выучить наизусть “Бородино” |
19.01 | М.Лермонтов “Бородино” | 1 | Углубление работы с текстом, работа со словом | Акцентное вычитывание лироэпического текста | Прочитать “крестьянские дети”, выучить отрывок. |
25.01-27.01 | Н.Некрасов “Крестьянские дети” | 2 | Закрепление понятия “лироэпический текст” | Акцентное вычитывание лироэпического текста | Написать сочинение |
1.02 | Рассказчики в стихотворениях М.Лермонтова “Бородино” и Н.Некрасова “Крестьянские дети” | 1 | Сравнительный анализ двух произведений | Обсуждение сочинений | Прочитать “Кавказского пленника” части, РТ№2, задание 34 |
9.02-11.02 | Л.Толстой “Кавказский пленник” | 2 | Работа над эпическим произведением | Акцентное вычитывание эпического текста | Прочитать “Муму” |
16.02-2.03 | И.Тургенев “Муму” | 3 | Работа над эпическим произведением | Акцентное вычитывание эпического текста | Подготовка к сочинению |
9.03 | “Отношение автора и читателя к Герасиму” | 1 | Развитие творческих и аналитических способностей | Обсуждение сочинений | Читать “Тимура и его
команду” А.Гайдара. |
11.03 | И.Бунин “Густой зелёный ельник у дороги” | 1 | Работа с лирическим произведением, характеристики лирического героя | Акцентное вычитывание лирического произведения | Выучить любимое стихотворение |
16.03 | Ф.Абрамов “О чём плачут лошади” | 1 | Эстетические эмоции в процессе слушания текста | Непосредственно-эмоциональное вслушивание | Написать сочинение “Мой друг” |
23.03 | “Мой друг” | 1 | Развитие творческих и рефлексивных способностей | Обсуждение сочинений | Подготовка к самостоятельной работе по тексту |
1.04-8.04 | А.Гайдар “Тимур и его команда” | 3 | Развитие самостоятельности при и работе с текстом, душевный мир героев, работа с эпизодом | Акцентное вычитывание эпического текста | |
13.04 | “Яблоко” | 1 | Развитие творческих способностей, работа над собственным эпическим произведением | Сочинение | Выучить наизусть “Оттепель” |
20.04 | Н.Заболоцкий “Оттепель” | 1 | Развитие творческих и аналитических способностей | Сочинение-отзыв | Сочинить стихотворение |
27.04 | Детские стихотворения | 1 | Развитие творческих способностей учащихся | Обсуждение | Причитать “Мещорскую сторону” |
29.04 | К.Паустовский “Мещорская сторона” | 1 | Особенности данного текста, работа над словом | Акцентное вычитывание лироэпического текста | Устный отзыв к любому рассказу Паустовского |
4.05 | А.Платонов “Корова” | 1 | Эстетические эмоции в процессе слушания текста | Непосредственно-эмоциональное вслушивание | Написать сочинение на тему “Мой четвероногий друг” |
6.05 | “Мой четвероногий друг” | 1 | Развитие творческих способностей | Обсуждение сочинений | Выучить любое стихотворение о природе |
11.05 | “С чего начинается Родина?”, лирика о природе | 1 | Работа над словом. Душевный мир
лирического героя. Отработка навыка выразительного чтения текста. |
Акцентное вычитывание лирических стихотворений. Конкурс чтецов | Написать два небольших сочинения по теме след. урока |
18.05 | “Мой любимый учебный предмет”, “Что мне нравится и что не нравится в курсе литературы” | 1 | Развитие рефлексивных способностей | Обсуждение сочинений | |
20.05 | Автор – художественный текст - читатель | 1 | Обобщение понятий, изученный в курсе литературы | Обсуждение | |
25.05 | “Чердак” | 1 | Развитие творческих способностей | Классное сочинение-секрет для будущего года | |
27.05 | “Наше творчество” | 1 | Итоги года, чтение лучших работ |
54 ч.
Раздел “История мировой литературы”
Сроки | Тема урока | Часы | Цели и задачи | Формы работы |
25.09 | Мифология и литература Древнего мира | 1 | Осознание необходимости изучения культуры прошедших эпох, трудности в процессе знакомства с текстами | Обсуждение |
23.10-30.10 | Мифология и литература Древнего Египта | 2 | Мифология как основа литературы. Мифа как способ объяснения происхождения мира | Обсуждение |
20.11-11.12 | Мифология и литература Шумера и Вавилонии | 2 | Зарождение мировой культуры на Востоке | Обсуждение |
18.12-18.02 | Мифология и литература Древней Греции | 6 | Зарождение мировой культуры на Западе. Мировая художественная классика | Обсуждение |
4.03-20.05 | Библия как памятник культуры | 5 | Роль Библии в культуре и религии народов | Обсуждение |
16 ч.