Тип урока: урок внеклассного чтения
Класс: 9
Цели:
1) обучающие:
а) закрепить знания учащихся об образной системе художественного произведения
б) проанализировать характеры основных персонажей, опираясь на средства создания художественного образа
2) развивающие:
а) развивать умение составлять тексты разных типов речи (повествование, описание, рассуждение);
б) формировать умение составлять монологическое высказывание, анализируя смысл фразы, формулировать собственную точку зрения и приводить систему доказательств;
3) воспитывающие:
а) формировать интерес к миру зарубежной литературы
б) развивать чувство слова у учащихся
Оборудование: текст романа, портрет А. Камю
Эпиграф:
Равнодушие - это паралич души. А.П. Чехов
Домашнее задание до урока:
Ответить на вопрос: в чем, на ваш взгляд, заключается аллегорический смысл названия романа;
индивидуально: подготовить пересказ сюжета произведения;
отметить в тексте описания доктора Риэ, Тару, Ж. Грана и журналиста Рамбера
ХОД УРОКА
Слово учителя:
":вслушиваясь в радостные клики, идущие из центра города, он вспомнил, что любая радость находится под угрозой. Ибо он знал то, чего не ведала эта ликующая толпа и о чем можно прочесть в книжках, - что микроб чумы никогда не умирает, никогда не исчезает, что он может десятилетиями спать где-нибудь в завитушках мебели или в стопке белья, что он терпеливо ждет своего часа в спальне, в подвале, в чемодане, в носовых платках и в бумагах и что, возможно, придет на горе и в поучение людям такой день, когда чума пробудит крыс и пошлет их околевать на улицы счастливого города".
На протяжении всей тысячелетней истории человечество усвоило много страшных уроков. В 20 веке ценности, казавшиеся вечными и незыблемыми, предстали шаткими, а человек - эгоистичным, жаждущим власти и денег, способным к уничтожению другого человека.
В один из тяжелейших периодов истории, в период Второй Мировой войны А. Камю, французский мыслитель, прозаик и публицист, создает свой знаменитый роман-притчу "Чума", роман об общечеловеческом бедствии, роман о спасении, роман о надежде.
Давайте вспомним основные события данного романа, я просила вас дома подготовить краткий пересказ, небольшая подсказка для вас есть на доске.
- Начало романа
- Основное событие в романе
- Поведение жителей во время бедствия
- Финал повествования
Ответ: (пересказ)
У: Таким образом, мы видим, что сюжет очень прост, но и сам Камю, и исследователи его творчества неслучайно называют этот роман притчей? Какое значение имеет это слово?
Ответ (по словарю):
Притча - это краткий иносказательный, поучительный рассказ.
У: В чем же иносказательный характер повествования. К каким выводам вы пришли, размышляя над аллегорическим смыслом названия текста? Что такое чума?
Ответ: Несколько вариантов звучит, на доске ассоциации
Чума = война, болезнь, вражда и ненависть, фашизм = зло
У: Нужно ли бороться со злом? Как борется с ним город?
Ответ: город пассивен, сначала люди паникуют, а потом наступает равнодушие.
У: Обратите внимание на слова А. П. Чехова "Равнодушие - это паралич души". Как бы вы прокомментировали эти слова?
Ответ: у людей парализована душа, и они не могут сочувствовать, сострадать, сопереживать
У: Кто из жителей города все-таки продолжает бороться?
Ответ: Риэ, Рамбер, Жозеф Гран. Тару и другие
У: Я предлагаю вам остановиться сегодня на 4 персонажах и поработать в группах. Каждой группе надо представить своего героя и ответить на самый главный вопрос: какой путь он избирает в момент всеобщего бедствия.
Работа в группах на рабочих карточках
(задание каждой группе дано дифференцировано: от простой формы - заполните пропуски ключевыми словами - до сложной - составьте монологическое высказывание, опираясь лишь на текст и собственное восприятие образа)
1 группа.
Образ доктора Риэ
Задание: заполните пропуски в предложенном тексте, используя ключевые слова (форму слов можно изменять(!) и текст романа.
Будьте внимательны: в последнем предложении вы должны САМОСТОЯТЕЛЬНО сформулировать ответ на вопрос: какой путь выбирает Риэ для спасения города и людей?
