- раскрыть роль Лицея в воспитании нравственных качеств лицеистов;
- рассказать о судьбе лицеистов; их роли в судьбе России;
- научить учащихся отбирать справочный материал; подготовить к творческой работе;
- воспитание дружеского отношения друг к другу на примере Царскосельского Лицея.
Этап урока | Задача этапа урока | Конспект | Слайды презентации | ||||||||||||||||
Орг.момент. | Эмоциональный настрой. | ||||||||||||||||||
Изучение нового материала с опорой на ранее изученный. | Звучит отрывок из стихотворения 19-е октября 1825г.» | - Из какого произведения прозвучал отрывок? - О чём говорит вам эта дата? - С какой целью создавался Лицей? |
|||||||||||||||||
- Что мы с вами должны узнать на уроке? - Какие задачи должны решить? |
Краткий рассказ учителя о педагогах Лицея,
классе лицеистов. Первый директор – Василий Фёдорович Малиновский, прогрессивно мыслящий. В его штате – русские педагоги, а не иностранцы преподавали главные науки. Это новшество и немалое. Второй директор Егор Антонович Энгельгардт продолжил традиции Малиновского, внушал, что в Лицее «все воспитанники равны, как дети одного отца и семейства». Лицеистам было запрещено кричать, бранить служителей, даже крепостных. Здесь все обращались друг к другу «на ВЫ». Среди преподавателей лицеисты выделяли профессора Александра Петровича Куницына. Он воспитывал лицеистов настоящими гражданами России, прославлял великую роль просвещения, необычно звучали слова «гражданин», «отечество», «народ», «общественная польза». Именно этого преподавателя вспоминал в стихах А.С.Пушкин. Мы проследим за историей одного класса Класс как класс – 30 мальчиков, проучившихся вместе шесть лет и никогда о том не забывали. Среди будущих столпов Отечества оказались дети священнослужителей, чиновников, князь, граф, барон, сын адмирала, были ребята из богатых, знатных семей, но обедневших. Из 30 воспитанников только 18 – православные, остальные лютеране, католики. По национальности тоже разнообразие: русские, украинцы, немцы, французы, итальянцы. Как же так случилось, что такая разнородная группа сплотилась в славное сообщество? «Люди 19 –го октября», «лицейская республика», «нация по имени Лицей», «город Лицей на 59 градусе широты» - так любовно называли свою школу лицеисты. |
||||||||||||||||||
Обратимся вновь к стихотворению «19 октября» 1825г. - Как начинается это стихотворение? - Какое настроение, какие чувства поэта? - О ком рассказывает поэт? |
|||||||||||||||||||
По ходу урока вы должны заполнить таблицу.
|
РОЛЕВАЯ ИГРА «Лицейское братство» (рассказ лицеистов от первого лица) | 1) Иван Пущин. Господа, Я познакомился с Пушкиным в лицее, мы сдружились, наши комнаты
разделяла тонкая перегородка. Я навещал своего друга в Михайловском во
время его ссылки. 2) Антон Дельвиг. Господа,ещё в Лицее я подружился с Пушкиным, мы увлекались поэзией, Я предсказал своему другу великое будущее. В мае 1820 года вместе с Яковлевым провожали его в первую ссылку на юг. Затем посетил своего опального друга в Михайловском. А. Пушкин помогал моему брату, а мой портрет висел над столом поэта. 3) Александр Горчаков. Господа, я учился вместе с А.Пушкиным, был одним из первых учеников Лицея. Посетил своего однокашника в Михайловском. Я был верен лицейской клятве, пытался помочь Пущину после поражения на Сенатской площади, посетил Италию, нашёл могилу нашего друга-лицеиста Николая Корсаков, поставил памятник на его могиле. Я стал министром иностранных дел. 4) Вильгельм Кюхельбекер. Господа, меня связывала с Пушкиным долголетняя дружба .Мы оба увлекались поэзией. В послелицейский период мы продолжали встречаться . Но ссылка друга на юг разлучила нас. Я принимал участие в событиях 14 декабря 1825года., был арестован. Но мы встретились 15.12.1827г., когда меня везли в крепость. На мою долю выпали тяжелые испытания, но Пушкин переписывался со мной, посылал мне книги. 5) Фёдор Матюшкин. Господа, я увлекался путешествиями, поэтому принял участие в экспедиции Врангеля, обследовал материковый берег от устья Колымы до Колючинской губы. Дослужился да адмирала. Я предложил установить памятник моему другу лицеисту Пушкину и первым начал сбор денег. 6) Владимир Вольховский. Господа, из Царскосельского лицея я вышел первым учеником с большой золотой медалью. В чине прапорщика определился на службу в Гвардейский генеральный штаб. События 14 декабря 1825 г. коснулись меня. Я был арестован и после допросов, как «прикосновенный» к восстанию, был переведён на Кавказ. Участвовал в сражениях, проявил храбрость, был награждён многими орденами и золотой шпагой, делал всё возможное для облегчения участи разжалованных декабристов. Встречался с поэтом летом 1829г., Последняя встреча состоялась весной 1834г. О трагической кончине поэта-друга я узнал от М. Корфа и М. Яковлева. 7) Михаил Яковлев. Господа, учась в Лицее , я обладал многими талантами, хорошо рисовал, играл на гитаре, автор трёх романсов на стихи Пушкина. Дослужился до действительного статского советника c Владимиром и Анной на шее. 8)Рассказ учителя о Николае Косакове. Все одноклассники Пушкина вспоминают событие 1815года.. – Это публичный экзамен, на котором присутствовал Г.Р.Державин. Уже тогда заговорили о новом поэте, который прославит Россию. Учитель: Дружба – её здесь не просто ценили, но можно сказать боготворили, ставили на первое место из первых, много выше карьеры, удачи, даже любви. Это главное богатство, которое вынесли из стен Лицея, подтвердилось многочисленными фактами их биографий Модест Корф не очень любивший Пушкина (это была взаимная неприязнь), тем не менее прислал ему длинный список статей и книг по истории Петра I. А секундантом на своей смертной дуэли Пушкин попросил быть Константина Данзаса. В день окончания Лицея директор Е.А. Энгельгардт подарил всем выпускникам чугунные кольца - знак крепости дружбы. Расставаясь, выпускники поклялись: «И последний лицеист один будет праздновать 19 октября». Клятву сдержали. |
|||||||||||||||||
- Кто из них кем стал? Звучат заключительные строфы стихотворения «19 октября». Итак, мы подошли к концу нашего рассказа о людях 19 –го октября. Реализовали ли те задачи, которые поставлены в начале урока? | Работа с таблицей (она расположена на слайдах и распечатана) - Что мы узнали о «лицейском братстве»? - Какую роль они сыграли в жизни Пушкина? - Почему поэт на протяжении всей своей жизни обращался к Лицею, товарищам? |
Продолжение ролевой игры. Дельвиг: Господа, прочтём же Гимн, который я посвятил нашему Лицею! Каждый участник читает по четверостишью (выборочно). История памятника Пушкину в Москве. |