Калининград литературный

Разделы: Литература


Цели урока:

Учебные

  • сформировать представление о литературном творчестве писателей-калининградцев;
  • вызвать интерес к произведениям калининградских авторов, желание их читать.

Развивающие

  • развивать умение анализировать литературное прозаическое произведение, определять тему, идею;
  • формировать профессиональные компетентности в области коммуникации, развивать навыки владения устной и письменной речью.

Воспитывающие

  • воспитывать умение работать в команде, чувство ответственности за общее дело, коллективизм;
  • воспитывать чувство гордости за подвиг народа в Великой Отечественной войне, чувство сопереживания, эмоциональную культуру.

Оборудование: мультимедиапроектор.

Методы: метод проектов, проблемный, объяснительно – иллюстративный, исследовательский.

Подготовка: перед учащимися был поставлен вопрос, знают ли сегодняшние молодые люди творчество калининградских писателей, читают ли их произведения? Учащиеся сформулировали цель проекта: выяснить степень знакомства молодежной аудитории с творчеством писателей – калининградцев, подготовить информацию о деятельности литераторов Калининграда. В разработке проекта приняли участие 12 учащихся группы (три команды по 4 участника). Они выбрали писателя, о творчестве которого будут делать информационный проект. Каждая группа составила план с точным указанием, кто за что отвечает, и сроков выполнения. Преподаватель во внеурочное время проводила консультации, направляя деятельность учащихся. Среди учащихся первых и вторых курсов было проведено социологическое исследование, которое показало, что они не знакомы с творчеством наших земляков. В качестве формы представления результатов деятельности были выбраны презентации и стенные газеты.

Структура учебного занятия:

– Организационный момент

1 этап. Работа над новым материалом. Учебная ситуация, мотивирующая деятельность учащихся.

Представление проектов, подготовленных учащимися.

Подведение итогов первого этапа урока.

2 этап. Анализ рассказа В. Остена “Цена жизни”.

3 этап. Самостоятельная письменная творческая работа.

1а. Учитель: Калининградскому журналисту и писателю Вячеславу Михайловичу Карпенко, печатавшемуся под псевдонимом Мих. Вячек, принадлежит мысль о том, что Россия дала миру великих писателей Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, которые раскрыли самую суть человеческой души, помогли читателю прикоснуться к самым истокам нравственности и совести людской.

Были еще А.П. Чехов и И.А. Бунин с их тонким и чутким словом. Стоит ли сегодня писать, творить? Что нового можно еще сказать?

Но жизнь идет, и после слов, сказанных великими писателями, “отлитых” на всех языках, прошли две мировые войны, постоянно горят костры локальных конфликтов, малых войн, уносящих тысячи жизней, пятнающих грехом убийства все новые поколения, обесценивающих понятие человеческой жизни. И новые поколения писателей и поэтов обязаны заявить о своей гражданской позиции, помочь современникам понять себя и определиться в жизни.

История Калининградской писательской организации началась 15 мая 1960 года. Своеобразие края, его сложная история, аура прошлых столетий и вихрь новых перемен сказались и на творчестве наших земляков, и на самом отношении к книге.

Основывали Калининградскую писательскую организацию такие разные люди, как исследователь Севера и капитан ледокола “Седов”, автор исторических романов Константин Бадигин, как освобожденный из норильской ссылки физик и автор фантастических романов Сергей Снегов, автор историко – революционных романов и пьес Вольф Долгий. “Сыном полка” приехал после блокадного Ленинграда Юрий Иванов, здесь воевал Евгений Зиборов, о войне писали прошедшие через ее горнило Всеволод Остен и Маргарита Родионова. Из разных областей России Балтика привлекла Анатолия Соболева, Олега Павловского, Валентина Зорина, Евгения Гришковца и многих других.

На калининградской земле выросли молодые таланты: Валентина Соловьева, Сергей Погоняев, Дмитрий Ужгин, Наталья Горбачева…

Художнику требуется особое мужество, чтобы сохранить свой дар и остаться верным единственной правде – любви, добра, справедливости, понимания. Русский язык точно отразил состояние души человека, прочными нитями связанного с жизнью: со-страдание, со-чувствие, со-бытие… Лишь этим человек противостоит разрушению, противостоит смерти.

Но и читателю необходимо мужество, чтобы остаться наедине со Словом и Книгой, с тем тысячелетним опытом, который отражен на страницах, открывающихся ему. Мужество необходимо для того, чтобы сознаться себе, как ничтожно мало ты знаешь и как мало времени отведено, чтобы принять в себя лучшее из этого опыта. Мужество особого рода состоит в том, чтобы сохранить уважение к праву мыслить каждого живущего на планете, уважение к жизни.

Сегодня мы говорим о писателях калининградской земли.

1б. Представление презентаций, подготовленных учащимися. Учащиеся заполняют таблицу.

Ю. Куранов – группа 1

С.Снегов – группа 2

Е. Гришковец – группа 3

Ю. Куранов С. Снегов Е. Гришковец
     

1в. Подведение итогов первого этапа:

Оценка работы групп по оценочным листам (приложение №1).

1г. Какой вывод мы можем сделать, посмотрев презентации, подготовленные учащимися? Чему вы научились в процессе работы над проектами?

2. Анализ рассказа В. Остена “Цена жизни”

Проблемная ситуация. Почему рассказ называется “Цена жизни”?

а) Прочитайте в инструкционной карте краткую информацию о писателе В. Остене?

(Приложение №2)

Б) Беседа по вопросам:

Сформулируйте тему рассказа. Чем она определяется?

Какое впечатление оставило произведение?

От чьего имени ведется рассказ? Что это дает автору? Какой эффект достигается?

Кто из героев произвел на вас особое впечатление, почему?

Почему автор рассказывает читателям историю инженера Петрова?

Какие чувства вызывает у вас герой рассказа ?

Как при чтении этого произведения отразилось состояние вашей души, прочными нитями связанной с жизнью? (Сочувствие, сострадание).

Учитель: Мы, не знавшие войны Великой Отечественной, но постоянно слышащие о локальных войнах, пережившие военные действия в Афганистане, сопереживаем героям – проживаем вместе с ними отрезок жизни и приобретаем определенный жизненный опыт, формируем у себя определенное отношение к высшей ценности – человеческой жизни.

Почему рассказ называется “Цена жизни”?

Какова идея рассказа?

Нужно ли современному молодому читателю читать такие произведения?

Учитель: Содержание рассказа помогает нам понять, какой ценой расплатился наш народ за Победу в Великой Отечественной войне, какою ценой завоевано счастье мирной жизни. Мы испытываем огромное чувство гордости за нашу страну и понимаем, что мы – нравственные наследники писателя – узника концлагеря Всеволода Остена, инженера Петрова и многих других, не склонивших головы перед поработителями, достойно и высоко несущих звание россиянина.

3. Творческая письменная работа-сочинение “Мои впечатления от рассказа В. Остена “Цена жизни”.

Домашнее задание: завершить работу над сочинением.

Список использованной литературы

  1. Гузеев В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения / Директор школы, 1995 №6, с.39–47
  2. Из опыта методической работы: Дайджест журнала “Методист”/ Сост. Е.М. Пахомова; Науч. ред. Э.М. Никитин. – М.: АПКиПРО, 2004.
  3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003
  4. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.
  5. Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода / Модернизация современного образования: теория и практика. Сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, доктора педагогических наук, сост. Л.Б. Прокофьева, Г.А. Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2004. – стр. 503.