Современный урок… Содержание, структура, типология, эффективность, взаимосвязь методов обучения на уроке, роль учителя, совершенствование учебной деятельности учащегося – вот те проблемы, над которыми мы должны задуматься в этой статье. В методике преподавания литературы исследованы классификация, содержание урока, его нравственное и эстетическое воздействие на учащихся, роль в нем проблемной ситуации, место урока в системе развивающего обучения, специфика урока литературы, его творческий, эмоциональный характер, возможности интеграции предметов, формы урока: урок-лекция, урок-беседа, урок-семинар, урок-диспут, урок-практикум и т.д.
Теоретические проблемы урока как законченного целого, как части общего курса и системы уроков представлены в исследованиях М.И.Махмутова, М.Н.Скаткина, М.А.Данилова, В.И.Стрезикозина, Ю.К.Бабанского, И.Т.Огородникова, И.Н.Казанцева,М.М.Левиной, Г.Д.Кирилловой и других. Исследуются важнейшие проблемы: современные требования к уроку, взаимосвязь частей урока, выбора методов обучения и организации деятельности учащихся; результативность, эффективность уроков и проблема оптимизации обучения; типология урока; формирование личности ученика; повышение нравственного потенциала урока; содержание и формы самостоятельной работы учащихся на уроках; развитие навыков и умений учащихся в динамике учебного процесса; задачи и целевая установка урока; организация и отбор материала; взаимосвязь коллективной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроке; урок и НТР; роль учителя на разных этапах урока; формы проведения урока.
Особое внимание уделяется изучению структуры урока: как традиционной (четырехчленной), так и поэтапной (пошаговой), в связи с поисками взаимосвязанных ситуаций урока.
В психолого-педагогической литературе раскрыто значение проблемных ситуаций на уроке, помогающих формированию творческого мышления учащихся (исследования А.М.Матюшкина, Я.А. Пономарева, Т.В Кудрявцева).
Нетрадиционные формы уроков относятся к творческим способам работы. Они дают возможность учителю проверить свои методические идеи и замыслы. Вариации и комбинации этих уроков безграничны.
Уроки такого типа включают в себя работу, которая когда-то относилась к внеклассной или к вузовской форме деятельности.
Теоретическое обоснование названные формы приобрели в семидесятые годы, когда возникла необходимость коренной перестройки образования. В рамках пересмотра методов обучения были предложены и нетрадиционные формы их воплощения.
На сегодняшний день нет единой типологии уроков. В «Методике преподавания литературы» под редакцией З.Я. Рез предлагается два подхода к классификации урока: на основе анализа процессов обучения и в соответствии со спецификой предмета. Кроме того, выделяется классификация, которая основывается на более частных признаках: источнике полученных знаний и форме ведения урока.
В последнее время уроки названного типа приобрели особую популярность. Это связано с тем, что они дают возможность учителю свободно сочетать традиционные подходы и творчество.
На некоторых нетрадиционных уроках остановимся подробно: урок-концерт, киноурок, телеурок, урок-диспут, экскурсия, урок-конференция, урок-викторина. Особо рассмотрим также уроки, которые прочно входят в преподавательскую деятельность, но не всеми педагогами принимаются бесспорно: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-лабораторные занятия (последние по терминологии не бесспорны в применении к литературе). К нетрадиционным урокам мы относим и интегрированные уроки.
Урок-концерт, урок-утренник, как правило, проводятся в юбилейные даты известных писателей Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Чехова.
Уроки такого типа полезны в плане привития интереса учащихся к литературе. В необычной, нестандартной обстановке они ощущают, что общение с литературой может быть и радостным праздником.
Большое воспитательное и развивающее значение имеет предварительная подготовка к таким урокам. Такая работа развивает навыки самостоятельности, ответственности, прививает вкус к работе по литературе, развивает эстетические критерии.
Творчество педагога в подготовке таких уроков безгранично. Оно зависит от темы урока,материала, вкусов и методических пристрастий самого педагога и интересов учащихся.
Киноурок. Как правило, используется на заключительных занятиях по теме. Цель такого типа уроков – дать новый угол зрения на изученную литературную тему, расширять возможности эстетического развития учащихся. Здесь происходит скрытый анализ произведения через сопоставление разных видов искусства, в данном случае – литературы и кино. Развивается творческое воображение, самостоятельность мышления.
Урок-семинар. Эта форма организации урока предложена В.А.Никольским в его «Методике преподавания литературы в средней школе». С развитием проблемного обучения, новой классификацией методов преподавания литературы (по Н.В.Кудряшову) возникла потребность поднять учащихся на новую ступень в развитии их творческих способностей. Таким образом, урок-семинар вошел (по особенностям деятельности педагога и учащегося) в систему исследовательского метода и частично в эвристический (как обучающий этап).
Школьный семинар завоевывает популярность, но не является ведущей формой обучения литературе. Семинар способствует расширению представлений о литературе, писателях. В нем учащиеся постигают навыки публичного высказывания. А главное – развивают способность самостоятельно работать с книгой. Именно в семинаре преподаватель может пробудить научно-исследовательские вкусы и интересы учащихся. В процессе работы учащиеся развивают способности к исследовательскому труду, учатся приемам выделения, аргументации, обобщения, полемики и т.п.
