Как научить школьников вдумчивому чтению художественного текста

Разделы: Литература


Приложение.

Размышляя о причинах всё растущего охлаждения подростков к классической литературе, учителя отмечают их нежелание читать её. В пёстром развале книг, предлагаемом рынком, ребят интересуют приключения, фантастика, бульварные романы – всё, что не требует от них особых мыслительных затрат. То, что изучается в школе, порой, воспринимается как занятие унылое и бесперспективное, в результате чего образуется устойчивый иммунитет к классике, а надежды на возвращение к ней в зрелом возрасте становятся всё иллюзорнее.

Как же помочь школьникам, как сохранить тропу, ведущую к неиссякаемым родникам нашей культуры? Как научить “завоёвывать” книгу, как научить “биться” над ней?

Во-первых, необходимо сконцентрировать усилия на исследовании текста с обязательной функцией наблюдений, предельно краткое обобщение которых представит своеобразную словесную формулу. Рассмотрим это на примере изучения повести Сент-Экзюпери “Маленький принц”. Повесть воспринимается школьниками с большим интересом, они хорошо усваивают содержание, но впереди их ждёт работа над замыслом писателя, то есть им необходимо будет подняться на более высокую ступень анализа. Главная задача учителя – помочь ребятам. Уместно здесь вспомнить о том, кто такой “идеальный читатель”? Это тот, кто всё время спрашивает себя: всё ли мне понятно? Такой вопрос имеет особое значение. Он позволяет учащимся осознать, что в тексте ему ясно, что нет. Это помогает не пройти мимо трудностей и в какой-то степени избежать иллюзии понимания. “Идеальный читатель” выделяет в тексте непонятные слова и выражения и выясняет их значение. Для этого он обращается к словарям, справочникам, дополнительной литературе и к тем людям, которые могут дать нужные разъяснения. Теперь предлагаем школьникам выписать сравнения, которые есть в повести, в тетрадь. Такие выписки – необходимое условие начала постижения тайны слова и загадки произведения. Учащиеся совместно с учителем отмечают удивительную неожиданность сравнений. Эмоциональная реакция от такой работы тоже важна: школьники начинают чувствовать слово. А работа над выписками углубляет состояние удивления, продлевает его, ведь невозможно равнодушно переписывать такие строки: “Они (взрослые) кажутся сами себе величественными, как баобабы”, “Она (вода) была как подарок сердцу”, “Этот смех для меня – точно родник в пустыне”, “Змейка тихо струилась по песку, словно умирающий ручеёк”. Так работа над словом помогает почувствовать необычность мира, соприкоснуться с художественным даром писателя. Смотрим и на то, что писательское слово несёт в себе какую-то тайну, которую автор доверит только внимательному читателю. Обратимся ещё раз к сравнениям, выписанным из текста, и увидим один постоянный элемент. Ищем его: “(Змея) обвилась вокруг щиколотки принца, словно золотой браслет”, “На рассвете песок становится золотой, как мед”. Лис в повести утверждает, что золотая пшеница будет напоминать ему золотые волосы принца. Наверное, и золотой шарф принца – не случайная деталь!

Не менее важным является выбор ключевого слова, которое определит дальнейший ход исследования авторского текста. Итак, чем же объяснить частое употребление слова “золотой”? Чаще всего школьники предполагают, что автор привлекает тем самым к нему наше внимание. Теперь необходимо выяснить значение слова “золотой”. Золотой – сделанный из драгоценного металла, стоящий дорого. Можно поинтересоваться у ребят: “А какой смысл вкладывает мама, говоря ребенку: “Ах, мой золотой!” Школьники и здесь быстро догадываются, что это - самый любимый, неповторимый, единственный, самый дорогой.

Новый этап работы – составление предположительной цепочки, которая фиксирует ход мысли и требует обобщения, вывода: золотой – драгоценный – дорогой – любимый – единственный – неповторимый > требующий бережного отношения к себе. Какой же вывод напрашивается? Все люди бережно относятся к драгоценностям, но для родителей их дети дороже всех сокровищ. А разве мир вокруг нас не величайшая ценность? А разве автор не стремится показать, что человек должен бережно относится ко всему живому и неживому? Пока пусть это останется нашим предположением. А мы попробуем найти ответ в самой повести Сент-Экзюпери “Маленький принц”.

Продолжим нашу работу, обратившись к описанию спящего принца: “Его полуоткрытые губы дрогнули в улыбке, и я сказал себе: трогательней всего в этом спящем Маленьком принце его верность цветку, образ розы, который лучится в нём, словно пламя светильника, даже когда он спит…И я понял, что он ещё более хрупок, чем кажется. Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить…” Значение слова “беречь” совпадает с последним звеном нашей цепочки, и ребята это должны почувствовать. Так мы приблизились к мысли о том, ради чего была написана повесть: берегите детей, берегите друг друга, берегите планету. Всё в этом мире очень хрупко, всё неповторимо, всё удивительно и потому драгоценно. Этот вывод можно записать в тетради учеников, но исследование ещё не закончено.

