Формирование гражданской идентичности кадета на уроках русского языка

Разделы: Русский язык, Литература, Патриотическое воспитание

Класс: 11

Ключевые слова: патриотическое воспитание, кадеты, гражданская идентичность


В последние годы все более важными становятся вопросы, касающиеся понятия гражданской идентичности. Одной из главных задач современной школы следует считать воспитание неравнодушного гражданина. Почему же это приоритетная задача школы? Дело в том, что здесь сконцентрирована большая часть жизни подростков: именно в школе протекает интеллектуальная, духовная и культурная жизнь детей. Также и Федеральные Государственные Образовательные Стандарты нового поколения ориентированы на формирование основ гражданской идентичности школьников, чувства гордости за свое Отечество и его историю, на формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Так что же следует понимать под сочетанием «гражданская идентичность»? Ученые по-разному формулируют сущность данного понятия. Т.В.Водолажская в своих исследованиях определяет гражданскую идентичность как реализацию базисных потребностей личности в принадлежности группе [1, с.140-142]. М.А.Юшин видит ее как тождественность личности статусу гражданина, как готовность и способность выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности [4, с.35-36]. Р.Ю.Шиковой гражданская идентичность рассматривается как структурный компонент социальной идентичности и определяется как результат процесса самоотождествления субъекта с соответствующими социальными группами на когнитивном и эмоциональном уровне личности [3, с.91]. А П.В.Григорьев утверждает, что гражданская (российская) идентичность - это свободное отождествление человека с российской нацией (народом); включенность человека в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности к прошлому, настоящему и будущему российской нации [2].

Принимая во внимание все трактовки и обобщая их, можно сказать, что гражданская идентичность - это сознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, это личная оценка своего гражданского состояния, готовность выполнять обязанности и пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства и общества.

Анализ современной научно-методической литературы показал, что к наиболее распространенным в образовательной практике технологиям формирования гражданской идентичности можно отнести следующие:

  • коммуникативные (дискуссия, беседа);
  • социально-деятельностные (технология социальной пробы, технология коллективно-творческих дел, социальный проект);
  • игровые (ролевая игра, деловая игра).

Безусловно, среди учебных дисциплин, которые могут обеспечить основу для формирования идентичности личности, вперед выходят гуманитарные, а именно русский язык и литература. Русский язык - такой учебный предмет, познавательную ценность которого трудно переоценить! Именно на уроках русского языка прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысляются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение других дисциплин. Также решается проблема патриотического воспитания. Говоря о процессе воспитания гражданственности и учитывая особенности нашего предмета, можно выделить такие методические приемы:

  • разъяснения учителя, которые раскрывают патриотический смысл текстов диктантов или упражнений, ведь именно слово учителя было, есть и будет основным средством воспитательного воздействия на уроке;
  • беседа (фронтальная, эвристическая);
  • написание различного вида работ на темы гражданственности.

К.Д.Ушинскому принадлежат такие слова: «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка». В связи с этим гражданскую идентичность можно и нужно прививать через любовь к родному языку, необходимо постоянно обращать внимание на важность сохранения его чистоты и богатства, на необходимость бережного отношения к нему. Ведь именно в таком обращении с родным языком и проявляется любовь к своей родине. Для этого нужно соблюдать нормы устной и письменной речи, стараться грамотно излагать свои мысли. Работа в данном направлении может вестись разными способами: это и отработка отдельных заданий ЕГЭ (например, задание 4 - орфоэпические нормы, задание 5 - паронимы, задание 6 - морфологические нормы), и чтение образцов художественной литературы, и исследовательская деятельность. Например, одного из кадет нашего корпуса заинтересовала проблема большого количества ошибок в рекламе. Собрав материал, мы подготовили проект по данной теме, выяснив, что присутствие такого огромного количества ошибок можно считать не случайностью, а закономерностью. Уже в выборе темы для исследования чувствуется неравнодушие обучающегося к состоянию родного языка.

Также замечательным помощником для учителя в формировании гражданской идентичности становится дидактический материал, к подбору которого нужно относиться крайне внимательно. Начиная с отдельных предложений для синтаксического анализа (например, «Глупа та птица, которой свое гнездо не мило» или «Родина - мать, умей за нее постоять»), заканчивая текстами диктантов и изложений. Их можно не просто записать, а прокомментировать, определив основную мысль, идейную направленность. Филологам известны такие тексты диктантов и изложений, как «Юный разведчик» (6 класс), «Первый солдат в русской истории» (8 класс), «Шестьдесят метров к бессмертию» (9 класс), «Юные герои войны», «Слово о России» и многие другие.

Конечно, в воспитании гражданственности и патриотизма огромным подспорьем является отбор текстов для написания сочинений в формате итоговых испытаний. Особое внимание следует уделить работам Даниила Александровича Гранина и Ивана Александровича Ильина. Во время работы над сочинением ребята глубоко погружаются в предложенный для анализа текст, определяют проблему и позицию автора, а значит, не только приобщаются к образцовой речи, но и чувствуют потребность высказать свои мысли, поделиться идеями, согласиться с авторской позицией. Радует, что многие кадеты в качестве аргумента, основанного на жизненном опыте, все чаще привлекают истории о героических поступках соотечественников. Безусловно, в качестве аргументов мы используем богатый материал книги Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном», где известный советский ученый в письмах, адресованных молодому поколению, рассказывает о Родине, патриотизме, величайших духовных ценностях человечества, красоте окружающего мира, нравственном воспитании молодежи.

Хочется подчеркнуть, что это небольшой инструментарий, который может помочь учителю в формировании гражданской идентичности обучающегося. Работа по данному направлению продолжается.

В заключение следовало бы отметить, что воспитание гражданской идентичности особенно актуально именно в наше время, так как современные дети больше общаются с персональным компьютером, чем со своими сверстниками, знакомятся с содержанием литературных произведений в кратком содержании или через экранизации, теряют интерес в живом общении. Чтобы предотвратить нравственную деградацию, необходимо с самого детства стараться воспитывать гражданина. В современном мире очень актуальны слова Н.А.Некрасова:

А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! Будет с нас - купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!

Список литературы

  1. Водолажская Т.В. Идентичность гражданская//Образовательная политика. 2010. N 5-6. С. 140-142.
  2. Григорьев Д.В. Формирование гражданской идентичности современного школьника [Электронный ресурс]// Интернет-конференция Перспектива гражданско-патриотического воспитания в системе образования. URL: http://proektpatriot2.jimdo.com/гражданская идентичность (дата обращения: 10.04.2018)
  3. Шикова Р.Ю. Гражданская идентичность молодежи в современной России// Трансформация публичной сферы и сравнительный анализ новых феноменов политики: сб. науч. ст. Краснодар: КубГУ, 2010. С. 91-97.
  4. Юшкин М.А. Политические механизмы формирования гражданской идентичности молодежи в современной России: дис. канд. политол. наук. Тула, 2007. С. 35-36.