Формирование исследовательской культуры школьников на уроках литературы и во внеурочной деятельности

Разделы: Литература


Исследовательский подход в обучении не является новым педагогическим явлением. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине XVIII века, однако более 100 лет понадобилось, чтобы она стала востребована педагогическим сообществом.

Наша школа работает в режиме отработки технологии личностно ориентированного обучения автора Г. К. Селевко “Самосовершенствование” Эта технология в первую очередь направлена на создание условий для повышения познавательной активности учеников, на развитие их творческой деятельности и развитие самостоятельных способов обучения. Реализации этой технологии требует учитывать особые подходы к разработке дидактического обеспечения:

  • изложение учебного материала должно быть направлено, в первую очередь, на интегрирование его содержания, установление межпредметных связей, обогащение личного опыта каждого ученика;
  • учебный материал должен давать возможность выбора при выполнении заданий и решении задач;
  • необходимо стимулировать самостоятельность выбора и использования наиболее значимых способов освоения учебного материала.

Этим требованиям отвечает исследовательский подход в обучении. Сущность исследовательского подхода в обучении состоит в развитии познавательной самостоятельности, в организации учебной и внеурочной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности, в актуализации межпредметных связей, в знакомстве учащихся с методами научного познания, в изменении характера взаимоотношений “учитель-ученик-коллектив учащихся” в сторону сотрудничества.

В своей работе я хочу поделиться опытом формирования исследовательской культуры на уроках литературы в старших классах и во внеурочной деятельности.

Формирование исследовательской культуры начинается на уроках, конечно же, не только в старших классах. В нашей школе ведется сквозной психологический курс “Самосовершенствование”, где поэтапно вводятся элементы исследовательской культуры, а также приемы и методы овладения надпредметными общеучебными навыками. Это отдельные курсы в 4 и в 7 классах “Учись учиться”. А такие общедидактические приемы как: анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, перенос знаний в новую ситуацию, планирование работы и другое – отрабатывается на протяжении всего этого курса.

Применение методов научной деятельности в процессе учебного познания ставит ученика на доступном для него уровне в положение, требующее не только усвоения готовых знаний, но и самостоятельного исследования. Субъективная новизна ученического исследования имеет большое значение для развития познавательности и формирования активной жизненной позиции школьника.

Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не потребителями готовой информации.

Творческая деятельность в образовательном учреждении организована, как правило, в форме факультативов, программ дополнительного образования.

Главным результатом этой творческой деятельности (формальной. конечно же,) являются итоговые работы, представляемые на конкурсы, НПК учащихся, краеведческие чтения и другие мероприятия, завершающие курсы. Основными отличительными признаками исследовательской деятельности являются наличие таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал (в области “Филология” это могут быть сведения первоисточников, носителей языка, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы).

Важно, что при реализации творческой деятельности главным является подход, а не состав источников, на основании которого выполняются работы. Это особенно показательно в области “Филология”. Я сталкиваюсь в своей работе с тем, что на одних и тех же источниках можно выполнить и реферативную, и исследовательскую работу.

Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведенных на его основе выводах. Суть реферативной работы – в подборке материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему.

Пример из моей практики: на уроках по творчеству Ф.М. Достоевского группа учеников выполняла информационно-реферативную работу “Петербург Достоевского”, где учащиеся, анализируя текст, выясняли авторский замысел. Эта работа плавно перешла в исследовательскую: “Образ Петербурга в литературе трех столетий”, выполнялась как раз в год 300-летия Санкт-Петербурга. Учащиеся выдвинули гипотезу: “Рукотворный рай Петра Великого навсегда в литературе остается городом контрастов и вдохновения”. Анализируя творчество поэтов и писателей от Тредиаковского и Ломоносова, Пушкина и Некрасова, Берггольц и Бродского, они доказывали, что вместе с архитекторами и строителями писатели и поэты участвовали в создании города, но создавали они духовный облик города.

