Осмоловский Максим Владимирович

Максим Владимирович Осмоловский

Место работы:
ГАОУ Центр образования №548 г. Москвы "Царицыно"
Должность:
учитель русского языка и литературы, старший методист

Темы Открытых уроков автора

  • Мифологический и педагогический контекст произведений В.Г. Распутина "Прощание с Матёрой" и "Изба" (нравственность и современность в творчестве Распутина) 2005

    Статья содержит материалы к урокам по произведениям Валентина Распутина, написанным в разные годы и изучаемым в выпускном классе средней школы. В статье прослеживается связь творчества писателя с традициями русского фольклора, классической и современной русской литературы на уровне проблематики и образной системы, отмечается тяготение писателя к мифопоэтическим образам и стремление вложить в идею своих произведений глубокий педагогический смысл. Осмысление проблем современности с позиций мифологической традиции - такова подоплёка и повести "Прощание с Матёрой", написанной в 70-е гг., и рассказа "Изба", созданного в 90-е.

  • Категории добра и зла в произведениях Л.Н. Андреева (на материале повести "Иуда Искариот" и рассказа "Правила добра") 2007

    Леонид Андреев - один из немногих в русской литературе писателей, посвятивших своё творчество поиску парадоксальных ответов на сложнейшие этико-философские вопросы. Диалектика добра и зла, преданности и предательства особенно ярко представлена в творчестве Леонида Андреева произведениями "Правила добра" и "Иуда Искариот". В статье даётся анализ названных произведений Л.Н.Андреева в контексте эволюции понятий добра и зла в литературе и философии XX века, развития темы добра и зла в творчестве писателя, стиля и художественных особенностей произведений. Уделяется внимание философскому и литературному интертексту в произведениях Андреева.

  • Дистанционное обучение как новая образовательная философия 2009

    Необходимость совмещать учёбу с активной деятельностью в условиях современного ритма жизни; невозможность или нежелание учиться, ежедневно сидя за партой и посещая занятия по расписанию; желание, не покидая своей страны, получить среднее или высшее образование в другом государстве – вот далеко не полный перечень причин популярности в последнее время системы дистанционного образования. В статье дана общая характеристика дистанционного образования, отмечены его преимущества и недостатки.

  • "Железки строк случайно обнаруживая…" (зачет в форме командной игры по творчеству Маяковского) 2010

    Игровая методика – один из принципов разработанной М.В. Осмоловским модели современного урока литературы в школе. Предлагаемый вариант проведения зачёта в форме командной игры по творчеству В.В. Маяковского – это урок словесности, наглядно демонстрирующий возможности и эффективность использования игровой методики на уроках обобщающего повторения и контроля знаний.

  • Пути исследования «спорных» произведений школьной программы (на примере романа И.А. Гончарова «Обломов») 2017

    Всегда ли в художественном произведении чётко выражена авторская идея? «Положителен» или «отрицателен» персонаж? Как изучать творчество «объективных» писателей? Статья М.В.Осмоловского посвящена проблеме исследования художественных произведений, вызывающих дискуссии. Как выстроить в ходе уроков анализ «спорного» текста, показано на примере романа И.А.Гончарова «Обломов», изучаемого в 10-м классе.

  • Варианты комплексных проверочных работ по орфографии и пунктуации 2019

    Как учителю-филологу быстро и объективно проверить и оценить орфографические и пунктуационные навыки старшеклассника? В статье предлагаются образцы комплексных проверочных работ по правописанию, а также описана методика их проверки и оценивания. Подчеркнём: речь идёт только о контроле знаний в области орфографии и пунктуации, а не всех языковых знаний ученика. Подобные работы можно использовать в комплексе с традиционными упражнениями и диктантами.

  • 70 вопросов старшекласснику: повторяем теорию литературы 2019

    «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить», – писал А.С.Пушкин об Онегине. А наши с вами ученики всегда ли различают стихотворные размеры? Хорошо ли помнят, что такое, например, метонимия, и чем эпиграф отличается от эпифоры? Литературоведческих терминов в школьном курсе не так уж и мало, и знание многих из них пригодится при выполнении заданий ЕГЭ как по русскому языку (в задании 26), так и по литературе (задания 1–7, 10–14).

  • Русская рок-поэзия и её место в литературном процессе второй половины 20 века: материалы для урока литературы в 11-м классе 2021

    Почему рок-музыка и рок-поэзия занимают особенное место в истории культуры конца 20 – начала 21 века? В чём необычность русской рок-поэзии как социального и литературного феномена? Об этом можно и нужно рассказывать старшеклассникам при изучении истории отечественной литературы и музыки 20 века. Рок-поэзия, став наследницей поэзии шестидесятников и авторской песни, сохраняет по сей день лучшие традиции русской лирики.

  • Творчество И.С.Тургенева в контексте межлитературных взаимодействий 2024

    В обзорной статье М.В.Осмоловского рассматривается широкий спектр межтекстовых взаимодействий в произведениях И.С.Тургенева – от мотивов и образов древней литературы до более поздних влияний на русского писателя европейской литературы. Отдельно анализируется влияние, оказанное, в свою очередь, творчеством Тургенева на китайскую и русскую литературу 20 века.

  • Изучение исторического аспекта тургеневских произведений на уроках литературы 2025

    В статье М.В.Осмоловского “Изучение исторического аспекта тургеневских произведений на уроках литературы” анализируется такая подчёркнутая современность для читателей позапрошлого века произведений Тургенева. Благодаря обилию деталей по произведениям писателя можно получить наглядную картину тургеневской эпохи. Методика изучения исторического аспекта текстов Тургенева даётся на примере анализа изучаемого в 10-м классе романа “Отцы и дети”.