"Как рождается пьеса?"

Разделы: Литература


Триединая цель урока:

Образовательная:

  • углубить знания о жанровой природе пьесы;
  • актуализировать теоретические знания по теме: «С чего начинается театр?»;
  • обогатить лексикон учащихся тематической лексикой;
  • закрепить умения работы с литературными (поэтическим и прозаическим) текстами;
  • научить применять в практической деятельности знания о жанре произведения.

Воспитательная:

  • способствовать воспитанию читательского вкуса учащихся;
  • способствовать культурному росту учащихся.

Развивающая:

  • создать условия для развития теоретического мышления;
  • создать условия для развития навыков устной речи;
  • создать условия для развития творческих способностей.

*Валеологическая цель:

  • создать условия эмоционального комфорта;
  • исключить факторы, способствующие переутомлению, искривлению осанки, ухудшению зрения.

**Домашнее задание:

  • Прочитать пьесу С. Я Маршака «Двенадцать месяцев».
  • Повторить термины из предыдущей темы «С чего начинается театр?»

***Дополнительные материалы:

1. Конспект предыдущего урока «С чего начинается театр?» (теоретический минимум).

«С чего начинается театр?» (урок-знакомство с пьесой)

В основе театрального искусства лежит действие, происходящее на сцене.

Что необходимо для того, чтобы это действие появилось?

  1. автор
  2. замысел
  3. тема
  4. основная мысль
  5. название
  6. действующие лица (на сцене происходит ДЕЙСТВИЕ)
  7. текст пьесы:
    • афиша (имена героев, профессия, семейное положение, должность, возраст, особенности внешности)
    • ремарки - авторские «подсказки» актёрам, художникам-декораторам, композиторам и т.д. (место действия, особенности речи, жестов, мимики действующих лиц)
    • реплики – слова действующих лиц (монолог, диалог, полилог)
    • действия, картины, акты – смысловые части пьесы
  8. актёры
  9. художники-декораторы
  10. композиторы
  11. костюмеры
  12. гримёры и т.д.

Итак, пьеса – это произведение, предназначенное для постановки на сцене.

2. Текст стихотворения С.Я. Маршака «Сказка про короля и солдата» (учащимся предлагается вариант без названия!)

Солдат заспорил с королем:
Кто старше, кто важней?
Король сказал: – Давай пойдем
И спросим у людей!
Вот вышли под вечер вдвоем
С парадного крыльца
Солдат под ручку с королем
Из летнего дворца.
Идет навстречу свинопас,
Пасет своих свиней.
– Скажи, приятель, кто из нас,
По-твоему, важней?
– Ну что ж, – ответил свинопас, –
Скажу я, кто важней из вас:
Из вас двоих важнее тот,
Кто без другого проживет!
Ты проживешь без королей? –
Солдат сказал: – Изволь!
– А ты без гвардии своей?
– Ну нет! – сказал король.

3. Карточки-информаторы с понятиями и незнакомыми словами (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка):

Антракт – 1. Краткий перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта, циркового представления, какого-н. зрелища. 2. Небольшое музыкальное произведение для исполнения между двумя действиями оперы, пьесы. Музыкальный антракт.

Аплодисменты –1. Рукоплескания в знак одобрения или приветствия. Сорвать аплодисменты. (также перен.: добиться знаков одобрения; обычно ирон.).

Комплимент - Любезные, приятные слова, лестный отзыв. Говорить комплименты.

Ликовать –Торжествовать, восторженно радоваться. Народ ликует.

Партер –1. Нижний этаж зрительного зала (плоскость пола) с местами для зрителей. Кресла в партере. 2. Плоская открытая часть сада, парка с газонами, цветниками. Цветочный партер.

Премьера –Первое представление спектакля, цирковой программы, фильма.

Рекомендации по организации учащихся: учащимся предлагается разделиться на 3 творческих коллектива, каждой группе выдаётся лист формата А4 «Авторский коллектив …», в котором ребята должны записать название своего содружества, название будущей пьесы и саму пьесу (возможно, будет необходим ещё один дополнительный лист).

Ход урока

1 этап.

Работа осуществляется с опорой на текст пьесы С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» и конспект предыдущего урока, часть «Текст пьесы». Логика поэтапного раскрытия жанровой природы пьесы отражена в таблице:

элемент пьесы вопросы и задания  текстовый материал (по стихотворению) творческая деятельность учащихся в авторских листах
название         1. Прочитать выразительно стихотворение С.Я. Маршака.
2. О чём оно? (тема)
3. Какую мысль хотел выразить автор в своём произведении? (идея).
4. Как можно назвать пьесу, в основе которой будет лежать история о короле и солдате?
стихотворение С.Я. Маршака записать название будущей пьесы       
афиша 1. Что такое афиша?
2. В каком жанре встречается афиша?
3. Где расположена афиша в произведении?
4. Для чего нужна афиша?
5. О ком и о чём будет говориться в афише к нашей пьесе?
герои: солдат, король, свинопас учащиеся записывают в афишу не только имена героев, но добавляют возраст, элементы портрета, костюма, поведения.   
действия 1. На сколько смысловых частей можно разделить это стихотворение?
2. О чём говорится в каждой части?
3. Чем запоминается каждая часть?
4. Как называется наибольшая смысловая часть пьесы?
3 части:
1 – спор солдата и короля.
2 – встреча со свинопасом.
3 – ответ свинопаса.
учащиеся под названием пьесы делают запись: «Пьеса в 3-х действиях».
реплики 1. Сколько героев принимает участие в беседе?
2. Как называется такая форма устной речи?
3. Что такое реплика?
4. Как в пьесе оформляется реплика?
5. Какие слова героев можно использовать в качестве реплик?
Все предложения с предшествующим висячим дефисом. Также добавляется реплика:-Кто старше, кто важней? ***
ремарки 1. Что такое ремарка?
2. Нужны ли ремарки в рассказах?
3. Что теряет читатель пьесы без ремарок?
4. О чём может узнать из ремарок актёр?
5. Какие слова из стихотворения можно использовать для создания ремарок?
Особенность стихотворения в том, что прямых «ремарочных» замечаний крайне мало (за исключением: парадного крыльца, летнего дворца, «под ручку с королём»). учащиеся продумывают в группах возможные варианты ремарок для каждой части

Антракт (Физкультурная пауза).

Выделенные слова разминки помещены на доску. После паузы учитель обращает на них внимание.

Мы сидим с тобой в партере:
Мы сегодня на премьере (руки в стороны).
Будут здесь играть артисты (встать)
И поклонятся всем низко (наклон вперёд).
А в ответ – аплодисменты (хлопки) –
Для артисты – комплименты (хлопки).
Будет зритель ликовать (руки на пояс, ходьба на месте)
И театр прославлять.

2 этап.

А) Детальное (с ремарками и репликами) оформление в авторских листах 1 действия пьесы.

Б) Прослушивание работ творческих групп (без соревновательной системы!)

В) Комментарии учителя. Наблюдения одноклассников.

3 этап.

Аналогичен предыдущему.

Домашнее задание:

Дописать 3 действие.

Итог урока:

«Сегодня на уроке мы с вами присутствовали при рождении пьесы. Она как жанр отличается от всех произведений, с которыми вы уже знакомы (сказка, рассказ, стихотворение, басня). Зная жанровые особенности пьесы, каждый из нас может любое произведение превратить в произведение для постановки на сцене».