Квест-игра "Книга – кладезь мудрости"

Разделы: Литература, Внеклассная работа

Ключевые слова: квест, сказка, басня, Басни И.А.Крылова


Возраст: младший и средний школьный возраст.

Тип: квест-игра.

Цель: Развивать интерес к чтению книг; обогащать словарный запас учащихся.

Задачи:

  • Формировать эстетические чувства на основе знакомства с произведениями писателя.
  • Развивать творческие способности учащихся, любознательность.
  • Воспитывать внимательного читателя и любовь к книгам, умение работать в команде.

Планируемые результаты:

  1. Личностные: совершенствовать духовно-нравственные качества личности, воспитывать уважительное отношение к русской литературе.
  2. Метапредметные УУД: развивать речь, творческие способности учащихся (актёрские, художественные, музыкальные организационные).
    • Познавательные: проявлять индивидуальные творческие способности при инсценировании; выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведений.
    • Регулятивные: формулировать задачу игры, принимать ее, сохранять на протяжении всей игры; читать произведения в соответствии с целью чтения (выразительно наизусть).
    • Коммуникативные: оценивать достижения участников групповой работы по выбранным критериям; уметь вести диалог.
  3. Предметные:
    • выявлять заложенные в литературных произведениях вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание;
    • приобщить к самостоятельному чтению художественной литературы, к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;
    • воспринимать на слух литературные произведения разных жанров;
    • формировать эстетический вкус и личную заинтересованность к литературе как к источнику знаний о человеке, его отношении к миру.

Методический комментарий:

В качестве часовых и «станционных смотрителей» – вожатые и воспитатели лагеря. Учащиеся получают опережающее задание: подготовить название команды, девиз, эмблему, соответствующие теме мероприятия; перечитать сказки А.С. Пушкина, басни И.А. Крылова; в качестве домашнего задания подготовить инсценировку «Сказки на новый лад».

Маршрутный лист (выполнен в виде сказочной карты с отмеченными на ней станциями) каждой команде выдается с учетом того, что они не должны пересекаться на одной и той же станции – игра идёт одновременно для всех команд.

Учащиеся-болельщики, не принимающие участия в игре, остаются в актовом зале и выполняют следующие задания:составляют из букв название художественного произведения. Называют имя автора, готовят иллюстрацию к произведению (задание получают капитаны при жеребьёвке), отвечают на вопросы викторины. Полученные ими баллы суммируются с результатами команды при подведении итогов.

К маршрутному листу прилагается таблица:

Станция Кол-во правильных ответов
   

Станции расположены в разных уголках школы: в библиотеке, в кабинете литературы, в спортивном зале, в хореографическом зале, в актовом зале, в школьном саду. Возле каждой станции стоит часовой – вожатый и задает каждой команде загадку. После того, как получен правильный ответ, команда попадает на нужную ей станцию. Правильные ответы фиксируются членами жюри в командном маршрутном листе. После выполнения задания вручается фрагмент высказывания о книге, который они должны принести на конечную станцию – «Дворец мудрости». На каждой станции самый лучший знаток получает право участвовать в беспроигрышной лотерее «Бук-корзина» и получить приз – книгу.

Время ответа на задание ограничено – 5 минут.

При подготовке к мероприятию необходимо нарисовать свитки, изготовить пазлы-иллюстрации, карточки – фрагменты высказывания о книге, подобрать вещи для «Бюро находок», продумать оформление всех станций.

Материалы, оборудование:

  1. Маршрутный лист для каждой команды, пазлы, вещи для «Бюро находок», карточки – слова, призы (книги)
  2. Костюмы для участников инсценировок сказок.
  3. Музыка.
  4. В «Саду классики» – письменный стол, на столе – листы бумаги, чернильница, перо, свечи и подсвечники, кофейные чашки, произведения русских классиков, садовая скамья с забытой на ней шалью, цветы в садовой лейке, кружевной зонтик, веер, вокруг деревья с нанизанными на них белыми цветами, листьями, на нескольких из них – задания для команд-участников.

