Цели:
- развитие критического мышления через анализ категории времени и категории пространства;
- закрепить историческую память учащихся по вопросам «тоталитарного государства»; проследить, как противопоставляется ценность человеческой жизни жестокому надругательству над людьми и жизнью;
- воспитание уважения к жизни старшего поколения.
Оборудование: таблица, текст рассказа, портреты писателя, музыка, рябина.
Ход урока
Встречай, Россия, мужика!
Не попрекай его чужбиной
С ладони угощай рябиной
Как сына, а не чужака.
В.Кирюшин
1) Учитель читает стихотворение В. Кирюшина и угощает рябиной учащихся, распределившихся для работы на четыре группы.
Встречай, Россия, мужика!
Не попрекай его чужбиной,
С ладони угощай рябиной,
Как сына, а не чужака.
Он эти отчие места
Не по своей покинул воле;
Ему ночами снилось поле
И колокольня без креста.
Он шел за тридевять земель
Из побуждений самых лучших –
Прости Иванов и Емель,
Не по своей вине заблудших.
Верни им речку, лес и дол
С невыразимым птичьим кликом
И усади за общий стол
Под милосердным Божьим ликом.
Встречай, Россия, мужика!
Их у тебя не так уж много,
Чтобы остался у порога
Вернувшийся из далека.
Густая серебрится прядь
Кудрей, не переставших виться…
Он дома – некуда стремиться.
И больше нечего терять!
Виктор Кирюшин
Запишем тему и эпиграф на листочки, которые лежат у вас на столах.
Учитель: Имя Александра Исаевича Солженицына появилось на литературном небосклоне в начале 60-х годов, напугав представителей времени «застоя» и исчезло на долгие годы, преданное забвению. И только в 1989 году вновь прозвучало имя человека, который первым осмелился сказать правду о сталинизме, который призвал нас не лгать, не предавать забвению замученных в лагерях, заклеймить пособников репрессий. Его книги учат многому, но особенно любить правду и людей. Позже об этом верно сказал наш земляк В.М. Шукшин: «Нравственность есть правда. Ибо это мужество, честность, это значит – жить народной радостью, болью и думать, как думает народ, потому что народ всегда знает правду».
Историю не перепишешь заново. Исторический путь нашей страны был труден, полон драматизма, труда, великих побед и достижений. Мы должны знать имена людей, с которыми связаны светлые страницы жизни нашей страны. Но мы должны знать просчёты, ошибки.
Огромное значение в этом имеют рассказы и повести Солженицына, в них особо звучит тема безвинно репрессированных и замученных в годы сталинского террора. Александр Исаевич писал: «И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий! Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, – но не через меня…»
2) Что мы уже знаем о писателе? (Ученики отвечают)
Учитель: Солженицын вошел в литературу как «литературное чудо». А.Т. Твардовский, прочитав рукопись «Один день Ивана Денисовича» сказал: «Вы написали отличную вещь! Ничего подобного не читал. Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши…» В. Кондратьев: «Я был оглушен, потрясен. Первый раз в жизни так реально осознал, что может правда. Это было не только Слово, но и Дело». В. Шаламов: «Повесть – как стихи! Каждая строка, каждая сцена, каждая характеристика лаконичны, умны, точны и глубоки».
А сейчас прошу вас изобразить категорию времени на ваших листах (Звучит тихо музыка, дети работают, учитель обходит группы и помогает советами).
А теперь напишите ключевые слова категории времени. (Звучит музыка, дети пишут).
Давайте проверим, если кому-либо понравится какое-то слово, можете его себе записать на листок.
Показ видеофильма «Жить не по лжи».
3) Вы прочитали рассказ «Один день Ивана Денисовича», давайте рассмотрим некоторые вопросы по тексту:
- Когда и где была напечатана повесть А.И. Солженицына?
- Кто же такой Иван Денисович?
- Как бы вы ответили на простой расчет Шухова: "не подпишешь – бушлат деревянный, подпишешь – хоть поживешь еще малость".
- В чем смысл названия повести?
- Как вы понимаете привычку Шухова: "Так и вся жизнь у зэка, только и высматривай, чтоб на горло тебе не кинулись".
- Объясните и расскажите об этом страшном законе лагеря: " Кто кого сможет, тот того и гложет".
- "И тут чья-то имеющая власть рука сдернула с него телогрейку и одеяло". "Теплый зяблого разве когда поймет?".
Сформулируйте свою мысль. Как это вы понимаете? - Жена пишет Шухову: “С войны самой ни одна живая душа в колхоз не добавилась: парни все и девки все, кто как ухитрится, уходят повально или в город на завод, или на торфоразработки. Мужиков с войны половина вовсе не вернулась, а какие вернулись – колхоза не признают: живут дома, работают на стороне... Тянут же колхоз те бабы, каких еще с тридцатого года загнали, а как они свалятся – и колхоз сдохнет".
Почему Шухову этого-то и не понять никак: живут дома, а работают на стороне? - Расскажите о его товарищах по бригаде.
- О каких праздных воспоминаниях не хочется думать Шухову? Здешняя жизнь трепала его от подъема до отбоя, не оставляя праздных воспоминаний".
- За что уважают Ивана Денисовича его товарищи?
- О ком это говорится? " Разобраться, так жаль его. Срока ему не дожить. Не умеет он себя поставить". "Пока в бараке живешь – молись от радости и не попадайся".
