Цель: помочь осмыслить жизненную позицию литературного героя; формировать умение сопоставлять героев произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к рассказу, компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Эпиграф.
Цель жизни есть добро.
Л.Н.Толстой
Цель жизни есть всевозможное
способствование
развитию всего сущего.
Л.Н.Толстой
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя.
Ребята, мы продолжим сегодня работу по рассказу Л.Н.Толстого “После бала”. Тему урока я завуалировала общими словами “Какой дорогой идти?”
Но дело в том, что в процессе работы на уроке мы должны с вами определиться с формулировкой темы конкретизировать её и по возможности осмыслить цели урока. Сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмент из фильма о Толстом (обращаю внимание на портрет, написанный И.Н.Крамским 1873 году). На портрете Толстого, написанном Крамским, лицо его открыто всем ветрам земли, его глаза пристально смотрят на нас, так пристально, что взгляд пронизывает и кажется, что он видит не тебя, а сквозь тебя видит. Энергия этого взгляда, строгая, всё подвергающая проверке разумом, беспощадность этих глаз были бы даже жестокими, если бы не сила и легкость одновременно всей фигуры Толстого, в котором чувствуется человек, готовый прийти на помощь, встать быстро, если он увидит горе, и войти в это горе. Все внимание Крамской сосредоточил на лице и фигуре Толстого. Только лицо выдает мучительное душевное напряжение: оно бледно, исхудало, как после тяжелой болезни, синие круги под глазами, напряженно бьется жилка, резкая складка между бровями . Кажется, Толстой здесь решает, каким путем идти, какие пути ложны, какие дороги ведут к гармонии, к идеалу красоты, добра, правды. И самая главная тема этого портрета - Толстой как воплощение совести, мучительного поиска истины.
Беседа:
- Что нового для себя вы узнали о писателе?
Обратите внимание на слова, которые взяты в качестве эпиграфа. Эти слова из дневника Толстого. Какое представление сложилось у вас о личности писателя?
Слово учителя: Я скажу больше. В личности Толстого нас неизменно поражает жизненная позиция великого писателя, который принадлежал к высшей помещичьей знати в России, порвал со всеми привычными взглядами этой среды и обрушился в своих последних произведениях со страстной силой на все современные ему порядки, став мерилом нравственности для всего человечества. Так что слова автора этого фильма и слова из дневника не просто слова: они подтверждены жизнью и творчеством Толстого.
Далее на экране. 1. Фотография писателя времени написания рассказа. Рис. 1
2. Выставка произведений Толстого (фотография). Рис. 2
Под ними запись: “В этих произведениях с огромной силой звучал голос Толстого - обличителя”.
3. Толстой на пашне. Рис. 3
4. Проверка домашнего задания.
- Вы должны были дома продумать ответ на вопрос “Есть ли общее в жизненной позиции Ивана Васильевича и полковника и чем они отличаются?”
(Примерный ответ: полковник и Иван Васильевич относятся к одному классу. Они одинаково проводят время, развлекаются на балах, пьют шампанское и радуются жизни. Но Иван Васильевич ещё молодой, он счастлив, потому что влюблен. Полковник на балу тоже весел, но в сцене наказания выглядит совсем по-другому: безжалостно наказывает солдата. Иван Васильевич не может понять такой жестокости и т.д. )
Слово учителя: хорошо справились с заданием. Я вижу, что вы симпатизируете Ивану Васильевичу, но не забывайте, что полковник и Иван Васильевич - люди одного класса, которых объединяет воспитанное в них мировосприятие.
На экране - сцена бала. Рис. 4
- Как настроение Ивана Васильевича и полковника в сцене бала передает их отношение к обществу, в котором они живут?
(Полковник доволен своим положением, его не покидает радостная улыбка. Эта деталь несколько раз подчеркивается в тексте. а о чувствах Ивана Васильевича говорится в превосходной степени. Отношения между всеми присутствующими на балу кажутся ему доброжелательными, он доволен всем, счастлив, добр)
Слово учителя: То есть атмосфера бала - это, по сути, атмосфера всей жизни Ивана Васильевича и людей его круга.
- Задумывается ли он над проблемами, выходящими за круг его интересов?
Обращаемся к тексту: “Был я в то время студент… Время проводит беспечно, развлекается с молодежью своего круга”.
Слово учителя: А это время Белинского, Герцена, Огарева, которые дали клятву бороться против крепостного права и несправедливого самодержавного строя.