Ход игры

Этап первый. Представление команд (название, девиз).

Капитанам вручают свитки. Они возвращаются к командам, чтобы прочитать и дать ответ. Команда, давшая ответ первой, получает дополнительное очко и возможность выбрать маршрутный лист.

Дорогие мои друзья!
Я попал на необитаемый остров и очень нуждаюсь в вашей помощи. Для того чтобы спасти меня, вы должны пройти нелёгкий путь, продемонстрировать смелость и знания истинных ценителей русского слова, великой литературы. Тот, кто первый вспомнит моё имя, отправится в это путешествие по самому краткому пути.
(Робинзон Крузо, герой Д. Дефо)

Этап второй.

Команды отправляются по разным станциям, чтобы не мешать друг другу решать поставленные задачи. Ответив правильно на вопросы, они получают дальнейшие указания по маршруту и карточку со словами, из которых в конце игры должны составить высказывание.

Станция 1. «Собери сказку»

Загадка часового:

В ней всегда конец хороший,
Добрый молодец пригожий 
Бабка- ежка у окна... 
Догадайтесь, кто она?
(сказка)

Читается текст, в котором перемешаны 4 сказки и надо разобраться – что откуда. За полный правильный ответ (сложенная сказка, название, автор) – 3 балла.

Станция 2. «Пантомима».

Часовой: 

У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Кто автор этих строк? 
(А.С. Пушкин)

Команда должна изобразить отрывок из сказки А.С. Пушкина без слов.

Бедный поп
Подставил лоб:
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка,
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.
(«Сказка о попе и его работнике Балде»)

На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то, как прихлопнет!
(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
(«Руслан и Людмила»)

Первая девица:
Кабы я была царица,
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
Вторая девица:
Кабы я была царица,
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.
Третья девица:
Кабы я была царица,
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря.
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

За все задание – 10 баллов

Станция 3. БАСНИ.

Загадка часового:

Образное стихотворенье,
А в конце – нравоученье.
Скажем мы единогласно:
"Этот стих зовётся... (басня)!"

Продолжи ставшие крылатыми строки из басен И.А. Крылова. За ответы на все вопросы – 10 баллов (за каждый – 1 балл).

  1. А Васька слушает… (да ест)
  2. Кукушка хвалит петуха… (за то, что хвалит он кукушку)
  3. А вы, друзья, как ни садитесь… (все в музыканты не годитесь).
  4. Беда, коль пироги начнет печи сапожник… (а сапоги тачать пирожник)
  5. Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад… (а Щука тянет в воду)
  6. Наделала синица славы… (а моря не зажгла)
  7. Ты всё пела? Это дело… (так поди же, попляши!)
  8. Ай, Моська, знать… (она сильна, коль лает на слона)
  9. Недаром говорится… (что дело мастера боится)
  10. Услужливый дурак… (опаснее врага)

2. «Баснописцы»: по данным рифмам напишите басню:

  • разрывая
  • зерно
  • куда оно
  • пустая
  • ценят
  • рад
  • хоть видно
  • да сытно
  • точно так
  • пустяк

(«Петух и жемчужное зерно») (10 баллов)

Станция 4. ЦИФРЫ в литературе.

Загадка часового:

Проживают в умной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете.
(цифры)

Назовите художественные произведения, в названиях которых есть числа.

За каждый ответ 1 балл. За неполный ответ – 0,5 балла. Например, сказка «Три поросенка», книги Ж.Верна «40 лье под водой», «80 дней вокруг света», А. Дюма «Три мушкетера».

Станция 5. Рэп-чтения «Мастер слова».

Загадка часового:

Вид искусства – это факт,
Существует нотный ряд,
Где рождаются те звуки,
Что в душе не знают скуки.
(музыка)

Нужно исполнить стихи классиков в стиле рэп. Н-р, А.С. Пушкина «Зимнее утро», М.Ю. Лермонтова «Парус».

Полностью текст работы приведен в Приложении.