Литература
-
Судьба русской женщины (по рассказу А.Солженицына "Матренин двор" и повести Ф.Абрамова "Пелагея") 2014
Урок адресован учащимся 9-го класса. В качестве внеклассного чтения им рекомендуется прочитать повесть Абрамова «Пелагея». Задача урока – сравнить судьбы женщин, подчеркнуть их нравственные начала, ответить на проблемные вопросы, поставленные авторами произведений, поразмышлять о смысле жизни.
-
Судьба русской женщины в поэмах Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос", "Кому на Руси жить хорошо" 2011
Данный материал (2 часа) посвящён изучению поэм Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос" и "Кому на Руси жить хорошо". В центре внимания – русская женщина-крестьянка, женщина-труженица. Опираясь на тексты произведений Некрасова, сопоставляя их с произведениями устного народного творчества, учащиеся выявляют народность образов главных героинь, новаторство Некрасова в создании женского образа.
-
Судьба человека в тоталитарном государстве (по "Колымским рассказам" В.Т. Шаламова) 2011
Данный урок внеклассного чтения рекомендуется проводить после изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В.Шаламов показал героев-зеков, которым некуда идти, как Р.Раскольникову. Следует подвести школьников к пониманию того, что в рассказах В.Шаламова всесторонне раскрыты связи человека с эпохой, что писатель сыграл огромную роль в развитии лагерной темы в литературе.
-
Судьба человека в тоталитарном государстве. 11-й класс 2011
На уроке учащиеся знакомятся с биографией А.Солженицына, В.Шаламова, А.Жигулина, исследуются особенности представления «лагерной темы» в творчестве каждого; формируется чувство сопричастности и ответственности за судьбу своей страны и чувство уважения к людям, сумевшим выстоять в нечеловеческих условиях и сохранить высокий моральный облик, нравственную чистоту.
-
Судьба человека во время Великой Отечественной войны (по стихотворению М.Исаковского «Враги сожгли родную хату») 2020
Цели урока: выявление художественной идеи произведения, проявляющейся в утверждении любви к Родине советского солдата, нравственной чистоты воина-освободителя; формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления символического значения образов перекрёстка, имени Прасковья, исторической основы произведения; создать условия для формирования у учащихся умения самостоятельной исследовательской деятельности в ходе работы с текстом; применения знаний в проблемных ситуациях.
-
Судьбы людей в революции (по роману М.А. Булгакова «Белая гвардия»). 11-й класс 2017
Цели урока: глазами М.А. Булгакова увидеть эпоху революции и Гражданской войны; понять отношение писателя к революции; проследить за судьбами героев; выяснить, какие нравственные ценности утверждаются в романе.
-
"Суровая правда" Константина Воробьева. Урок внеклассного чтения по рассказу К.Д. Воробьева "Немец в валенках" 2007
Урок нацелен на пробуждение чувства гуманизма, сострадания судьбе военнопленных. Анализируя рассказ, ученики понимают, что пленных и удерживающую их сторону связывают непростые отношения. Дети убеждаются, что К.Воробьев сумел показать и военнопленных, и их охранников не как однородную массу, а прежде всего как людей разных характеров с присущими только им индивидуальными чертами и поступками.
-
"Суровые, грозные годы!" Урок изучения поэмы Сергея Есенина "Анна Снегина" 2013
При разборе лирических стихотворений, аналитическом чтении поэмы и эвристической беседе показывается глубина осмысления революционных событий в творчестве С.Есенина; обращается внимание учащихся на философскую направленность поэзии С.Есенина, связь с философской лирикой А.С. Пушкина. Повторяются основные мотивы философской лирики А.С. Пушкина. Раскрывается лирико-эпический характер поэмы «Анна Снегина».
