Формирование духовно-нравственной личности средствами предмета

Разделы: Литература


Проблема воспитания молодежи всегда была и остается актуальнейшей проблемой времени. По издавна сложившейся традиции ответственность за нравственное состояние общества возложена на образование.

Жизнь стремительно мчится вперед. За последнее время образование в корне изменилось. Но ни новые методики, ни вариативность учебного плана, ни появление многопрофильного образования и, конечно же, ни переход образования на информационно-коммуникативные технологии, что требует именно интеллектуального развития учащихся, никаким образом не сформируют духовно-нравственную личность, если этому не придавать особую значимость. Литература, как никакой другой школьный предмет, способствует духовно-нравственному становлению обучающихся, формированию их нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенствованию коммуникативных навыков.

Русский педагог С.А. Рачинский сказал: «От качества подрастающего поколения зависят судьбы мира». У А.И. Солженицына читаем: «Россию может спасти только духовность». Формирование духовно-нравственной личности средствами предмета – по-моему, одна из приоритетных целей в преподавании литературы.

По опыту своей работы я считаю, что указанная выше проблема может быть решена путем обучающего воспитания, а результат этого можно отследить за счет изучения уровня развития коммуникативной компетенции через понимание смысла произведения, его воздействия, через изучение нравственных ориентиров обучающихся.

На основе результатов диагностики (см. приложение 1), проведенной среди учащихся на первых уроках, определились цели и задачи:

Цели:

1) углубление знаний о духовной культуре народа;
2) формирование нравственных знаний, чувств, поведения через изучение национальных истоков и традиций;
3) совершенствование различных видов речевой деятельности.

Задачи:

1) обновление содержания образовательного уровня учащихся;
2) создание условий для формирования умения оценивать мир высшими нравственными категориями;
3) пробуждение осознания ответственности за свои поступки перед совестью и людьми.

Школьная программа по литературе предлагает широкий набор произведений, дающих возможность обсуждать вечные вопросы бытия, развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

Мною отмечено, что наиболее ярко проявляется активная позиция учащихся тогда, когда заходит речь о назначении человека на земле, о его сущности, о нравственном выборе в условиях экстремальности. Ребята смело спорят о человеческих типах, характерах, определяющих своё место в жизни. Особенно обнаруживается их активность при создании проблемных ситуаций. Проблема, заложенная в основу урока, определяет выбор оптимальных методов и форм урока. Чаще всего это урок-диалог, который в ходе урока перерастает в дискуссию, правилам которой тоже нужно следовать. Наблюдая за ребятами, сделала вывод о том, что только в легком, доброжелательном отношении друг к другу «раскрываются» души, рождается уважение, тактичность, толерантность. Конспект урока см. в конце статьи. (см. приложение 2).

Главной задачей указанных выше уроков является не только становление духовно-нравственных категорий, но и помощь в обнаружении того, что уже было заложено в учащихся изначально, создание условий для самовыражения.

Этому сопутствуют такие приемы работы, как различного рода письменные работы на этическую тему, работа над избранной темой реферата, доклада с последующей его защитой, создание и защита презентации на ту или иную тему. Содержание работ представляет собой личностный взгляд на ту или иную проблему, дает право судить о нравственном развитии учащихся. Отметила также, что сопутствует установлению «открытости» на уроке, позволяет целостно воспринять тот или иной эпизод умело созданный эмоциональный фон урока. Для этого часто нужный текст читаю сама, или его читает заранее подготовленный ученик, а также на помощь приходят фоно-, видеозаписи, ИКТ (см. приложение 3).

Говоря о воспитании личности через предметы гуманитарного цикла, социализации личности в условиях нового общества, нельзя отбрасывать социоцентристскую концепцию, главной идеей которой является следующая: человек – часть общества, ценность его определяется вкладом в общее дело. Мои ученики – будущие граждане своей страны. Кому, как не им, строить будущее. Поэтому, как я считаю, здесь важно возрождение Русской идеи, включающей в себя традиционные и исторические элементы российской культуры, образа жизни, национальных обычаев. Составляющими элементами являются православие, духовные ценности, отраженные в литературе, культуре русского народа, коллективизм, жертвенность и т.д. Развитие этих качеств осуществляю через модуль «Духовная культура России» (см. приложение 4). Ребята знакомятся с народным истолкованием отдельных слов, легендами славянской мифологии, объясняющими христианские праздники. Постижение национальных истоков происходит в непринужденных беседах, заочных экскурсиях и других формах.

Воспитание любви к «малой» родине, осознание ее значимости в составе целой страны, следование местным обычаям и традициям, формирование гражданственности реализуется с учетом регионального компонента. Учащихся интересует история своего края, выраженная легендами и преданиями. Полученные знания не остаются мертвым грузом, а находят свое применение в интеллектуальных марафонах. Так постепенно учащиеся вооружаются нравственными качествами, закладывается их духовная суть.

Работая над обозначенной проблемой, отметила повышение интереса к предмету, определенность во взглядах, мнениях отдельных учащихся. Отследить нравственное пробуждение позволяют их философские рассуждения, стихи, ответы на вопросы анкет, творческие работы. Известно, что основы духовно-нравственного воспитания закладываются в семье с рождения, и порой бывает поздно этим заниматься, но «лучше поздно, чем никогда».

