Литература
-
К вопросу об окказиональных словах 2011
Представленный урок помогает учащимся узнать об окказиональных словах (неологизмах) и способах их образования.
-
К изучению романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?" 2005
Актуальность изучения произведения. Урок 1. Любовный треугольник. Находим выход из ситуации. Новые люди в романе. «Моральный кодекс» героев Чернышевского. Уроки 2,3. Особенный ли человек Рахметов? Его роль в романе. Разговор о лачугах и дворцах. Самооценка учащихся. Кому адресован вопрос автора? Есть ли ответ в романе?
-
"К нам едет ревизор…" (пресс-конференция) 2010
Для освещения пресс-конференции нужны корреспонденты, в том числе и фотокорреспонденты. Цель задания – научить участников видеть главное, вырабатывать профессиональное внимание и наблюдательность. Всё пространство класса разделено на три части, и учащиеся размещаются таким образом: впереди – исследователи, слева – журналисты, справа – читатели. Учитель представляет одну группу за другой. Журналисты задают вопросы, исследователи отвечают на них.
-
К проблеме преподавания произведений русской и зарубежной литературы в старших классах 2023
Литература – один из немногих предметов в курсе школьного образования, который касается души, учит сопереживать, помогать понять и простить, развить качества гуманной личности. Иными словами, литература — единственный предмет в школьном курсе, который говорит о душе и для души. И именно литература и её преподавание требует тщательной разработки общей концепции, определяющей направление развития методической науки, способствующей реализации стандарта образования. Согласно стандарту образования, приоритетными направлениями в методике преподавания литературы считают формирование представлений о специфике литературы в ряду других искусств, читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса и т.д. Прежде всего, эти направления касаются школьного курса литературы старших классов. При всем многообразии программ, методических пособий и рекомендаций трудно отдать предпочтение какому-либо из этих направлений. Но неизменным остается изучение отечественной литературы в курсе мирового литературного процесса. И это очень важно, так как для старшеклассника особенно ценно восприятие художественного произведения как целостной системы, базирующейся на единстве содержания и формы. Вспомним, что на этом пастулате базируется художественно-исторический метод, предложенный В.М.Жирмунским, который предполагает раскрытие социальной обусловленности событий и характеров, отношение к действительности как к факту социальному, и тем самым историческому.
-
К юбилею великого писателя. Урок-игра "Звездный час" по повести И.С. Тургенева "Муму" (5-й класс) 2009
Урок-игра (урок обобщающего характера) - самый любимый урок учащихся среднего звена. Урок рассчитан на закрепление понятий "литературный герой" и "литературный портрет". Это урок-соревнование. Разнообразные конкурсы поддерживают у детей дух соперничества. Дети учатся рассуждать, излагать причины явлений и событий, их взаимную связь.
-
К. Паустовский «Заячьи лапы». Что чувствуют и переживают герои 2015
На уроке формируются представления о человеческих качествах, чувствах, переживаниях, навыки работы с текстом, в группе; отрабатываются навыки работы с источниками, систематизации информации, взаимопроверки, взаимопомощи, построения логического рассуждения, самооценки своей работы.
-
К.Воробьев. "Невероятная явь войны" 2011
Урок является итогом размышлений одиннадцатиклассников над очень важными вопросами: Что такое война? Человек – это личность или «пушечное мясо»? Совместны ли такие понятия, как «любовь» и «война»?
-
К.Г. Паустовский "Теплый хлеб". "Тема греха и его искупления" 2012
Цель урока – объяснить понятие греха и его искупления на примере сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Учащиеся знакомятся с биографией писателя. Урок проводится в виде комментированного чтения с постановкой проблемных вопросов.
-
К.Г. Паустовский. "Кот-ворюга". Сюжет и герой рассказа. 5-й класс 2011
В процессе урока ребята развивают навыки пересказа, чтения, комментирования художественного текста. Ученики знакомятся с жизнью и творчеством К.Г. Паустовского. Урок призван воспитывать толерантное отношение к окружающим. Основная идея урока: «за добро плати добром, не будь пустельгой».
-
К.И. Чуковский «Телефон», «Путаница». Литературное чтение. 1-й класс 2020
Предлагается урок литературного чтения в 1-м классе. Для работы использованы произведения К.И. Чуковского.
-
К.Паустовский. "Теплый хлеб". 5-й класс 2009
Обучение медленному и вдумчивому чтению для анализа текста на примере произведения Паустовского.
-
К.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете» 2019
Цель урока: совершенствование навыков анализа текста; развитие творческих способностей учащихся.
-
Кабинет русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе. Паспорт учебного кабинета 2013
В настоящее время никто из педагогов не сомневается в том, что кабинетная система занятий ‒ новый этап организации образовательного процесса. Кабинет русского языка и литературы помогает словеснику добиваться глубоких знаний, развивать навык самостоятельной работы с книгой, знакомить учащихся с произведениями искусств, формировать стремление к творческой, поисковой деятельности. В статье показан опыт оформления паспорта кабинета русского языка и литературы в сельской школе.
-
Кавказ в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. 8–9-й классы 2011
Урок построен на сравнительном анализе стихотворений о Кавказе А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лермонтова «Крест на скале». Ученики анализируют образы, художественные средства и чувства лирического героя. Выстраивают гипотезу. Урок целесообразнее проводить в 9-м классе после прохождения тем о творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
-
"Каждый выбирает для себя" (интерпретация рассказа Ф.Искандера "Возмездие"): урок внекласного чтения в 8-м классе 2010
Урок внеклассного чтения дает возможность окунуться в атмосферу современной ученику жизни, встретиться с ровесниками, определить важность и актуальность проблем, волнующих героев, пройти вместе с ними «путь проб и ошибок» к пониманию того, что есть добро и зло, верность и предательство, истина и ложь.