-
Сценарии занятий литературного салона "Вдохновенье" 2008
Представлена работа литературного салона "Вдохновенье", где используется методика проектной работы, которая предполагает коллективную групповую деятельность учащихся под руководством учителя. Участвуя на занятиях салона, ребята учатся деловому творческому общению, имеют максимальную возможность для самореализации. Литература начинает восприниматься не как школьный предмет, а как вид искусства, получается интеграция предметов.
-
Сценарий "Великий сын тихого Дона" 2008
Непрерывность совершенствования творческих возможностей ученика, их реализация закладываются не только в системе уроков по литературе, но и находит продолжение во внеклассных мероприятиях по предмету: литературных вечерах, кружках, литературных гостиных, предметных неделях. Приобщение учащихся к искусству слова делает их чувства тоньше, сердца добрее, а помыслы чище и благороднее.
-
Сценарий "Гоголевский калейдоскоп" 2011
Сценарий театрализованной постановки по произведениям Н.В.Гоголя для учащихся 5–9-х классов.
-
Сценарий "Заочная экскурсия в село Михайловское" 2010
У каждого народа есть первое имя в литературе, которое является бесспорным. Для нас это имя – Александр Сергеевич Пушкин. Посетив музей А.С. Пушкина в Михайловском, захотелось рассказать об этом месте учащимся нашего Центра образования. Так появилась литературно-музыкальная композиция, которую назвали ««Заочная экскурсия в село Михайловское».
-
Сценарий "Интеллектуального казино" в рамках единого профильного дня (филологический профиль) 2009
Игра "Интеллектуальное казино" рекомендована для учащихся школы III ступени. Данная игра позволяет сформировать у учащихся положительную мотивацию к предметам гуманитарного цикла, воспитать дух соперничества, попробовать себя в роли настоящих ценителей слова.
-
Сценарий "Кто спасет наш вишневый сад?" по пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад" 2008
Использование нетрадиционных форм обучения позволяет вызвать интерес учащихся к русской классической литературе, воспитывает патриотизм, развивает чувство прекрасного. Театрализация занимает неоспоримое место в преподавании литературы. Проникновение в историческую обстановку, в роль, речь героев, понимание авторской позиции – всё это дает постановка пьесы целиком или фрагментарно. В предлагаемом сценарии по пьесе "Вишневый сад" появился новый персонаж сам автор Антон Павлович Чехов, который вместе с подростками XXI века наблюдает за жизнью своих героев.
-
Сценарий "Мы – правнуки Великой Победы!" 2016
Сценарий разработан в рамках работы над проектом «Книга памяти», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В основу «Книги памяти» положены воспоминания о прадедах учащихся гимназии, а также хранящиеся в семейных архивах фото и документы. Данный материал может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых Победе советских войск над фашизмом, уроках литературы, истории.
-
Сценарий "Самый классный" (Дом творчества "У Вознесенского моста") 2013
Представлен сценарий литературной гостиной по произведениям А.С. Пушкина.
-
Сценарий "Час суда" по роману И.А. Гончарова "Обломов" 2008
Использование нетрадиционных форм обучения позволяет вызвать интерес учащихся к русской классической литературе, воспитывает патриотизм, развивает чувство прекрасного. Постановка по роману И.А. Гончарова "Обломов" в форме судебного заседания даёт возможность подросткам поразмышлять над проблемами поиска себя в обществе.
-
Сценарий «Похождения Чичикова» (Фантастическая комедия из жизни маленького человека по мотивам 1-й части поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души») 2024
Представлен сценарий «Похождения Чичикова» по мотивам 1-й части поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
-
Сценарий арт-моба, посвящённого Дню Победы 2019
Представлен сценарий арт-моба, посвящённого Дню Победы.
-
Сценарий бала 2008 года 2009
Данная работа будет интересна учителям русского языка и литературы, активно работающим над развитием творческих способностей детей. Бал - заметное событие в жизни школы. И, конечно, подготовка к нему отнимает много сил и времени, ведь она включает не только написание сценария, но и постановку танцев.