Вновь возвращаясь к цепочке слов, спросим ребят: “А разве не бывает фальшивых драгоценностей, которые иногда невозможно отличить от настоящих?” Продолжаем рассуждать о том, что многие люди не замечают в своей жизни фальши: вспомним короля, честолюбца, пятницу, делового человека, географа и всех мечущихся по жизни в поисках чего-либо. Кто же способен отличить подлинные ценности от мнимых? Ответ, оказывается, есть в тексте повести. Обращаемся к словам Лиса: “…зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”. Тогда что же получается: людей с зорким сердцем очень мало, гораздо больше тех, кто заблуждается. Как же им помочь? Как сделать так, чтобы сердце каждого человека было зорким? Возможно ли это? Возможно, если человек будет следовать определённым правилам. Тогда он обретёт некую сверхчувствительность, она то и не позволит человеку обмануть себя.

Следующим этапом работы будет подбор афоризмов, представляющих собой своеобразный нравственный кодекс. Результаты можно представить в виде словесной формулы.

Кто отличит настоящее от фальши?

человек с зорким сердцем дружба

любовь

верность

власть

богатство

честолюбие

(Выписываются в столбик афоризмы)

Что даёт такая работа? Прежде всего, она способствует осознанному восприятию текста и развитию монологической речи, так как формула, записанная учениками, содержит план высказывания, по которому можно судить о целостном восприятии текста, школьники учатся аргументировать свои доводы. Исследование текста и привлечение внимания к чтению художественной литературы помогает развивать память ребят, помогает ощутить радость от интересных находок и желание поделиться ими. Выстраивая работу, можно повторить пройденное, можно провести параллели между произведениями других авторов, уловить общие проблемы и своеобразие подхода к ним. Главный акцент учитель должен сделать на постижение школьниками основного замысла автора, а не только на характеристику героев, как это часто бывает. Тогда произойдет открытие истин, необходимых каждому человеку. Преимущество подобной работы ещё и в том, что упрощается задача опроса, любые выписки ребят легко проверить, на это требуется меньше времени, зато увеличивается время на исследование текста. Кроме того, выписки, которые делают школьники, не могут не способствовать улучшению общей грамотности. Ещё, на мой взгляд, исследование текста – работа, требующая от учителя целостного представления обо всей системе уроков по теме, умения применять различные варианты исследования. Трудно, но зато, сколько новых открытий, интересных находок!

Большую помощь при осмыслении художественного текста оказывают не только выписки, о которых было сказано выше, но и подчёркивания. Кто-то скажет, что это совсем нереально. Реально и даже очень. Подчёркивание существенного, важного в тексте помогает его усвоению и пониманию сюжета.

При воспитании интереса к чтению играют заметную роль закладки. Хороший читатель (ученик) всегда подмечает подобное у учителя и невольно заставляет себя делать тоже самое. Кстати, именно закладки были присущи стилю работы А. С. Пушкина. Исследуя его библиотеку, содержащую несколько тысяч томов, современные учёные нашли в книгах и подчёркивания, и закладки, и разные значки на полях. Свой стиль чтения Пушкин приписал Евгению Онегину:

Хранили многие страницы
Отметку резкую ногтей;
Глаза внимательной девицы
Устремлены на них живей.
Татьяна видит с трепетаньем,
Какою мыслью, замечаньем
Бывал Онегин поражён,
В чём молча соглашался он.
На их полях она встречает
Черты его карандаша.
Везде Онегина душа
Себя невольно выражает
То кратким словом, то крестом,
То вопросительным крючком.

После того как диалог с текстом любого произведения закончен, можно организовать работу по составлению плана. Возможно, кто-то проигнорирует этот вид работы, но и он, если вдуматься, стимулирует школьников к углублённому исследованию текста, к желанию прочитать его внимательно. Устный или письменный план должен отражать в сжатом виде смысловую структуру изучаемого произведения. Особенно удачный план обосновывает и доказывает основную мысль автора. В преподавании литературы и в формировании внимательного и зоркого читателя составление планов встречается при изучении произведения И. С. Тургенева “Бежин луг”, при работе с текстом произведения Н. С. Лескова “Левша”. План становится дорожкой через текст, от факта к факту, от мысли к мысли. Хороший план поможет школьникам понять основное содержание текста, сделает его легко обозримым и компактным, удобным для хранения в памяти.

Продолжая говорить о воспитании интереса к чтению через исследование текста и разных видах работы при этом, нельзя не упомянуть работу с таблицами, схемами, отражающими содержание того или иного произведения. В виде схем, как правило, отражаются события, ход рассуждения, разного рода понятия. Очень полезно записывать и обдумывать те схемы, которые даны в учебной литературе или предлагаются учителем. Но гораздо важнее научиться составлять схемы, рисунки к тексту, таблицы самостоятельно. Что это даёт? Они помогают увидеть и понять структуру текста, взаимосвязь его элементов. Пример таблицы можно рассмотреть, обратившись к изучению творчества А. С. Пушкина.

