Литература
-
К 105-летию со дня рождения С.В.Михалкова. Встреча в литературной гостиной "Путешествие в Страну Детства со стихами Сергея Михалкова" 2019
Цель занятия: познакомить учащихся с биографией и творчеством писателя, вспомнить его произведения и в игровой форме закрепить полученные знания.
-
К 125-летию со дня рождения С.А.Есенина 2021
Презентация подготовлена к 125-летию со дня рождения С.А.Есенина.
-
К 185-летию со дня рождения Н.С.Лескова. Драматический отрывок из романа Н.С.Лескова "Захудалый род. Семейная хроника князей Протозановых" (на русском и английском языках) 2015
Статья подготовлена к 185-летию со дня рождения Н.С.Лескова.
-
К 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года. М.Ю. Лермонтов «Бородино». Урок-осмысление Бородинского сражения 2015
К 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года проводится урок-осмысление Бородинского сражения. Цель: анализируя произведение М.Ю. Лермонтова «Бородино», рассказать о безмерной любви к Отчизне, самоотдаче, желании солдат защитить родную землю от вторжения иноземных захватчиков; развивать чувства патриотизма, собственного достоинства, навыки чтения стихотворения и умение высказывать свое мнение о прочитанном.
-
К 200–летию Н.В. Гоголя. Дидактический материал по творчеству Н.В. Гоголя 2009
Данный материал можно использовать для внеклассной работы, а также для составления индивидуальных, групповых домашних заданий, для составления тестов, литературных диктантов, для проверки знания текстов.
-
К 70-летию со дня рождения Н.М. Рубцова 2011
На уроке учащиеся знакомятся с биографией и поэтической судьбой Н.Рубцова, знакомятся с его поэтическим наследием и узнают основную тему его стихотворений.
-
К вопросу о взглядах К.Н. Батюшкова на поэта и поэзию 2004
В литературоведении существует масса попыток научного определения искусства. Случай с Батюшковым позволяет утверждать, что искусство - прежде всего - не способ, а необходимость, потребность самовыражения художника. В этом, пожалуй, и состоит важнейший и, к сожалению, очень горький урок Константина Николаевича Батюшкова тем, кто в своей жизни соприкасается с искусством.
-
К вопросу о применении эффективных педагогических технологий при анализе эпизода на уроках литературы в старших классах (на примере изучения романа М.А. Шолохова "Тихий Дон") 2013
Задача словесников - заинтересовать учеников своим предметом, затронуть струнки детских душ, привить любовь к художественному слову. Один из путей решения данной проблемы я вижу в использовании такой формы работы, как анализ эпизода. Элементы ролевой игры помогают не только рассмотреть фрагмент с необходимой в данном случае точки зрения, но создают предпосылки для приобретения жизненного опыта, для выбора дальнейшей профессии, что немаловажно в старших классах.
-
К вопросу об изучении биографии поэта, писателя. Воспитание чувств при изучении биографии поэта, писателя 2021
При изучении литературы у преподавателя закономерно возникает вопрос – нужно ли уделять время на ознакомление с биографией, творческой эволюцией писателя? Ведь у каждого из нас (и у студентов) есть доступ к демократичному источнику – интернету, который всегда предоставит пользователю динамичную, отфильтрованную профессионалами информацию?
-
К вопросу об использовании опорного конспекта на уроке литературы 2006
В статье рассматривается опыт использования опорных конспектов на уроке литературы в условиях диаспоры. При рассмотрении проблемы автор опирается на опыт разработки и апробации учебников литературы для латвийских школ национальных меньшинств.
-
К вопросу об окказиональных словах 2011
Представленный урок помогает учащимся узнать об окказиональных словах (неологизмах) и способах их образования.
-
К изучению романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?" 2005
Актуальность изучения произведения. Урок 1. Любовный треугольник. Находим выход из ситуации. Новые люди в романе. «Моральный кодекс» героев Чернышевского. Уроки 2,3. Особенный ли человек Рахметов? Его роль в романе. Разговор о лачугах и дворцах. Самооценка учащихся. Кому адресован вопрос автора? Есть ли ответ в романе?
-
"К нам едет ревизор…" (пресс-конференция) 2010
Для освещения пресс-конференции нужны корреспонденты, в том числе и фотокорреспонденты. Цель задания – научить участников видеть главное, вырабатывать профессиональное внимание и наблюдательность. Всё пространство класса разделено на три части, и учащиеся размещаются таким образом: впереди – исследователи, слева – журналисты, справа – читатели. Учитель представляет одну группу за другой. Журналисты задают вопросы, исследователи отвечают на них.
-
К проблеме «симбиоза литератур» (в помощь учителю словесности) 2024
В то время как многие пытаются доказать свою индивидуальность и откреститься от общих основ, учителя в школе по-прежнему говорят о единых корнях, о едином происхождении, о культурном заимствовании, компаративных связях и «типологических схождениях», столь необходимых для понимания мирового литературного процесса.
-
К проблеме преподавания произведений русской и зарубежной литературы в старших классах 2023
Литература – один из немногих предметов в курсе школьного образования, который касается души, учит сопереживать, помогать понять и простить, развить качества гуманной личности. Иными словами, литература — единственный предмет в школьном курсе, который говорит о душе и для души. И именно литература и её преподавание требует тщательной разработки общей концепции, определяющей направление развития методической науки, способствующей реализации стандарта образования. Согласно стандарту образования, приоритетными направлениями в методике преподавания литературы считают формирование представлений о специфике литературы в ряду других искусств, читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса и т.д. Прежде всего, эти направления касаются школьного курса литературы старших классов. При всем многообразии программ, методических пособий и рекомендаций трудно отдать предпочтение какому-либо из этих направлений. Но неизменным остается изучение отечественной литературы в курсе мирового литературного процесса. И это очень важно, так как для старшеклассника особенно ценно восприятие художественного произведения как целостной системы, базирующейся на единстве содержания и формы. Вспомним, что на этом пастулате базируется художественно-исторический метод, предложенный В.М.Жирмунским, который предполагает раскрытие социальной обусловленности событий и характеров, отношение к действительности как к факту социальному, и тем самым историческому.
