Цели урока:
- выявить сходство и различие категорий “свобода” и “воля” на семантическом, этимологическом, ассоциативном уровне;
- определить роль данных категорий в пьесах А. Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница”;
- совершенствовать навыки анализа драматического текста.
Задачи урока: развитие читательской культуры, мыслительной деятельности, коммуникативных умений учащихся, приобщение к духовным ценностям через знакомство с литературными произведениями.
Тип урока: урок анализа произведения, урок-исследование.
В основе урока лежит групповая форма работы.
Принципы обучения:
- принцип деятельности;
- принцип психологической комфортности;
- принцип сотрудничества;
- принцип природосообразности (учет возрастных и психологических особенностей);
- принцип наглядности.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- толковые словари (“Словарь живого великорусского языка” В. И. Даля, “Толковый словарь русского языка” под редакцией Д. Н. Ушакова, “Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова и другие);
- этимологические словари, словари синонимов и антонимов, словарь символов;
- задания для работы в группах;
- карты-схемы урока (индивидуально для каждого ученика).
Домашнее задание к уроку:
Класс делится на 4 группы, каждая из групп получает задание (см. Приложение 1):
1-я группа. Лингвисты.
- Используя различные виды словарей (толковые, этимологические, словари синонимов и другие), определите сходство и различие в значении слов “свобода” и “воля”.
- На 1–2 слайдах представить сходство и различие в значениях этих слов. Используйте для этого различные схемы.
2, 3 группы. Литературоведы-исследователи драмы “Гроза”.
- Пересмотреть драму “Гроза”, найти и выписать из произведения цитаты, в которых упоминаются слова “свобода” и “воля”. Указать, кто произносит реплики, к кому обращается.
- С помощью толковых словарей попробовать определить, в каком значении употреблены эти слова в тексте драмы.
4 группа. Литературоведы-исследователи драмы “Бесприданница”.
- Пересмотреть драму “Бесприданница”, найти и выписать из произведения цитаты, в которых упоминаются слова “свобода” и “воля”. Указать, кто произносит реплики, к кому обращается.
- С помощью толковых словарей попробовать определить, в каком значении употреблены эти слова в тексте драмы.
Кроме этого, два учащихся получают индивидуальное задание исследовательского характера (см. Приложение 1).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя. Беседа, актуализирующая предшествующие знания учащихся.
– Мы сегодня с вами будем говорить об очень сложных философских категориях. Сейчас (и особенно сейчас!) мы часто слышим: “свободная страна”, “свобода слова”, “свобода печати”, “свобода мысли”… Человек постоянно, неосознанно стремится к свободе. Истоки этого стремления уходят в глубокую древность.
? Вспомните, в каком мифологическом сюжете наиболее ярко выражена идея стремления человека к свободе?
(Миф о Дедале и Икаре: "Много лет жил Дедал у Миноса. Не хотел отпустить его царь с Крита; только один хотел он пользоваться искусством великого художника. Словно пленника, держал Минос Дедала на Крите. Дедал долго думал, как бежать ему, и, наконец, нашел способ освободиться от критской неволи.
– Если не могу я, – воскликнул Дедал, – спастись от власти Миноса ни сухим путем, ни морским, то ведь открыто же для бегства небо! Вот мой путь!" (Н.А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции) см. Презентация 1).
Итак, еще много веков назад в искусстве было запечатлено стремление человека к свободе. А в устном народном творчестве появился мотив воли:
Соловей мой смутный – да смутен, не весел,
Он головушку повесил, зерно не клюет...
"Ой, клевал бы я зерен, да волюшки нет,
Пропел бы я песни, ой – да голосу нет:
Соловья-то малого да хотят уловить,
Ой, в золотую клетку хотят посадить...
Ой, золотая клетка все сушит меня...
Ой, зеленая ветка веселит меня!"
? В каких литературных произведениях представлены эти мотивы? (Учащиеся называют произведения А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, “Медный всадник”; лирику М. Ю. Лермонтова и другие произведения.)
– К осмыслению свободы и воли обращались многие писатели. Неслучайно Н. А. Бердяев, известный философ XIX века, писал: “В свободе скрыта тайна мира”. Попробуем и мы прикоснуться к этой тайне.
III. Целеполагание.
Я хочу предложить вам обратиться к этим понятиям на примере пьес А. Н. Островского.
Давайте подумаем, что мы должны сделать, чтобы определить роль категорий “свободы” и “воли” в пьесах “Гроза” и “Бесприданница”.
IV. Индивидуальное сообщение “Символы свободы и воли в пьесах А. Н. Островского”.
– Действительно ли эти категории важны для творчества А. Н. Островского? Послушаем сообщение “Символы свободы и воли в пьесах А. Н. Островского”, сделаем соответствующие выводы. В работе нам поможет карта-схема урока, где вы можете фиксировать результаты нашего исследования (см. Приложение 2).
Примерный план сообщения:
- Дать определение понятию “символ”.
- Используя “Словарь символов” или другую дополнительную литературу
попытаться раскрыть значение следующих образов:
– река Волга как место действия обеих пьес;
– образ птицы (обратить внимание на монолог Катерины “Отчего люди не летают?”, на значение имени Лариса (главной героини пьесы
“Бесприданница”), а также на название парохода Паратова.
