Как проводить викторины в сельской малокомплектной школе?

Разделы: Литература


Я работаю учителем якутского языка и литературы 24 года. За все эти годы провожу примерно по два раза в год литературные викторины об родной литературе. Всего провела около пятидесяти викторин и хочу поделиться своим опытом работы с молодыми педагогами.

Целью всей этой работы было и остается:

1) научить детей самостоятельно работать с литературными и иными источниками,

2) расширить знания, кругозор.

По роду своей деятельности провожу викторины к юбилеям якутских писателей. А таких юбилеев в год несколько. В основном выбираю тех писателей, чьи произведения изучаем в школе. Но иногда для расширения кругозора выбираю малоизвестного писателя.

Вначале я писала, где и откуда можно получить ответы на интересующий вопрос. И дети шли в библиотеку. Но наши библиотеки работают плохо из-за зарплаты в полставки. Иногда они не могут работать в ту неделю, то уезжают, то бюллетень, все-таки в библиотеках холодно. И приходилось вывешивать викторины заранее, терялся эффект новизны.

Второй и главной трудностью оказалось то, что в наших маленьких сельских библиотеках мало книг. Небогатый фонд наших библиотек решила восполнить сама. И я делала вырезки из газет и оформляла стенды с богатым материалом о биографии и произведениях писателя. Делала ксерокопии с журналов и книг. Таким образом достигла полезности оформленных стендов. Дети оставались после уроков или кружковых занятий и занимались чтением, поиском ответов на вопросы викторины. А из всего собранного у меня в кабинете оформлялись альбомы.

Чтобы викторина привлекала внимание, вывешивала портрет писателя, писала разноцветными фломастерами, к некоторым вопросам придумывала рисунки, клеила фотокарточки. Объявляла на уроках и общешкольной линейке.

Сначала, когда я вывешивала вопросы викторины, дети мало обращали внимания на это. Приходилось по нескольку раз напоминать. Дело доходило до абсурдно малого числа участников: три места - три участника. В чем дело?

Слишком трудные вопросы? Приходилось выбирать легкие, но оказалось, что все отвечают на простые вопросы и победителем становится тот, кто быстрее всех ответит. И целый ворох ответов, которые приходилось разбирать. Премии получали те, кто аккуратно писал ответ. А это не отвечало моим целям.

Много вопросов? Оказывается, что более 15-ти вопросов задавать не нужно. У детей все-таки мало времени. И им трудно разбрасывать все свое свободное время на поиски ответов. Некоторым лень. Хотя это не останавливает тех, кто любознателен и заинтересован в победе. Один раз к 100-летнему юбилею нашего земляка, народного певца и сказителя Зверева Сергея Афанасьевича - Кыыл Уола подготовила и провела викторину из ста вопросов. Участников было около десятка, но какие ответы!!!

Итак, выбираю около 10-15 вопросов. Участники есть. Но когда это становится частым, более 4-х в учебный год, их становится меньше. Интерес катастрофически падает. И я не стала проводить викторины более двух раз в год.

Главными, все-таки, остаются вопросы. Типичным остается вопрос: "Когда и где родился писатель?". Я это задаю всегда, и дети с охотой отвечают и "клюют" на этот легкий вопрос. Дальше о детстве или школьных годах, родителях, что тоже вызывает интерес в ассоциации с собой. "Наживка" брошена.

Затем идут вопросы о дальнейшей жизни писателя. Иногда выбираю более интересные или смешные ситуации, иногда грустные и обыденные. В любом случае вызывающие какую-нибудь эмоцию у детей. Этим подогреваю дальнейший интерес к работе. Всего 5-7 вопросов и краткая биография писателя как на ладони.

Половина, даже более половины вопросов о творчестве писателя. Например, вопросы о названии произведений: какое произведение стало оперой, какие рассказы начинаются на букву "А", в каком стихотворении поэт трижды сказал одно и то же слово, какая книга напечатана на русском языке, какая поэма состоит из омонимов и т.д. Вопросы о произведении: когда было написано, о чем рассказывается, где и когда происходит действие, в каком произведении разыгрываются эти действия и т.д.

Типичные вопросы о наиболее известных героях произведений: что он сказал или сделал после того, кто сказал или сделал это, кто это (после описания портрета героя). Далее задаю вопросы чья эта вещь, почему он так поступил, кто он по профессии, как зовут его родных, с кем сравнил его писатель и т.д.

Награждение. Дети есть дети, они любят поощрение. Конфеты и пряники, как говорится, дают всего минутное удовольствие, легко забываются и пользы от них почти нет. Я на свои деньги покупаю призерам интересные и красивые книги, а всем участникам выдаю сертификаты, иногда, когда позволяют средства - блокноты, ручки и т.д. Призерам делаю грамоты с портретом писателя, раньше рисовала, сейчас сделать это лучше всего на компьютере. Видеть их радостные и гордые лица - это великое удовольствие для учителя.

Итогом моих викторин является то, что одна из моих учениц Румянцева Екатерина стала победителем на республиканском конкурсе-викторине, посвященном жизни и деятельности видного политического деятеля Максима Кировича Аммосова. Затем она окончила журналистское отделение Якутского государственного университета. А другая ученица Осипова Лариса стала победителем викторины, организованной районной газетой "Сунтаар сонуннара" ("Новости Сунтара") и была участницей Елки главы улуса (района) по приглашению организаторов викторины, посвященной юбилею Сергея Афанасьевича Зверева - Кыыл Уола. Обе девочки хорошо учились, стали активно участвовать в различных общественных мероприятиях.

Самое главное, около половины обучающихся школы принимают активное участие в проводимых викторинах, большинство сами занимаются поисками литературы. Передаю свой опыт работы моим молодым коллегам. И они с удовольствием проводят викторины.

Из всего этого я пришла к заключению:

1) надо тщательно выбирать вопросы, учитывая интерес и психологию детей,

2) красочно оформить викторину,

3) проводить викторины не более двух раз в учебный год.

3) надо знать имеющуюся литературу в библиотеках,

4) собирать газетные и журнальные материалы в отдельных листах,

5) поощрять интересными книгами,

6) участники викторин становятся активными участниками научно-практических конференций, повышается интерес к самостоятельному добыванию информации.