Степень самостоятельности в подготовке семинара может быть разной. Это зависит от уровня сложности материала, возрастных особенностей, формулировки темы.
Особо следует поощрять попытки учащихся формулировать свои темы, возникающие из раздумий над накопленным материалом.
Семинарские доклады – это первое приобщение учащихся к науке, творческой самостоятельности. Сами занятия могут быть различными, как по тематике, так и по уровню предъявляемых требований.
Современная школа ставит задачу подготовить всесторонне развитых людей, обладающих основами метода познания, творческим мышлением, умеющих понимать искусство и наслаждаться им. Поэтому в семинаре нужно стремиться к тому, чтобы доклады учащихся не были сплошными компиляциями без указаний источников, как это чаще всего бывает, а были самостоятельными творческими работами по выбранным вопросам (на разумном уровне возможностей).
Главная цель семинара – нравственное и эстетическое развитие учащегося. Этим целям и должен быть подчинен весь строй семинара.
Исходя из задач школы, работу семинаров по литературе необходимо направить в основном на изучение художественного произведения в единстве формы и содержания, на усвоение четких приемов анализа отдельных произведений. Поэтому из многих видов деятельности на первом месте нужно выдвинуть работу с художественным текстом, с образцовыми критическими статьями, научными исследованиями. Исследовательский метод используется на обычных уроках, а при подготовке к семинарским занятиям является ведущим (как и в подготовке к литературным конференциям).
В процессе выполнения этих работ учащиеся в большей степени овладеют методами литературоведческой науки в доступном им объеме при условии соответствующего руководства со стороны педагога.
Используя такую методику, педагогу необходимо быть особенно требовательным к обстоятельности анализа и доказательности суждений.
Этот метод работы должен развивать умения и навыки:
- пользоваться каталогом;
- находить нужные для выполнения задания книги;
- просматривать книги, статьи;
- находить интересующий материал;
- конспектировать;
- цитировать;
- составлять планы, конспекты и полные тексты своих устных и письменных выступлений.
Все это в наибольшей степени способствует развитию мышления учащихся, овладению умениями, связанными с работой по данному предмету.
Семинары помогают закрепить навыки самостоятельной работы. Отличие их от вузовских в том, что учащиеся избирают более узкие вопросы, связанные с анализом произведений.
Урок-лекция. Несмотря на возрастающую роль самостоятельной подготовки учащихся, лекция не стала ведущим приемом работы по литературе, однако используется педагогами достаточно активно. Ее значимость повышается по мере движения к старшим, выпускным классам. В потоке разнообразных приемов работы со старшеклассниками лекция задает программу дальнейших действий на уроках практического характера. Популярность лекции объясняется спецификой ее воздействия на слушателей. Они видят и слышат Специалиста, Интеллигента, становятся его единомышленниками. Воздействие образцовой устной речи ничем незаменимо: с ее оттенками, уточнениями, паузами, манерой размышления вслух, даже сбивчивостью, повторными формулировками, т.е. со всем обаянием живого слова и связанной с ним психологией восприятия.
Восприятие лекции зависит прежде всего от мастерства преподавателя, его умения дойти до каждого, когда каждый представляет, что слова с доказательствами и объяснениями адресованы именно ему, а не массе вообще.
Слушатели негативно относятся к лекции, материал которой дублирует учебник и они самостоятельно могут его осмыслить. Им импонируют лекции, которые будят мысль, потребность спорить, искать, высказывать свое мнение.
Опыт показывает, что полезно приучать учащихся читать минимум текстов до лекции, чтобы иметь базу для проблемного разговора. Особенно это оправдывает себя в недостаточно подготовленных классах без специального уклона.
Специфической особенностью лекций по литературе является возможность опоры на звучание художественного слова, на привлечение других видов искусства. Сильное впечатление производит цитирование не только стихов, но и фрагментов прозы (мысли и реплики персонажей, лирические и авторские отступления, авторские комментарии). Все это делает лекцию яркой, образной, впечатляющей, конкретной, формирует словарь слушателей.
Структура лекции определяется, главным образом, ее материалом и целью. Лекция о литературном процессе отличается от лекции о конкретном произведении, лекция-портрет – от историко-литературного образа, вводная – от проблемной и т.д.
Поиск новых подходов к лекции – одна из важнейших задач, стоящих перед преподавателем сегодня.
В последние годы повысился интерес к нетрадиционным урокам, связанным с интеграцией материала из смежных областей знания и искусства. Нельзя сказать, что это совершенно новый подход в методической системе обучения литературе. Достаточно вспомнить опыт М.А.Рыбниковой, которая в своей практике преподавания литературы привлекала живопись, музыку. Известен целый ряд работ методистов, в системе деятельности которых широко используется драматическое искусство, стал популярен киноурок, достаточно часто педагогами проводятся уроки словесности, соединяющие задачи развития речи, русского языка и литературы.
Разнообразны уроки по жанровой окраске: урок-опровержение, урок-конференция, урок-версия и т.п.