– образ ключа (монолог Катерины);
– образ цыган и цыганского табора в пьесе “Бесприданница”. - Сделать вывод об общем семантическом звучании этих образов и их роли в пьесе. (см. Презентация 2)
V. Работа в группах.
– До сих пор мы употребляли слова “воля” и “свобода” как синонимы. Давайте попробуем в группах выполнить поставленные перед нами задачи.
Предложенные задания выполняются на основе собранного дома материала. Учащиеся сравнивают свои работы, выбирают наиболее удачные схемы, делятся своими мыслями. На обсуждение заданий отводится 5–7 минут, далее десятиклассники представляют результаты своей работы, фиксируют выводы в картах-схемах урока.
Первая группа.
Лингвисты.
- Используя различные виды словарей (толковые, этимологические, словари синонимов и другие), определите сходство и различие в значении слов “свобода” и “воля”. Можем ли мы считать, что значения этих слов совпадают полностью?
- Попробуйте на 1–2 слайдах представить сходство и различие в значениях этих слов. Используйте для этого различные схемы.
Индивидуальное сообщение “Образ “воли” в русском фольклоре (пословицах и поговорках)”.
Примерный план сообщения:
- Используя “Толковый словарь живого великорусского языка” В. И. Даля
и/или книгу В. И. Даля “Пословицы и поговорки”, выписать пословицы и
поговорки, в которых упоминается “воля”, распределив их на две группы: “Воля
– это хорошо” и “Воля – это плохо”. Можно использовать следующие пословицы и
поговорки и добавить свои:
Вольному воробью и соловей в клетке завидует.
Боле воли – хуже доля.
Своя воля всего дороже.
Цвет в поле – человек на воле.
Вольному – воля, спасенному – рай.
Воля лучше золотой клетки.
Своя воля – царя боле.
И медведь в неволе пляшет.
В каменном мешке (т.е. в тюрьме), а выдумка вольна.
Беглому – в поле воля.
Неволя крушит, да воля губит.
В чистом поле четыре воли: хоть туда, хоть сюда, хоть инаково. - Полученные результаты зафиксируйте в таблицу (создайте 1 слайд).
- Попробуйте сделать вывод, почему воля в народном желании может быть то желанной, то осуждаемой? (см. Презентация 3)
Вторая группа.
Литературоведы-исследователи драмы “Гроза” (1–3 действие).
На основе собранного дома материала выполните следующие задания:
- Кто из героев чаще всего обращается к понятию “воля”? Почему?
- Определите, в каких значениях употребляется слово “воля” в цитатах из пьесы “Гроза”. Зафиксируйте свои наблюдения в картах-схемах урока.
- В одинаковых ли значениях употребляют слово “воля” Борис и Катерина в
следующем диалоге:
– Ваша воля была на то.
– Нет у меня воли. Кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе. (III,3) - Какое значение “воля” имеет для Катерины? Бориса? Тихона?
Третья группа.
Литературоведы-исследователи драмы “Гроза” (4–5 действие).
- Определите, в каких значениях употребляется слово “воля” в цитатах из пьесы “Гроза”. Зафиксируйте свои наблюдения в картах-схемах урока.
- В каком значении употребляет это слово Кулигин? Кабанова? Тихон?
- Катерина в III действии называет Бориса “вольным казаком”, сам Борис в V действии говорит: “Я вольная птица”. Что подчеркивается в образе Бориса?
- Какое значение слова “воля” наиболее важно для Островского?
- Как вы считаете, можем ли мы слово “воля” в “Грозе” заменить словом “свобода”?
Четвертая группа.
Литературоведы-исследователи.
Драмы “Бесприданница”.
- Определите, в каких значениях употреблены слова “воля” (“волюшка”) и “свобода” (“свободный”) в пьесе. Зафиксируйте свои наблюдения в картах-схемах урока.
- Что значит свобода для Паратова? Почему во II действии Огудалова, комментируя желание Ларисы выйти замуж за Карандышева, говорит Кнурову: “Я тут ни при чем: ее воля была”, и в этом же действии Карандышев просит Ларису: “Пусть хоть посторонние-то думают, что вы любите меня, что выбор ваш был свободен”? Можем ли мы считать свободной Ларису?
- Как вы считаете, почему слова “воля” и “свобода” практически не употребляются в пьесе?
VI. Подведение итогов работы.
? Какое понятие наиболее значимо для Островского? Что он под ним подразумевает? Предложите от группы по одному слову (словосочетанию), характеризующему категорию “воли” в произведениях Островского.
VII. Рефлексия
? Как вы думаете, были ли вы свободны в своих ответах сегодня, или их можно было предугадать?
? Вы могли положиться на ответственных членов своей группы, не участвовать в обсуждении, а просто сделать вид. Это свобода или воля?
? На примере своего поведения на уроке попробуйте объяснить, что дает человеку свобода? А что воля?
– Вечные категории, вечные ценности… В 1970 году, спустя сто лет после Островского, американский писатель и публицист Ричард Бах напишет книгу “Чайка по имени Джонатан Ливингстон”, где буду такие строки: “У нас есть возможность выкарабкаться из неведения, нам надо осознать собственную исключительность и разумность. Мы способны обрести свободу. И мы можем научиться летать!”
VIII. Домашнее задание (по выбору учащихся):
- Сочинение-миниатюра: “Воля – ведущий мотив пьес А. Н. Островского”
- Сочинение-миниатюра: “Способны ли летать люди XXI века?”
- Прочитать книгу Ричарда Баха, ответить на вопрос: что значит быть свободным?