-
"Каждый выбирает по себе" (по рассказу Людмилы Улицкой "Дезертир") 2021
Урок разделен на 4 части. В первой части, прочитав начальный отрывок, учащиеся в группах (парах) устанавливают смысловые связи между ключевыми словами всего рассказа, т.е. предполагают развитие сюжета. Затем читается рассказ, и ребята убеждаются в правильности своих предположений.
-
Каждый урок как премьера?.. 2009
Чтобы театр действительно стал помощником учителя и источником нравственно-эстетического воспитания школьников, необходимо придерживаться определенной системы в сообщении учащимся знаний о театре.
-
"Каждый человек — творец" (по сказке Ганса Христиана Андерсена "Снежная королева") 2010
Урок-игра с целью расширить знания обучающихся о жизни и творчестве Г.Х. Андерсена, познакомить с формой составления синквейна; развить навыки грамотной речи, творческие способности, обогатить словарный запас; воспитывать умение ценить и беречь чувство любви и дружбы.
-
"Казненная любовью". По страницам романа Л.Толстого "Анна Каренина" 2010
Наиболее успешными методом, который автор применяет на уроках, является метод разноцветных «мыслящих шляпок» Эдварда де Боно. Его суть в том, что каждый из участников получает роль мыслителя в шляпке одного из цветов. Раскрывая тему трагичности страстей в романе Льва Толстого «Анна Каренина», ученики с интересом следят за развязыванием узлов.
-
Как воспитывали русского дворянина. Программа спецкурса для учащихся 10—11-х классов 2003
Использование традиций дворянского воспитания, знакомство с образом жизни дворянства может быть очень полезным в духовном, нравственном воспитании современной молодежи.
-
Как математик сказку читал, или Многоцветие фабульного мира "Снежной королевы" 2019
Можно ли в сказочном произведении исследовать глубинный смысл, сюжетную линию и авторские художественные приёмы посредством математических методов? Предлагаемый проект демонстрирует реализацию этой возможности. Работа может быть полезна учителям математики, словесности, изобразительного искусства и руководителям проектной деятельности школьников.
-
Как научить школьников вдумчивому чтению художественного текста 2008
Главное всегда помнить: интерес к чтению возникает не сам по себе, его надо формировать, особенно в школе при работе с художественным словом. Урок-мастерская по произведению В.Распутина — один из тех, который предназначен стимулировать интерес школьников в постижении сюжета произведения, главной мысли, идеи автора.
-
«Как наше слово отзовётся…» 2017
Как сделать так, чтобы подрастающее поколение могло познать это самое русское слово, понять его весомость и невесомость, его богатство и его уязвимость, его красоту и неповторимость! Пытаюсь научить детей уметь «чувствовать» произведения, уметь «вживаться» в роль героев. Каждый день от урока к уроку доказываем с ребятами, что язык русский – живой! И значит относиться к нему надо бережно! А ещё уважительно! Потому что это язык Родины, язык предков, язык классики, язык нашей истории…
-
Как организовать исследовательскую деятельность учащихся? (из опыта работы) 2023
Подготовкой к научно-исследовательской деятельности является в нашей школе проектная деятельность, в которую вовлечены все учащиеся (с 5 по 9 классы). Главная идея проектной деятельности состоит в том, что ребенок выполняет ту работу, которая выбрана им самим. Проектное обучение усиливает истинное учение со стороны учащегося. Часто из проектных работ вырастают научно-исследовательские.
-
"Как пламень жертвенный, чиста моя любовь" (А.С. Пушкин) 2007
Заседание литературного клуба учащихся 1-го класса, посвященного А.С. Пушкину.
-
Как помочь ребенку понимать художественный текст 2007
Я искренне убеждена в том, что любой читатель, даже маленький, способен понять произведение, но при условиях: этому его надо и можно учить! Учить – значит развивать способность ребенка к глубокому, вдумчивому чтению, которое и даст "ключ" к овладению художественными нормами языка произведения. Учить пониманию – вот основная задача учителя на уроке чтения.
-
Как приобщить ребенка к чтению? 2013
Надо приучить ребенка: по-онегински читать, по-рахметовски выбирать книгу, боготворить ее, как Ниловна, которая прежде чем завести разговор о книге, зачем-то чисто вымыла руки, по-корчагинцы общаться с нею, научить как работать с книгой. Лишь тогда будет желание читать ее, а спустя какое–то время и перечитать.
-
Как приучить ребенка к чтению 2020
Ребенок может читать только тогда, когда ему интересно и весело. И перед взрослыми встает следующая задача - сделать процесс увлекательным. А как это можно сделать?
-
Как пробудить ген победителя в сознании современного школьника? (Изучение творчества В.Н.Крупина) 2022
Автор делится опытом работы по творчеству В.Н.Крупина. Занятия, о которых идёт речь, входят в курсы программы воспитательной работы школы «Читая вместе Крупина». В эпоху «нечтения» важно научить учеников вдумчивому чтению, чтобы нацелить их на творческое восприятие произведения и вызвать стремление к идеалу, что испокон века было свойственно русской душе.
-
Как проводить викторины в сельской малокомплектной школе? 2009
Я работаю учителем якутского языка и литературы 24 года. За все эти годы провожу примерно по два раза в год литературные викторины о родной литературе. Всего провела около пятидесяти викторин и хочу поделиться своим опытом работы с молодыми педагогами.