Одним из главных персонажей в романе Камю является доктор Риэ. Его портрет представлен в ________________ . Доктору на вид _________ лет. (Портрет)___________ _______________________ В этом портрете четко фиксируются ___________________, зато отсутствует _________________. Может потому, что Риэ всегда _______________ и ______________________ . Но это не означает, что у него отсутствуют _______________ и _______________ .Он предан своей работе и _____________________ о каждом пациенте. Желание во что бы то ни стало ввести в городе карантин характеризует его как человека ____________________ и __________________.
Он по характеру ________________ . Даже смерть сына полицейского Оттона на привела его в ______________ . Он потерял во время эпидемии ____________ , _________, _____________ и даже ______________, но продолжает верить в ______________ людей, переживших чуму, верит в то, что "___________________________ ___________________"
Его путь спасения города, людей и мира - это ____________
Ключевые слова: 35 лет; эмоциональность; собран; жена, друг Тару, Жозеф Гран; привык к бедам, которые его окружают; записки Тару; заботиться; невиновность; предусмотрительный; отчаяние; ответственный; черты внешности; "есть больше оснований восхищаться людьми, чем презирать их"; чувства; эмоции; оптимист; вера в Бога
2 группа.
Образ Жозефа Грана
Задание: из рассыпанных предложений составьте текст-характеристику Жозефа Грана.
Будьте внимательны: в последнем предложении вы должны САМОСТОЯТЕЛЬНО сформулировать ответ на вопрос: какой путь спасения выбирает Жозеф Гран?
Разбросанные предложения.
- Жизнь Жозефа Грана можно разделить на до и после эпидемии.
- Он берет на себя организацию статистики, единственного, что он умеет делать.
- До чумы это был самый типичный мелкий служащий.
- В городе его не замечали.
- Благодаря ему в городе знают, сколько людей заболело, сколько умерло, сколько выздоровело.
- Именно благодаря ему, город впервые узнает об отступлении болезни.
- Двадцать два года назад он из-за отсутствия средств вышел из учебного заведения, не получив диплома, и согласился занять должность сверхштатного служащего мэрии.
- Он всем рассказывал, что любит своих племянников, вспоминает о родителях, ездит во Францию к родственнице повидаться.
- Он не прячется, как старичок с кошками, не радуется несчастьям других людей, как контрабандист Котар, а продолжает выполнять свою работу.
- А еще у него была тайна, по вечерам он писал книгу и мечтал добиться совершенства.
- Он не мог выпрашивать себе должности, поэтому продолжал выполнять самые скромные функции чуть не до седых волос.
- Он предстает перед нами длинным, тощим, в широком не по мерке костюме с повадками личности незначительной.
- Гран никогда не стеснялся показывать свои чувства.
- Когда начинается эпидемия чумы, Жозеф Гран оказывается среди сопротивляющихся.
Итоговый текст (для учителя).
Жизнь Жозефа Грана можно разделить на до и во время эпидемии. До чумы это был самый типичный мелкий служащий. Он предстает перед нами длинным, тощим, в широком не по мерке костюме с повадками личности незначительной. Двадцать два года назад он из-за отсутствия средств вышел из учебного заведения, не получив диплома, и согласился занять должность сверхштатного служащего мэрии. Он не мог выпрашивать себе должности, поэтому продолжал выполнять самые скромные функции чуть не до седых волос.
В городе его не замечали. Он всем рассказывал, что любит своих племянников, вспоминает о родителях, ездит во Францию к родственнице повидаться. Гран никогда не стеснялся показывать свои чувства. А еще у него была тайна, по вечерам он писал книгу и мечтал добиться совершенства.
Когда начинается эпидемия чумы, Жозеф Гран оказывается среди сопротивляющихся. Он не прячется, как старичок с кошками, не радуется несчастьям других людей, как контрабандист Котар, а продолжает выполнять свою работу. Он берет на себя организацию статистики, единственного, что он умеет делать. Благодаря ему в городе знают, сколько людей заболело, сколько умерло, сколько выздоровело. Именно благодаря ему, город впервые узнает об отступлении болезни.
Группа 3.
Образ Рамбера
Задание: дайте характеристику персонажа, составьте устное развернутое связное монологическое высказывание (8-10 предложений), отвечая на вопросы (можете записать план ответа). Обсудите ответы в группе.
Будьте внимательны: в последнем предложении вы должны САМОСТОЯТЕЛЬНО сформулировать ответ на вопрос: какой путь спасения Рамбер выбирает для себя?
- Кем по профессии является Рамбер? Каким образом он оказывается в городе?