- Получает ли ответ Иван Денисович на свой вопрос? "Христос тебе сидеть велел, за Христа ты и сел. А я за что сел? За то, что в сорок первом к войне не приготовились. За это? А я при чем?"
А сейчас изображаем категорию пространства и напишите ключевые слова к этой категории. (Музыка, дети работают)
Теперь мы с вами это проверим.
Учитель: Повесть «Один день Ивана Денисовича» привлекла внимание читателей не только своей неожиданной темой, новизной материала, но и своим художественным совершенством. Первоначальное название рассказа «Щ – 854», но в редакции журнала «Новый мир» родилось окончательное название «Один день Ивана Денисовича» и жанр произведения – повесть. «Лагерь глазами мужика» – так сказал о повести Лев Копелев. Солженицын воссоздаёт подробности лагерного быта со своими реалиями: это зона, вышки, бараки, БУР, колючая проволока, карцер, зеки, чёрный бушлат с номером, пайка, шмон, собаки, колонна, объект, надзиратели. Мы видим Солженицын лагерь со своими «пейзажами». Мы видим, что и как едят зеки, как спят, во что одеваются и обуваются, где работают, что думают, чего боятся, на что надеются.
– Как же пишет автор? Как узнаём мы, читатели, о жизни зека?
– Да, мы узнаём это не со стороны, а изнутри, от «него».
– Рассказывая о лагере, Солженицын пишет о том, как там страдали?
– Нет, он пишет, как удалось выжить, сохранить в себе человека.
В посвящении к книге «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицын пишет: Посвящаю всем,
Кому не хватило жизни
об этом рассказать.
И да простят они мне,
что я не всё увидел,
не всё вспомнил,
не обо всём догадался.
Таким образом, делаем выводы:
- Концлагерь – это тоталитарное государство в миниатюре.
- «Люди и здесь живут» – основной принцип жизни Ивана Денисовича.
- Сохранение достоинства и человечности в любых условиях, в любое время – всё это главное для человека.
- Человеческая душа – это то, что нельзя лишить свободы, нельзя взять в плен или уничтожить – это смысл рассказа.
Итак, главный герой этого произведения – простой русский человек. Таких, как Шухов, в лагере было очень много: люди невинные, не сделавшие ничего предосудительного.
Поэт В.Боков так выразил идею правды Солженицына, в стихах:
Какую ниву палачи топтали,
Давили беспощадным колесом.
О, если б все замученные встали,
И рассказали правду обо всём!
Тоталитарная система, концлагерь не смогли поработить сильных духом людей, которых было очень много в нашей многострадальной России. Таким образом, на страшном лагерном материале построил А.И.Солженицын свою философию бесконечно маленького и одинокого человека, который мешает отлаженной машине насилия производить одномерных людей тем только, что во всякую минуту жизни в любом пространстве остаётся Иван Денисович человеком, личностью, в которой соединились терпение и разумность, расчёт и услужливость, приспособление к нечеловеческим условиям, мудрое непонимание и правых, и невиноватых, привычка напряжённо думать «о времени и о себе».
А сейчас вы работаете в группах с Категорией пространства (группам раздаются листы: «Барак», «Пищеблок», «Лазарет», «Стройка») и находите в тексте информацию о данной категории. (Работы заслушиваются и проверяются.)
А что присуще русской душе?
– Простор, ширь…
Предлагаю вам прослушать песню в исполнении Льва Лещенко « …Я сегодня до зари встану».
– Что же остается герою Солженицына, какое пространство?
– Пространство памяти.
На своих листочках напишите, как вы понимаете: «Что такое память?»
Итак, А.И.Солженицын показал нам период жизни русского народа, истории тоталитаризма, которая началась сразу с 1917 года, то есть мы видим картину ада тоталитарной России.
А сейчас попробуйте написать особое пятистишие – синквейн – на данное вашей группе слово: день, срок, жизнь, судьба.
Закончить урок хочу стихотворением Георгия Винса «Жить не по лжи».
Когда раздвинув
детства рубежи,
Мы входим в жизнь
доверчиво и смело,
Как важно путь наметить
не по лжи,
Но выбрать веру как благое дело!
Господней правде
предпочтенье дать,
Отвергнув зло, коварство
и интриги,
У ног Христа
сложить греха вериги,
Чтоб засияла Божья благодать!
Господь пошлет
надежнейших друзей,
Он силу даст не дрогнуть
в испытанье,
И в глубину молитвенных исканий,
И гимн любви,
что всех богатств ценней.
Благодарю за урок. Прошу ваши работы положить на стол. До свидания.
Один из вариантов работы ученика
Категория времени и пространства.
(По рассказу А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».)
Встречай, Россия, мужика!
Не попрекай его чужбиной
С ладони угощай рябиной
Как сына, а не чужака.
Память – это воспоминания о чем-то хорошем, о родном; друзья, семья детство, школа…
Вывод:
- Концлагерь – тоталитарное государство в миниатюре.
- Основной принцип жизни – «люди и здесь живут»
- Что же главное в этих условиях? Это сохранение достоинства и человечности в любых условиях, в любое время.
- В чем же смысл рассказа? Человеческая душа – это то, что нельзя лишить свободы, нельзя взять в плен или уничтожить.
День.
Долгий, бесконечный.
Идет, тянется, длится.
День, как целый год.
Страх.
Жизнь.
Бьющая, угнетающая.
Била, давила, топтала.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Судьба.