Максим Владимирович Осмоловский
|
Темы Открытых уроков автора
-
Творчество И.С.Тургенева в контексте межлитературных взаимодействий 2024
В обзорной статье М.В.Осмоловского рассматривается широкий спектр межтекстовых взаимодействий в произведениях И.С.Тургенева – от мотивов и образов древней литературы до более поздних влияний на русского писателя европейской литературы. Отдельно анализируется влияние, оказанное, в свою очередь, творчеством Тургенева на китайскую и русскую литературу 20 века.
-
Почему рок-музыка и рок-поэзия занимают особенное место в истории культуры конца 20 – начала 21 века? В чём необычность русской рок-поэзии как социального и литературного феномена? Об этом можно и нужно рассказывать старшеклассникам при изучении истории отечественной литературы и музыки 20 века. Рок-поэзия, став наследницей поэзии шестидесятников и авторской песни, сохраняет по сей день лучшие традиции русской лирики.
-
70 вопросов старшекласснику: повторяем теорию литературы 2019
«Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить», – писал А.С.Пушкин об Онегине. А наши с вами ученики всегда ли различают стихотворные размеры? Хорошо ли помнят, что такое, например, метонимия, и чем эпиграф отличается от эпифоры? Литературоведческих терминов в школьном курсе не так уж и мало, и знание многих из них пригодится при выполнении заданий ЕГЭ как по русскому языку (в задании 26), так и по литературе (задания 1–7, 10–14).
-
Варианты комплексных проверочных работ по орфографии и пунктуации 2019
Как учителю-филологу быстро и объективно проверить и оценить орфографические и пунктуационные навыки старшеклассника? В статье предлагаются образцы комплексных проверочных работ по правописанию, а также описана методика их проверки и оценивания. Подчеркнём: речь идёт только о контроле знаний в области орфографии и пунктуации, а не всех языковых знаний ученика. Подобные работы можно использовать в комплексе с традиционными упражнениями и диктантами.
-
Всегда ли в художественном произведении чётко выражена авторская идея? «Положителен» или «отрицателен» персонаж? Как изучать творчество «объективных» писателей? Статья М.В.Осмоловского посвящена проблеме исследования художественных произведений, вызывающих дискуссии. Как выстроить в ходе уроков анализ «спорного» текста, показано на примере романа И.А.Гончарова «Обломов», изучаемого в 10-м классе.
-
"Железки строк случайно обнаруживая…" (зачет в форме командной игры по творчеству Маяковского) 2010
Игровая методика – один из принципов разработанной М.В. Осмоловским модели современного урока литературы в школе. Предлагаемый вариант проведения зачёта в форме командной игры по творчеству В.В. Маяковского – это урок словесности, наглядно демонстрирующий возможности и эффективность использования игровой методики на уроках обобщающего повторения и контроля знаний.
-
Дистанционное обучение как новая образовательная философия 2009
Необходимость совмещать учёбу с активной деятельностью в условиях современного ритма жизни; невозможность или нежелание учиться, ежедневно сидя за партой и посещая занятия по расписанию; желание, не покидая своей страны, получить среднее или высшее образование в другом государстве – вот далеко не полный перечень причин популярности в последнее время системы дистанционного образования. В статье дана общая характеристика дистанционного образования, отмечены его преимущества и недостатки.
-
Леонид Андреев - один из немногих в русской литературе писателей, посвятивших своё творчество поиску парадоксальных ответов на сложнейшие этико-философские вопросы. Диалектика добра и зла, преданности и предательства особенно ярко представлена в творчестве Леонида Андреева произведениями "Правила добра" и "Иуда Искариот". В статье даётся анализ названных произведений Л.Н.Андреева в контексте эволюции понятий добра и зла в литературе и философии XX века, развития темы добра и зла в творчестве писателя, стиля и художественных особенностей произведений. Уделяется внимание философскому и литературному интертексту в произведениях Андреева.
-
Статья содержит материалы к урокам по произведениям Валентина Распутина, написанным в разные годы и изучаемым в выпускном классе средней школы. В статье прослеживается связь творчества писателя с традициями русского фольклора, классической и современной русской литературы на уровне проблематики и образной системы, отмечается тяготение писателя к мифопоэтическим образам и стремление вложить в идею своих произведений глубокий педагогический смысл. Осмысление проблем современности с позиций мифологической традиции - такова подоплёка и повести "Прощание с Матёрой", написанной в 70-е гг., и рассказа "Изба", созданного в 90-е.