- Что он хочет сделать, когда узнает о чуме?
- Почему он решает сбежать из зачумленного города? Какие действия для этого он предпринимает?
- Что повлияло на изменение его решения? Как его характеризуют слова "стыдно быть счастливым одному?"
- Как вы думаете, почему именно ему дано спасение от чумы?
Группа 4.
Образ Тару
Задание: представьте героя, составив монологическое высказывание в форме текста-рассуждения (можете составить план ответа). Используйте при ответе дополнительные материалы и подготовленные дома фрагменты из романа.
Будьте внимательны: в последнем предложении вы должны САМОСТОЯТЕЛЬНО сформулировать ответ на вопрос: какой путь, по мнению Тару, приведет человечество к миру?
Дополнительные материалы:
- "Тару ухитряется видеть людей и предметы в перевернутый бинокль"
- "Я только считаю, что на нашей планете существуют бедствия и жертвы и что надо по возможности стараться не встать на сторону бедствия".
- "Я знаю только, что надо делать, чтобы перестать быть зачумленным, и лишь таким путем мы можем надеяться на воцарение мира или за невозможностью такового - хотя бы на славную кончину. Вот каким путем можно облегчить душу людям и если не спасти их, то хотя бы, на худой конец, причинять им как можно меньше зла, а порой даже приносить немножко добра".
- "В мои годы хочешь не хочешь - приходится быть искренним. Лгать слишком утомительно".
(на доске записываются пути спасения, которые избирает каждый герой: Риэ - долг врача, выполнять свою работу: Жозеф Гран - помогать тем, чем ты можешь; Рамбер - проблема выбора, почувствовать свою сопричастность беде; Тарру - сочувствие, состардание )
Слово учителя
Каждый из героев борется своими путями, их борьба приводит к благополучному итогу - чума побеждена. Но ведь даже Тару, который говорит о сочувствии, произносит необычные слова: "Мне доподлинно известно:, что каждый носит ее, чуму, в себе, ибо не существует такого человека в мире, да-да, не существует, которого бы она не коснулась. И надо поэтому безостановочно следить за собой, чтобы, случайно забывшись, не дохнуть в лицо другому и не передать ему заразы".
Как вы относитесь к данному утверждению Тару, согласны ли вы с ним. Какой путь спасения видите вы?
Напишите небольшое сочинение-рассуждение, аргументировав свое мнение. При работе используйте материалы части 2 на ваших карточках.
Часть 2 рабочей карточки.
Напишите небольшое рассуждение, ответив на вопрос, согласны ли вы с высказыванием Тару: "Мне доподлинно известно:, что каждый носит ее, чуму, в себе, ибо не существует такого человека в мире, да-да, не существует, которого бы она не коснулась. И надо поэтому безостановочно следить за собой, чтобы, случайно забывшись, не дохнуть в лицо другому и не передать ему заразы".
Какой путь борьбы со злом (путь спасения) можете предложить вы? Аргументируйте свою точку зрения?
Вырази свое отношение
1. Я вполне согласен с позицией автора (героя) текста, так как (потому что):
2. Я не совсем согласен с мнением автора (героя), потому что:
3. Я считаю, что автор (герой) абсолютно прав, утверждая, что:
4. По-моему, автор (герой) не совсем прав, когда говорит, что:
5. Нельзя не согласиться с позицией Тару, а значит и автора :
6. Конечно же, автор прав!
7. Можно привести много доказательств правоты автора:.
Слова - подсказки:
Вырази свое мнение: Я думаю, я полагаю, я считаю, мне кажется, на мой взгляд, по-моему, по моему мнению, я уверен в том, что:;
Для завершения сочинения можно использовать слова: Следовательно; итак; таким образом; подводя итог, хочу сказать;
Ответ: (2-3 сочинения)
У: Какой путь спасения страны в момент бедствия предлагала русская литеартура?
Ответ: путь души (Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой)
Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: почему только Риэ и Рамберу Камю дает спасение в романе?
Группа 1 | Образ Риэ |
Ф.И. | Результат работы (комментарий ответственного за группу) |
Группа 2 | Образ Рамбера |
Ф.И. | Результат работы (комментарий ответственного за группу) |
Группа 3 | Образ Жозефа Грана |
Ф.И. | Результат работы (комментарий ответственного за группу) |
Группа 4 | Образ Тару |
Ф.И. | Результат работы (комментарий ответственного за группу) |