-
К юбилею великого писателя. Урок-игра "Звездный час" по повести И.С. Тургенева "Муму" (5-й класс) 2009
Урок-игра (урок обобщающего характера) - самый любимый урок учащихся среднего звена. Урок рассчитан на закрепление понятий "литературный герой" и "литературный портрет". Это урок-соревнование. Разнообразные конкурсы поддерживают у детей дух соперничества. Дети учатся рассуждать, излагать причины явлений и событий, их взаимную связь.
-
К. Паустовский «Заячьи лапы». Что чувствуют и переживают герои 2015
На уроке формируются представления о человеческих качествах, чувствах, переживаниях, навыки работы с текстом, в группе; отрабатываются навыки работы с источниками, систематизации информации, взаимопроверки, взаимопомощи, построения логического рассуждения, самооценки своей работы.
-
К.Воробьев. "Невероятная явь войны" 2011
Урок является итогом размышлений одиннадцатиклассников над очень важными вопросами: Что такое война? Человек – это личность или «пушечное мясо»? Совместны ли такие понятия, как «любовь» и «война»?
-
К.Г. Паустовский "Теплый хлеб". "Тема греха и его искупления" 2012
Цель урока – объяснить понятие греха и его искупления на примере сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Учащиеся знакомятся с биографией писателя. Урок проводится в виде комментированного чтения с постановкой проблемных вопросов.
-
К.Г. Паустовский. "Кот-ворюга". Сюжет и герой рассказа. 5-й класс 2011
В процессе урока ребята развивают навыки пересказа, чтения, комментирования художественного текста. Ученики знакомятся с жизнью и творчеством К.Г. Паустовского. Урок призван воспитывать толерантное отношение к окружающим. Основная идея урока: «за добро плати добром, не будь пустельгой».
-
К.И. Чуковский «Телефон», «Путаница». Литературное чтение. 1-й класс 2020
Предлагается урок литературного чтения в 1-м классе. Для работы использованы произведения К.И. Чуковского.
-
К.Паустовский. "Теплый хлеб". 5-й класс 2009
Обучение медленному и вдумчивому чтению для анализа текста на примере произведения Паустовского.
-
К.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете» 2019
Цель урока: совершенствование навыков анализа текста; развитие творческих способностей учащихся.
-
Кабинет русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе. Паспорт учебного кабинета 2013
В настоящее время никто из педагогов не сомневается в том, что кабинетная система занятий ‒ новый этап организации образовательного процесса. Кабинет русского языка и литературы помогает словеснику добиваться глубоких знаний, развивать навык самостоятельной работы с книгой, знакомить учащихся с произведениями искусств, формировать стремление к творческой, поисковой деятельности. В статье показан опыт оформления паспорта кабинета русского языка и литературы в сельской школе.
-
Кавказ в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. 8–9-й классы 2011
Урок построен на сравнительном анализе стихотворений о Кавказе А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лермонтова «Крест на скале». Ученики анализируют образы, художественные средства и чувства лирического героя. Выстраивают гипотезу. Урок целесообразнее проводить в 9-м классе после прохождения тем о творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
-
"Каждый выбирает для себя" (интерпретация рассказа Ф.Искандера "Возмездие"): урок внекласного чтения в 8-м классе 2010
Урок внеклассного чтения дает возможность окунуться в атмосферу современной ученику жизни, встретиться с ровесниками, определить важность и актуальность проблем, волнующих героев, пройти вместе с ними «путь проб и ошибок» к пониманию того, что есть добро и зло, верность и предательство, истина и ложь.
-
"Каждый выбирает по себе" (по рассказу Людмилы Улицкой "Дезертир") 2021
Урок разделен на 4 части. В первой части, прочитав начальный отрывок, учащиеся в группах (парах) устанавливают смысловые связи между ключевыми словами всего рассказа, т.е. предполагают развитие сюжета. Затем читается рассказ, и ребята убеждаются в правильности своих предположений.
-
Каждый урок как премьера?.. 2009
Чтобы театр действительно стал помощником учителя и источником нравственно-эстетического воспитания школьников, необходимо придерживаться определенной системы в сообщении учащимся знаний о театре.
-
"Каждый человек — творец" (по сказке Ганса Христиана Андерсена "Снежная королева") 2010
Урок-игра с целью расширить знания обучающихся о жизни и творчестве Г.Х. Андерсена, познакомить с формой составления синквейна; развить навыки грамотной речи, творческие способности, обогатить словарный запас; воспитывать умение ценить и беречь чувство любви и дружбы.
-
"Казненная любовью". По страницам романа Л.Толстого "Анна Каренина" 2010
Наиболее успешными методом, который автор применяет на уроках, является метод разноцветных «мыслящих шляпок» Эдварда де Боно. Его суть в том, что каждый из участников получает роль мыслителя в шляпке одного из цветов. Раскрывая тему трагичности страстей в романе Льва Толстого «Анна Каренина», ученики с интересом следят за развязыванием узлов.