Конспект урока

Цель:

  1. на основе работы с литературным произведением научить анализу поступков героев, их характеров, а также видению и пониманию учащимися смысла прочитанного;
  2. воспитание нравственности;
  3. развитие коммуникативной компетенции.

Оборудование:

  1. портрет писателя;
  2. цитаты, эпиграфы;
  3. магнитофон;
  4. фоновая запись «Русские колокола»;
  5. сундучок мудрости.

Эпиграфы:

Моей неизменной темой по-прежнему остаётся жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию.

Е. Носов

В непомерной наглости находят для себя наслаждение растратившее для себя всё остальное.

Корнелий Тацит

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация. «По следам уроков».

Как-то, читая ученические сочинения-рассуждения на тему «На кого я хотел бы быть похожим», узнала, что девочки мечтают походить на Барби. Объясняют это тем, что у Барби много нарядов, красивое личико, длинные волосы и очень стройная фигурка. Мальчишки же хотят быть похожими на суперменов, хотят иметь много денег и дорогую машину. Смешно? Горько…

Вопрос учащимся:

  • Что стало главным для людей в их жизни?
  • Про что забыли?

Звучит фонозапись «Русские колокола».

Это звучат колокола православных соборов. Во все времена они были вестниками тревоги.

Вопрос учащимся:

  • По ком сегодня звонят колокола? (Они напоминают нам, что что-то с нами происходит).

Вы прочитали рассказ Е. Носова «Кукла». Как думаете, почему этот рассказ автор обращает к вам?

3. Целеполагание.

Попытаемся обозначить цели работы над рассказом. Что каждый из вас захотел бы взять для себя из этого рассказа, чему научиться?

4. Работа над темой урока. (Портрет Е. Носова)

1) Слово о писателе (краткая биографическая справка в сообщении ученика).

Родился близ г. Курска, в деревне, в 1925 году. Голодное детство, школа, закончить которую помешала война. Фронт. Тяжелое ранение в конце войны. Госпиталь. Окончил школу при орденах и медалях. Потом работал в Казахстане, в одной из газет. Поездки по стране и впечатления… Литературная деятельность с 1957 года. Ощущение тесной связи с природой: заядлый рыбак. Первый сборник так и назывался «На рыбачьей тропе». Остался верен своему жизненному правилу.

2) Работа по смысловому пониманию эпиграфа.

Работа над рассказом.

Итак, вы прочитали рассказ. Сколько ключевых эпизодов в нем отметили?

3) Составление эпизодного плана.

  • На Сейме.
  • Акимыч и кукла.
  • Похороны куклы.

4) Работа над эпизодами.

«На Сейме»

Заглянем на реку детства писателя, на Сейм.

Вопросы учащимся:

Любит ли писатель родную землю? Найдите строки, подтверждающие вашу точку зрения (выборочное чтение).

Как относится к увиденному на реке? (Внешне спокоен, но чувствуется душевное волнение.)

Какой перед нами человек: безразличный, беспокойный? Кто вместе с ним переживает увиденное? О чем думаем мы, читая о прежней и нынешней реке? (Гибнет природа, и виноват в этом человек.)

Подтвердите текстом выводы. (Бутылки в воде омута, сизая жижа от удобрений с полей.) В чем же нас убеждает Е. Носов? О чем хочет сказать? В чем предостеречь? (Люди утратили в себе что-то важное, забыли, что сами являются частицей природы.)

«Акимыч и кукла»

Эмоциональное чтение учителем эпизода от слов «В грязном…»

После паузы (время на обдумывание услышанного).

Вопросы учащимся:

Как бы вы назвали этот поступок?

Что заставило человека поступить так жестоко? (Нравственное падение, может быть, цинизм.)

Обращение ко второму эпиграфу.

Что историк имел ввиду под словом «остальное»? (Доброту, отзывчивость, душевность, сочувствие, красоту.)

Акимыч говорит: «Нынче трудно на кого думать…» Почему он так говорит? В ком истоки зла?

Что могут вынести дети из картин, что рисует Носов? (Равнодушие взрослых.) Ребята приводят примеры из жизни.

Подтвердите примерами текста.

Носов обвиняет и нас, учителей, в том же самом равнодушии. И я с ним вполне согласна. Не все хорошо и у нас.

Обращение к высказыванию критика В. Чалмаева: «Все мы живем в нравственном плане на содержании детства и юности, неувядающей свежести первых детских впечатлений и выводов. Из них, как из почек, вырастают ветви и сама вершина, вырастает самобытная крона совершенного человеком в течение последующей жизни».

Как понимаете высказывание? (То, что в ребенке закладывается с детства, все это он пронесет с собой через всю жизнь.) Ребята, а что вы можете сказать об Акимыче? (Он переживает и очень страдает.) Какой он человек?

Работа в группах по выяснению понимания смысла эпизода «Похороны куклы».

Отчет групп о работе.

5. Рефлексия.

Перед вами «Сундучок мудрости», на столах листочки. Напишите, что ценного вы взяли для себя из рассказа? О чем задумались?