Пояснительная записка:
«Урок в музее» - сложившаяся форма проведения урока внеклассного чтения, посвященного Великой Отечественной войне, как нельзя лучше способствует патриотическому воспитанию. Сама обстановка, экспонаты, атмосфера музея делает урок очень важным, значимым, серьезным для учащихся. Выбранный для урока роман В.Распутина «Живи и помни» - роман психологический. Для анализа произведения столь сложного жанра от учащихся требуется сосредоточенность, собранность, полное «погружение» в сюжет. Этому и способствует нестандартная, неофициальная обстановка нашего музея. Учащиеся получают возможность избавиться от скованности, ощутить внутреннюю свободу и непринужденность в разговоре.
Одним из главных методических приемов для проведения занятия был выбран кейс-метод: ситуация «адвокаты—прокуроры» (защитить дезертира Гуськова или осудить).
Важными этапами в работе при использовании данного кейса являются:
- вовлечение учащихся в процесс работы;
- обсуждение проблемы в группах;
- защита позиционной точки зрения группы;
- подготовка решения, его письменное оформление.
Использование популярной сегодня кейс технологии позволило достичь нужных результатов:
- коммуникативности;
- творческой активности;
- заинтересованности в решении проблемы;
- проявлению индивидуальности учащихся;
- освоению дискуссионных приемов в работе над решением проблемы.
Актуальность заявленной темы в том, чтобы научить ребенка говорить и выражать свои мысли, рассуждать, понимать жизненные ситуации. В данном случае, используя изученную тему, понять психологию героя, оправдать или осудить его поступки, связывая ситуацию, созданную автором в произведении с настоящим временем. Специально созданная обстановка в музее, приближенная к военному времени, способствует эмоциональному и психологическому погружению во время, описанное автором;
Цель урока: научить воспитанников рассуждать, проявляя качество человеческого характера - простить или осудить.
- обучающая – умение ориентироваться в прочтении книги. Познание новых терминов, изучение характеров героев, научить публично выступать, доказывая свою точку зрения; ….
- развивающая – развитие навыков рассуждения, делать выводы, подводить итоги доказательной базы ….
- воспитывающая – работа в команде, умение слушать и говорить, тактично дополнять и уточнять.
Аннотация.
Урок литературы в программе 10-х классов разбирает тему «Роман В.Распутина «Живи и помни» как произведение о войне без войны» (Урок внеклассного чтения) …. Урок в военно-историческом музее «Москва и Флот» помогает погрузиться в историческое время, описанное в произведении.
Форма проведения урока: организационно-деятельная квест – игра (хороший - плохой, адвокат – прокуроры). Рассказ с элементами диалога. Интерактивность урока в использование экспонатов, предметов, технических возможностей аудио- и видеоприборов для понимания ситуации, описанной в повести.
Тип урока: диалог с практический частью: заполнение Протокола команды адвокатов и команды прокуроров, с мастер-классом педагога и участников урока, самостоятельного составления протоколов. Работа с книгой и презентацией.
Техническое обеспечение: использование в музее экспозиции «Солдатский дом», экспонатов военного времени, тематических стендов. По необходимости: ноутбук, плазма. Посадочные места на 20 человек. Урок рассчитан на 45 минут.
Участники: учащиеся старшего звена корпуса.
Ведущий: педагог, преподаватель литературы Пархоменко Ольга Викторовна.
Класс: 10 класс.
Цели урока: |
Научить рассуждать, сравнивать характеры, приближать литературную ситуацию, описанную автором, к реальной жизни в современности. |
Образовательные |
Через обсуждение жизненных моментов в литературном произведении привлечь к чтению исторических книг. Популяризация чтения художественной классической литературы российских авторов. |
Развивающие |
Изучая художественное произведение, способствовать развитию интеллектуального и творческого мышления, рассуждения, что, в свою очередь, развивает человеческие качества общения, понимание характеров, рождает чувства сострадания и умение принятия правильного решения. Развитие у школьников умение публично выступать, делать выводы и заключения. |
Воспитательные |
Умение работать в команде, выслушивать информацию, не перебивать рассказывающего, тактично уточнять и дополнять. Воспитывать умение вести спокойную беседу с одноклассниками и преподавателем. |
Тип урока |
Организационно-деятельный урок, квест-урок, урок-игра «хороший - плохой». |
Форма урока |
- фронтальная, |
Опорные понятия, термины |
Опорные понятия и термины из советской литературы из речи российской глубинки. |
Новые понятия |
Новые слова и понятия русских наречий и говора уральских жителей. |
Формы контроля |
Беседа, диалог, проверка каждого этапа урока. |
Домашние задание |
Объяснение новых слов, описание ситуации героя со стороны «адвоката» и со стороны «прокурора». |
Технологическая карта урока: Времен связующая нить. Урок в музее