Они требуют от педагога творческого подхода, достаточно высокой эрудиции, умения видеть грани естественной интеграции материала, помогающей проникнуть в суть вещей. Многообразие вариантов интеграции уроков литературы диктует и обновление технологий преподавания, методической инструментовки, что обеспечивает более высокий уровень освоения материала. Такая ориентация традиционной методики на условия более глубокого изучения материала позволяет преподавателю экспериментировать и варьировать до бесконечности, особенно в области форм и приемов. Наиболее благоприятные условия для таких поисков складываются в спецклассах с углубленным изучением литературы и языка.
В последнее время стали популярны уроки словесности. Это своеобразное соединение языка и литературы. Цель - развивать у учащихся чувство слова, понимать его красоту, а через слово постигать духовный мир.
В рамках уроков словесности учащиеся проникают в мир поэтики художественного текста. Через эмоциональный строй произведения, его колорит учащиеся узнают об истории, быте нравах, обычного народа, его традициях. Самостоятельные наблюдения над эмоциональным содержанием слова помогают постичь некоторые особенности ДУХОВНОГО мира той или иной народности, национальной культуры, а затем и общечеловеческие духовные ценности.
Такие уроки не могут быть повседневными. Но, чередуясь с традиционной кропотливой работой над научной литературой, чтением, они способствуют поддержанию интереса, творческой формы учащихся и активизируют их эстетическое развитие.
Важнейшим способом активизации духовных и творческих сил учащихся и преподавателя считается использование разнообразных жанров нетрадиционных уроков. Сама форма урока требует от учащихся и преподавателя неординарного, внимательного и творческого подхода. Нами проводились самые разные нетрадиционные уроки в разных классах: урок-проповедь «Не убий!» по произведениям Л.Андреева, урок-монолог по произведению Ивана Шмелева «Лето Господне», урок - эпитома по творчеству Бориса Пастернака «Библейские имена», урок-путешествие по произведению Федора Сологуба «Мелкий бес», интегрированные уроки (литература, философия, музыка) «Взгляд на Мир», урок-комплимент «Ангелы в русской поэзии», урок-премьера книги Диакона Андрея Кураева «Мастер и Маргарита»: за Христа или против?», урок-портрет «Андрей Белый. Лики святых», урок-концерт «Россия, Русь! Храни себя, храни!» по творчеству А.Блока и С.Есенина, урок – заочная экскурсия «Петербург Достоевского» и «Булгаковские герои» - заочные экскурсии по залам музеев, уроки за круглым столом по произведениям М.Булгакова «Мастер и Маргарита» и В.Гюго «Собор Парижской Богоматери», заседание литературного клуба самодеятельной авторской песни «Булат», «Кони привередливые» о В. Высоцком, урок-реквием по лирике Н. Гумилева и О.Мандельштама и спектакли «Светлая Пасха», «Рождества Благая Весть». Все эти мероприятия не только способствуют развитию интеллектуальной сферы учащихся, отработке коммуникативно-речевых навыков, повышению образовательного и культурного уровня учащихся, но и развитию творческих способностей каждого из них. В результате взаимодействия с художественным текстом рождается личностный опыт учащегося. Ценности человечества, в том числе духовно-нравственные, как бы заново рождаются в опыте личности, присваиваются ею, обретают личностный смысл. Таким образом, на уроке актуализируется субъектный опыт учащегося, в ходе выявления авторской ценности происходит ее усвоение, вырабатывается положительное отношение к высоким нравственным качествам: верности, чувству долга, ответственности за свои поступки, самопожертвованию.
Целесообразно обосновывать выбор различных структур урока в зависимости от его содержания и места в системе уроков по изучению художественного произведения. Вводно-ориентировочные уроки проводятся по традиционной схеме (опрос, новая тема, закрепление, задание на дом); уроки углубленного изучения текста – как уроки «поэтапного» усвоения знаний; обобщающие уроки строятся на основе применения различных структур. Выбор оптимального варианта содержания, структуры и методики урока решается каждым учителем в зависимости от особенностей класса. Важно, чтобы в центре внимания постоянно находились творческий характер урока, развитие воображения учащихся, повышения интереса к чтению и изучению текста, постепенное увеличения доли самостоятельной работы учащихся, воссоздание целостности восприятия произведений искусства слова, понимание авторской позиции.
Литература
- Айзерман Л.С. Дар души и дар глагола. – М., 1990.
- Анализ художественного произведения: «Художественные произведения в контексте творчества писателя / Под ред. М.Л. Семаковой. – М., 1987.
- Гринева С.П. Актуальные проблемы методики преподавания литературы в школе. – Белгород, 2008.- С. 59-63. С. 73-74.
- История русской литературной критики / Под ред. В.В. Прозорова. – М., 2007
- История русской литературы XIX века / Под ред. Н.М. Фортунатова. – М., 2007
- Теория и методика обучения литературе / Под ред. О.Ю. Богдановой. – М.,2007.- С. 296-302.
- Современный урок русского языка и литературы / Под ред. З.С. Смелковой. – Л., 1990