-
Сценарий вечера "Декабристы" 2009
Мероприятие призвано привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825 г., поможет раскрыть содержание мира русской культуры XIX века, сформировать представления о поэтах-декабристах.
-
Сценарий вечера "Декабристы" 2009
Мероприятие призвано, привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825г. и дальнейших политических процессов, воспитать чувства патриотизма. Литература помогает раскрыть содержание мира русской культуры 19 века, сформировать представления о поэтах декабристах.
-
Сценарий вечера "И новый мир увидел я…" (к истории взаимоотношений Ф.И. Тютчева и Е.А. Денисьевой) 2009
Учащиеся расширяют знания о взаимосвязи творчества Тютчева с его жизнью, изучают дополнительные материалы (письма, дневники) о жизни и творчестве поэта, знакомятся с некоторыми произведениями современных поэтов: А.Дементьева, В.Боровицкой, Е.Щетининой; развивают стремление к проникновению в мир поэтических образов с помощью произведений музыки и живописи.
-
Сценарий вечера по повести-феерии "Бегущая по волнам" А.Грина 2022
Представлен сценарий вечера по повести-феерии "Бегущая по волнам" А.Грина.
-
Сценарий вечера, посвященного авторской песне "Мы сами себе выбираем маршруты" 2008
Литературный вечер для учащихся 9–11-х классов посвящен истории возникновения авторской песни. Авторская песня – особый музыкальный жанр. Как в 60-е годы 20 века, так и сейчас авторская песня не столько художественное, сколько социокультурное явление. Материал может быть использован учителями литературы, классными руководителями.
-
Сценарий вечера. Пресс-конференция "Встреча с поэтом Николаем Рубцовым". 10–11-й классы 2012
В содержании пресс-конференции прослежен творческий путь поэта Николая Рубцова, привлечены воспоминания современников. Полно и многообразно представлено поэтическое творчество, в котором отражена любовь к Родине, красота родной природы, прославление доброты и человечности, связь с родной землей. Анализируются отдельные стихотворения, проводится беседа с учащимися.
-
Сценарий внеклассного мероприятия "Литературный калейдоскоп. Путешествие в XIX век" 2010
Предлагаемое мероприятие проводится в форме литературной игры-путешествия и является результатом проектно-ролевой деятельности учащихся 8–11-х классов. Цель проекта – погрузиться в пушкинское время, пробудить интерес к литературному быту XIX века и подготовить учащихся к более глубокому, осмысленному восприятию произведений русской литературы и искусства той эпохи, которые будут изучаться на уроках литературы.
-
Сценарий внеклассного мероприятия "Стихи Виктора Яганова о войне" 2010
Мероприятие подготовлено членами литературно-краеведческого кружка "Лира" ко дню Победы. В основу сценария легли стихи о войне амурского поэта, трогательные, волнующие, обжигающие. Кроме того, шла речь о вкладе земляков в дело великой Победы над фашистами и о нашем святом долге перед теми, кто сделал все для того, чтобы был мир.
-
Сценарий внеклассного мероприятия «Вечер романса. Позвольте вас любить…» 2016
Вечер проникнут нежностью, грустью. Ведущие вечера ненавязчиво проведут зрителя по страницам эпистолярных романов великих людей великой эпохи. Зритель и слушатель познакомятся с неизвестными романами поэтов и писателей: Тютчева, Пушкина и Тургенева. Их прелестными избранницами были: Амалия фон Лерхенфельд, Татьяна Александровна Бакунина и Анна Керн. Сценарий может стать прекрасным подспорьем учителю в проведении уроков музыки, литературного чтения и исторического раздела по культуре.
-
Сценарий внеклассного мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Любимая книга моей семьи» 2024
Данное внеклассное мероприятие разработано с целью помощи родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников и направлено на развитие интереса детей к чтению. Это мероприятие предназначено для проведения с детьми старшего дошкольного возраста совместно с родителями.