Детство поэта

1799 – 1811

Лицейские годы

1811 – 1817

Жизнь в Петербурге

1817 – 1820

Южная ссылка

1820 – 1824

Михайловское

1824 – 1826

Возвращение из ссылки

1826 – 1830

Болдинская осень

1830

Петербург

1831 – 1833

Последние годы, дуэль

1834 - 1837

Творчество поэта – это стремительное движение, развитие, тесно связанное с судьбой, общественно-политической и литературной жизнью России в первой половине XIX века. Факты жизни становились у Пушкина фактами творчества. Изучая повесть Н. В. Гоголя “Шинель”, учащиеся, например, могут оформить таблицу, левая сторона которой заполняется совместно, а правая – самостоятельно (с дополнениями после обсуждения).

Вопросы для анализа

Комментарии

1. Какова главная тема повести “Шинель”? Тема человеческого страдания, предопределённого укладом жизни.
2. Как подчёркивается типичность героя и ситуации? “…служил в одном департаменте”, “когда и в какое время он поступил в департамент…, этого никто не мог припомнить”, “один чиновник”…”.
3. Какая личность перед нами? Живёт без перспектив, личностью себя не осознаёт, смысл жизни – в переписывании бумаг.
4. Чем стала для него идея приобретения шинели? Идея расцвечивает жизнь, наполняет её особым содержанием.
5. В чём особый драматизм ситуации с кражей шинели? Никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости.
6. С какой целью вводится фантастический финал? Гоголь стремился вызвать у читателя чувство протеста против условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства.
7. Какой тип “маленького человека” воплотился в Башмачкине? Жертва, не осознающая трагизма своего положения, так называемая духовно “стёртая” личность, что при явно выраженном сочувствии автора к “маленькому человеку” не исключает истинного подхода к проблеме.

Не надо думать, что схемы и таблицы – что-то сухое. Немного воображения, и они оживают, принося не только пользу, но и удовольствие.

“Читается трояким образом, - писал в своё время драматург XVIII века Я. Б. Княжнин, - первое – читать и не понимать; второе – читать и понимать; третье – читать и понимать даже то, что не написано”. Для этого к обдумыванию нового материала привлекаются все ранее изученные сведения. Это может быть материал не только по литературе, но и из других учебных курсов. “Притягивание” прежних материалов может происходить на всех этапах работы исследования текста и привлечения внимания к нему школьников: и при обдумывании заголовка, и по ходу чтения, и по окончании чтения, и при подведении итогов прочитанного. Сопоставляя давно известное с новыми сведениями, школьник получает большой прирост к пониманию того материала, который проработан. Прекрасно будет, если учащиеся, изучив произведение Н. В. Гоголя “Мертвые души”, зададутся вопросом: “А что мне известно о таких людях, как Плюшкин? Есть ли ещё в литературе образы таких скупых людей?” (Пушкин “Скупой рыцарь”, Мольер “Скупой”, Бальзак “Гобсек”). Приходим к выводу, что Гоголь показал не просто жадного человека, а страшное и уродливое явление, возникшее в разные времена и у разных народов, “прореху на человечестве”. Приобретённые учащимися знания врастают корнями в систему уже имеющихся. Кроме того, в процессе такой работы растёт желание понять текст, появляются какие-то новые мысли, оценки, выводы. В этом случае можно уже говорить о достаточно зрелом чтении, которое писатель Н. А. Рубакин охарактеризовал так: “Чтение есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей”. После всей проделанной работы школьники не запомнить текст просто не могут. Кто-то из них пробует дочитать упущенное, кто-то делится впечатлением от прочитанного. Значит, работа по обучению вдумчивому чтению не прошла напрасно.

Стать настоящим, а самое главное, хорошим читателем, помогают и памятки, предлагаемые учителем. Например:

1. До чтения текста.

Начинайте работу с заголовка. Настраивайте себя на работу с текстом.

2. По ходу чтения.

Ведите диалог с текстом. Выявляйте скрытые в тексте вопросы, стройте свои предположения и проверяйте их. По ходу диалога старайтесь осознать, что вам непонятно. Выясняйте трудные для вас вопросы. Делайте выписки, подчёркивайте важные мысли. Составляйте схемы, таблицы. Разбирайте конкретные примеры.

3. После прочтения текста.

Попытайтесь выразить главную мысль текста. Прочтите повторно трудные для вас эпизоды. Попробуйте составить план. Задайте вопросы по всему произведению. Проверьте себя.

У Земли спутник – Луна, у человека – книга. Пусть это изречение поможет каждому учителю в работе, в его стремлении воспитать думающего, культурного читателя, используя при этом различные способы исследования текста.