Ирина Алексеевна Новикова

Место работы:
МОУ Новосельская СОШ, с.Новое, Ярославская обл.
Должность:
учитель русского языка и литературы

Темы Открытых уроков автора

  • Притчи Леонардо да Винчи и басни И.А.Крылова 2016

    Предлагаю материал для урока внеклассного чтения в 6–7-х классах, посвящённый изучению притч, созданных великим «флорентинцем» Леонардо да Винчи, имя и дела которого стали легендой ещё при его жизни. Урок целесообразно проводить после изучения творчества И.А.Крылова, чтобы закрепить полученные знания или дополнить их. Очень интересно создать проект по притчам Леонардо да Винчи. Назвать его, например, «Человек, живущий на свой манер».

  • Поэзия Юхотского края на уроках литературы и во внеклассной работе 2015

    Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для него огромная страна, гражданином которой он, повзрослев, осознает себя. Уроки литературы призваны вовлечь их в постановку и решение самых разнообразных проблем, открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления.

  • Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе 2014

    Самыми главными для педагога должны быть вопросы: к чему устремлено сердце ребенка? Что его радует? Что огорчает? Что является смыслом жизни? Где его сердце? Только потом можно спрашивать: какие знания он получил? Какие интеллектуальные умения у него сформировались? Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе ‒ способ преображения общества. Поможет не только словесникам, но и учителям других предметов в планировании своей работы по воспитанию подрастающего поколения.

  • Краеведческий материал на уроке литературы 2013

    Учитывая современные требования государственного стандарта и программы Г.С. Меркина (5–9-е классы) и С.А. Зинина, В.А. Чалмаева (10–11-е классы) использует краеведческий материал в преподавании литературы, очных или заочных экскурсиях, беседах, диспутах, вечерах, различных конкурсах, творческих мастерских, на часах поэзии, в устных журналах, презентациях.

  • Учись быть читателем. 7-й класс 2011

    Велика роль книги в учебно-воспитательном процессе. Автор передает обучающимся определённое количество информации о книге, учит правильно воспринимать её, а главное – самостоятельно добывать знания, уметь выбирать художественное произведение, понимать читаемое, воспитывать в себе культурного и грамотного читателя, ведь, по словам К.Д.Ушинского, "ученик – не сосуд, который нужно наполнять, а факел, который нужно зажечь".

  • Известный и неизвестный Суриков: страницы жизни поэта и литературно-музыкальная композиция 2009

    Богата литературными дарованиями Ярославская земля. Не забыты здесь стихи поэта-самоучки Ивана Захаровича Сурикова. Поэт вошел с нами в XXI век. В творческой работе представлены новые сведения из биографии И.З. Сурикова, а литературно-музыкальная композиция знакомит с удивительными стихами поэта.

  • Родительское собрание в 5-м классе на тему "Дружим с книгой всей семьей" 2009

    Совместные праздники, конкурсные программы для родителей и детей – форма работы, которая прекрасно сплачивает семью. Родительское собрание «Дружим с книгой всей семьёй» – формирование у учащихся устойчивой мотивации к чтению, воспитание уважительного отношения к книге, развитие родительского интереса к формированию у школьников желания читать художественную литературу. Семейный конкурс – это выставки книг, знакомство с новинками, это совместное творчество, инсценировки, это повышение педагогической культуры родителей.

  • Интегрированный урок русского языка и литературы в 8-м классе по теме "Однородные члены предложения" 2009

    Основные задачи урока – систематизировать и обобщить знания учащихся об однородных членах предложения; познакомить школьников со своеобразием прозы А.П. Платонова; учить понимать прочитанное и услышанное; формировать навыки совместной деятельности, самоанализа и самооценки; формировать коммуникативные качества, культуру общения; развивать устную и письменную речь школьников. На уроке применяются различные формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

  • Как научить школьников вдумчивому чтению художественного текста 2008

    Главное всегда помнить: интерес к чтению возникает не сам по себе, его надо формировать, особенно в школе при работе с художественным словом. Урок-мастерская по произведению В.Распутина — один из тех, который предназначен стимулировать интерес школьников в постижении сюжета произведения, главной мысли, идеи автора.


Работы учеников

Под руководством автора его учениками на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» были представлены следующие работы:

  • Сочинение-отзыв о повести В.Распутина "Живи и помни"

    Творчество Валентина Григорьевича Распутина уникально. Без его имени мы не можем представить себе нашу литературу. Герои его словно оживают, с ними мысленно общаешься, споришь или сочувствуешь им. И хочется рассказать кому-нибудь об этом общении, об этом особом мире, чтобы не прошли мимо, не упустили замечательную возможность обогатить свою душу. Его произведения состоят из живых мыслей. Мы должны уметь их извлекать для себя. Повесть "Живи и помни" — одна из лучших. В чем ее сила? В сюжете, в теме, в решении проблемы добра и зла, в понимании героями своего места в жизни. Не проходите мимо, снимите книгу с полки, прочтите ее, и вы многое для себя откроете.

  • А.С. Пушкин и земля Ярославская

    Мы всегда испытываем особую гордость, когда произносим имя Александра Сергеевича Пушкина, ведь он самый известный, самый любимый наш поэт. Читаешь его произведения, и вдруг в строчках, которые, казалось, были давно знакомыми, открываешь для себя что-то новое. Правильно утверждают пушкинисты: процесс познания творчества поэтов и писателей никогда не заканчивается. Попытка взглянуть на жизнь и поэзию Пушкина с точки зрения его связей с землей Ярославской и ярославцами — тоже одна из форм открытия поэта, потому что беречь творения великого человека, чтить его память — долг каждого из нас.

  • Фразеологизмы как средство речевой выразительности

    Язык любого народа — это показатель его культуры. Язык закрепляет нашу память, заставляет постоянно мыслить. Каждый человек должен стремиться возвратить утраченную красоту русской речи, делать ее лаконичной, выразительной. Для этого надо изучать многие разделы словесности, в том числе и те, которые дают нам представление о фразеологизмах и фразеологических оборотах, так умело используемых многими писателями и поэтами. Мой реферат приоткрывает некоторые стороны употребления фразеологизмов в нашей речи, дает возможность видеть их в тексте, понимать их роль, обогащать свой словарный запас.

  • Великая Отечественная война в произведениях русской литературы

    В центре внимания автора работы — писатели, критики, работающие над произведениями о войне, достигшие вершин мастерства в создании образов, проникающие в суть событий, оставивших неизгладимый след в судьбах людей. Произведения этих авторов помогают сегодня преодолеть безразличие людей друг к другу, жестокость, алчность. Они всегда актуальны для осмысления роли русского солдата в Великой Отечественной войне.