Триединая цель урока:
Образовательная:
- углубить знания о жанровой природе пьесы;
- актуализировать теоретические знания по теме: «С чего начинается театр?»;
- обогатить лексикон учащихся тематической лексикой;
- закрепить умения работы с литературными (поэтическим и прозаическим) текстами;
- научить применять в практической деятельности знания о жанре произведения.
Воспитательная:
- способствовать воспитанию читательского вкуса учащихся;
- способствовать культурному росту учащихся.
Развивающая:
- создать условия для развития теоретического мышления;
- создать условия для развития навыков устной речи;
- создать условия для развития творческих способностей.
*Валеологическая цель:
- создать условия эмоционального комфорта;
- исключить факторы, способствующие переутомлению, искривлению осанки, ухудшению зрения.
**Домашнее задание:
- Прочитать пьесу С. Я Маршака «Двенадцать месяцев».
- Повторить термины из предыдущей темы «С чего начинается театр?»
***Дополнительные материалы:
1. Конспект предыдущего урока «С чего начинается театр?» (теоретический минимум).
«С чего начинается театр?» (урок-знакомство с пьесой)
В основе театрального искусства лежит действие, происходящее на сцене.
Что необходимо для того, чтобы это действие появилось?
- автор
- замысел
- тема
- основная мысль
- название
- действующие лица (на сцене происходит ДЕЙСТВИЕ)
- текст пьесы:
- афиша (имена героев, профессия, семейное положение, должность, возраст, особенности внешности)
- ремарки - авторские «подсказки» актёрам, художникам-декораторам, композиторам и т.д. (место действия, особенности речи, жестов, мимики действующих лиц)
- реплики – слова действующих лиц (монолог, диалог, полилог)
- действия, картины, акты – смысловые части пьесы
- актёры
- художники-декораторы
- композиторы
- костюмеры
- гримёры и т.д.
Итак, пьеса – это произведение, предназначенное для постановки на сцене.
2. Текст стихотворения С.Я. Маршака «Сказка про короля и солдата» (учащимся предлагается вариант без названия!)
Солдат заспорил с королем:
Кто старше, кто важней?
Король сказал: – Давай пойдем
И спросим у людей!
Вот вышли под вечер вдвоем
С парадного крыльца
Солдат под ручку с королем
Из летнего дворца.
Идет навстречу свинопас,
Пасет своих свиней.
– Скажи, приятель, кто из нас,
По-твоему, важней?
– Ну что ж, – ответил свинопас, –
Скажу я, кто важней из вас:
Из вас двоих важнее тот,
Кто без другого проживет!
Ты проживешь без королей? –
Солдат сказал: – Изволь!
– А ты без гвардии своей?
– Ну нет! – сказал король.
3. Карточки-информаторы с понятиями и незнакомыми словами (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка):
Антракт – 1. Краткий перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта, циркового представления, какого-н. зрелища. 2. Небольшое музыкальное произведение для исполнения между двумя действиями оперы, пьесы. Музыкальный антракт.
Аплодисменты –1. Рукоплескания в знак одобрения или приветствия. Сорвать аплодисменты. (также перен.: добиться знаков одобрения; обычно ирон.).
Комплимент - Любезные, приятные слова, лестный отзыв. Говорить комплименты.
Ликовать –Торжествовать, восторженно радоваться. Народ ликует.
Партер –1. Нижний этаж зрительного зала (плоскость пола) с местами для зрителей. Кресла в партере. 2. Плоская открытая часть сада, парка с газонами, цветниками. Цветочный партер.
Премьера –Первое представление спектакля, цирковой программы, фильма.
Рекомендации по организации учащихся: учащимся предлагается разделиться на 3 творческих коллектива, каждой группе выдаётся лист формата А4 «Авторский коллектив …», в котором ребята должны записать название своего содружества, название будущей пьесы и саму пьесу (возможно, будет необходим ещё один дополнительный лист).
Ход урока
1 этап.
Работа осуществляется с опорой на текст пьесы С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» и конспект предыдущего урока, часть «Текст пьесы». Логика поэтапного раскрытия жанровой природы пьесы отражена в таблице:
элемент пьесы | вопросы и задания | текстовый материал (по стихотворению) | творческая деятельность учащихся в авторских листах |
название | 1. Прочитать выразительно стихотворение С.Я. Маршака. 2. О чём оно? (тема) 3. Какую мысль хотел выразить автор в своём произведении? (идея). 4. Как можно назвать пьесу, в основе которой будет лежать история о короле и солдате? |
стихотворение С.Я. Маршака | записать название будущей пьесы |
афиша | 1. Что такое афиша? 2. В каком жанре встречается афиша? 3. Где расположена афиша в произведении? 4. Для чего нужна афиша? 5. О ком и о чём будет говориться в афише к нашей пьесе? |
герои: солдат, король, свинопас | учащиеся записывают в афишу не только имена героев, но добавляют возраст, элементы портрета, костюма, поведения. |
действия | 1. На сколько смысловых частей можно разделить это стихотворение? 2. О чём говорится в каждой части? 3. Чем запоминается каждая часть? 4. Как называется наибольшая смысловая часть пьесы? |
3 части: 1 – спор солдата и короля. 2 – встреча со свинопасом. 3 – ответ свинопаса. |
учащиеся под названием пьесы делают запись: «Пьеса в 3-х действиях». |
реплики | 1. Сколько героев принимает участие в беседе? 2. Как называется такая форма устной речи? 3. Что такое реплика? 4. Как в пьесе оформляется реплика? 5. Какие слова героев можно использовать в качестве реплик? |
Все предложения с предшествующим висячим дефисом. Также добавляется реплика:-Кто старше, кто важней? | *** |
ремарки | 1. Что такое ремарка? 2. Нужны ли ремарки в рассказах? 3. Что теряет читатель пьесы без ремарок? 4. О чём может узнать из ремарок актёр? 5. Какие слова из стихотворения можно использовать для создания ремарок? |
Особенность стихотворения в том, что прямых «ремарочных» замечаний крайне мало (за исключением: парадного крыльца, летнего дворца, «под ручку с королём»). | учащиеся продумывают в группах возможные варианты ремарок для каждой части |
Антракт (Физкультурная пауза).
Выделенные слова разминки помещены на доску. После паузы учитель обращает на них внимание.
Мы сидим с тобой в партере:
Мы сегодня на премьере (руки в стороны).
Будут здесь играть артисты (встать)
И поклонятся всем низко (наклон вперёд).
А в ответ – аплодисменты (хлопки) –
Для артисты – комплименты (хлопки).
Будет зритель ликовать (руки на пояс, ходьба на месте)
И театр прославлять.
2 этап.
А) Детальное (с ремарками и репликами) оформление в авторских листах 1 действия пьесы.
Б) Прослушивание работ творческих групп (без соревновательной системы!)
В) Комментарии учителя. Наблюдения одноклассников.
3 этап.
Аналогичен предыдущему.
Домашнее задание:
Дописать 3 действие.
Итог урока:
«Сегодня на уроке мы с вами присутствовали при рождении пьесы. Она как жанр отличается от всех произведений, с которыми вы уже знакомы (сказка, рассказ, стихотворение, басня). Зная жанровые особенности пьесы, каждый из нас может любое произведение превратить в произведение для постановки на сцене».