- Что связывает присутствующих на балу людей? (Они близки общностью классовых интересов, одинаковым подходом к явлениям действительности). Переходим к эпизоду наказания: На экране - сцена наказания. Рис. 5
- Какие детали свидетельствуют о том, что бесчеловечное наказание солдата было для полковника будничным занятием? (Читаем: “Полковник шел подле… и медленно выпускал его через оттопыренную губу”)
- Догадались ли вы о чем идет речь? (Полковник хладнокровно совмещает “неотложное” дело с утренней прогулкой)
- Почему слабый удар одного из солдат вызвал гнев полковника, и он тут же учинил расправу? (Полковник все делает “как надо”, ему показалось, что солдат ослушался его, не выполнил приказ)
Вывод учителя: Полковник выступает как блюститель законности, как защитник интересов своего класса, поэтому малейшие неповиновение карается им на месте. В назидание другим.
- Какие чувства вызвала у Ивана Васильевича сцена наказания?
- Его потрясла эта сцена. Он ощущает чужую боль, как свою собственную, он растерян, так как не был готов к встрече с незнакомой ему действительностью.
Правда, увидев страшную сцену, он не закричал, не возмутился, не бросился на полковника. Он даже не смог отдать себе отчета в том, какие чувства вызвал у него отец Вареньки в этой сцене. “Очевидно, он что-то такое, чего я не знаю. Если бы я знал, то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня.”
- Почему же ему “было стыдно”: не он же наказывал? (Он ощущает косвенную причастность к творимому на его глазах злодеянию)
- Как это событие повлияло на его дальнейшую судьбу? (Отказался от службы, занимается благотворительностью)
Почему же отказался? (Оказавшись свидетелем социального конфликта, Иван Васильевич переживает сложный процесс потрясения, стремится разобраться в увиденном, определить свое отношение к нему)
Но он оказался неспособным объективно оценивать социальное явление, что выразилось в его признании. (Что ж, вы думаете стр.36?)
- Почему автор вложил в уста Ивана Васильевича эту фразу?
Этим самым автор мотивировал избранную героем позицию невмешательства в общественную жизнь.
Сейчас обратите внимание на экран.
Черновой вариант
“Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу и старался ”выработать в себе такое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал”.
Окончательный вариант
“Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что-то, что я видел, было - дурное дело? Ничуть. Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал,- думал я и старался узнать это. Но сколько не старался - и потом не мог узнать этого. А не узнал, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился”.
- Почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича?
(В окончательной редакции сильнее выражено чувство ответственности героя за несправедливость, царящую в мире)
- Отказ от службы - это единственно возможный выбор? Как вы думаете?
(Он искусственно ограждает себя от жизненных сложностей)
- Одобряет ли автор выбранную героем жизненную позицию?
Слово учителя: совершенно верно, вы уже слышали, что сам Толстой был совестью своего времени, не лирика с противоречиями окружавшей его действительности, бескомпромиссно восставая против общественного уклада, порожденного самодержавием деспотизмом.
- Чему научил вас рассказ “После бала”? (Высказывания учащихся. Человек отвечает за происходящее вокруг него. Человек не должен уходить от проблем)
Слово учителя: Молодцы, вы сделали правильные выводы. Посмотрите на экран:
- заставляет читателя остро ощутить меру ответственности человека за происходящее в мире;
- понять, что уход от решения сложных жизненных проблем, ограничение себя кругом личных интересов, отступление перед разрушительной силой зла всегда будут только укреплять зло в мире, но вовсе не содействовать его уничтожению.
- Вернемся к теме урока. Я думаю, что вы уже созрели, чтоб сформулировать тему урока.
Ученики дают формулировку темы.
Слово учителя: голос Толстого всегда звучал мощно, ярко, и в своих общественно-значимых действиях и поступках он меньше всего считался с заповедями непротивления. Жестокости, насилию, несправедливости он противился всеми доступными ему средствами - и делом, и словом.
Критическое отношение к герою рассказа “После бал” за непротивление злу - тому доказательство.
- А актуально ли сегодня это произведение? Почему? (Очень много зла и несправедливости, равнодушия)
Вот по ЦТ показывали в “Новостях” что народный учитель умер за несколько метров от дома, сердце отказало, люди могли помочь, а никто не остановился. Не можешь делать добро - не делай хотя бы зла и зла на Земле станет меньше. Равнодушие - тоже преступление. Не нужно проходить мимо чужой беды, не нужно быть равнодушным к тому, что происходит вокруг. Закончить я хочу следующими словами:
Не бойся своих друзей.
В худшем случае они могут тебя предать.
Не бойся своих врагов:
В худшем случае они смогут тебя убить.
Бойся равнодушных:
Они не убивают и не предают,
Но с молчаливого согласия
Рождаются на земле предательство и убийство.
Бруно Ясенский
Д/з:
1) Был ли в вашей жизни случай, когда приходилось делать сложный выбор между добром и злом.
2) Утро, изменившее жизнь.