Начальным этапом в практической реализации исследовательского подхода в обучении, в моей практике, является обязательным проведение дидактического анализа темы, подлежащей изучению с применением исследовательского подхода. Этот анализ позволяет мне определить тематику и виды творческих заданий, а также организационные формы обучения, применение которых целесообразно при изучении данной темы. Считаю обоснованным дать учащимся предварительное информирование. Такое информирование наглядно оформляется на стенде “Сегодня на уроке”. Здесь отражается обязательно: название темы, ее девиз, основные и частные проблемы, план изучения темы с точным количеством часов и организационной формой обучения(лекции, семинары, практикумы и т. д.), план урока-семинара, дискуссии или диспута, список литературы, необходимый для подготовки к урокам, тематика творческих заданий и их виды(доклад. реферат, отзыв и т. д.), методические советы для выполнения творческих заданий(н–р “Как написать доклад, реферат, отзыв и т. д.) – все это дает свободу выбора заданий и заранее настраивает на творческую деятельность.

ПРИМЕРНЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕМЫ “ТВОРЧЕСТВО Н.А. НЕКРАСОВА. НОВАТОРСТВО ЛИРИКИ.”

ДЕВИЗ:

Некрасов приземлил поэзию, сделал её демократической, ввел мужика в семью человечества, т. е. сделал равным, поэтому и гневается на мужика, но не презирает.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: Новаторство Некрасова

  • открыл читателям духовный мир крестьянина, его нужды.
  • в стихах Некрасова описываются непоэтические явления: грязь, труд бурлаков, пьянство и т. д.
  • грубый язык, неблагозвучный с точки зрения сторонников “чистого искусства”;
  • характерен полифонизм: голос автора сливается с героями;
  • лирика Некрасова социальна, отражает интересы общества, всегда проникнута гражданственностью.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

  1. Личность и творчество Н. А. Некрасова 1 час Лекция. Доклад.
  2. Тема смысла жизни и предназначения человека в поэзии Некрасова 2 час Семинар-практикум.
  3. “Может быть, во внуках наших Некрасов и Фет помирятся. 2 час Урок-исследование.
  4. Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” замысел, история создания, композиция, анализ. 1 час
  5. Крестьяне и помещики в поэме “Кому…” 1 час Практикумы.
  6. Образы народных заступников в поэме “Кому…” 1 час

ПЛАН УРОКА-СЕМИНАРА: “Тема смысла жизни и предназначение человека в поэзии Н. А. Некрасова”.

1. Вводная часть.

2. Групповая работа (предварительное задание): представление тематических папок (не менее 30 стихов) в примерной таблице:

Тематика стихов Название стихотворения Цитата- афоризм
Поэт и поэзия

 

“Поэт и гражданин” и др. “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан” и т. д.
Родина “Железная дорога” и др. “Эх, сердечный ! что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль исполненный сил?” и т. д.

От каждой группы выразительное чтение наизусть нескольких стихов, их анализ и обоснование тематики.

РАБОТА В ГРУППАХ (Проблемные задания):

  1. Подготовить сравнительный анализ стихов “Элегия” Некрасова и “Элегия” Пушкина. (доказать социальный и гражданский пафос стихов)
  2. Подготовить анализ стихов “Еду ли ночью” и “Несжатая полоса”. (показать непоэтические явления и мужика в лирике)
  3. Сделать сравнительный анализ стихов “Перед дождем” Некрасова и “Перед дождем” Тютчева. (Показать непоэтический язык лирики Некрасова в сравнении с “высокой” поэзией Тютчева.)
  4. Сделать анализ стихов “Страда деревенская” и “Размышление у парадного подъезда.” (показать “полифонизм”лирики Некрасова.
  5. Сделать сопоставительный анализ лирики Некрасова и иллюстраций картин В.Г. Перова и работ палехских мастеров. (Творческий доклад.)
  6. Сделать сравнительный анализ стихов “Муза” Некрасова и “Муза” Фета. Дискуссия по проблемному вопросу: “Может, во внуках наших Некрасов и Фет помирятся”.

Рефлексия и самостоятельное оценивание работы каждой группы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Вершины. С.И. Машинский.
  2. Я лиру посвятил народу своему. Н.Н. Скатов
  3. Лирика Некрасова. М.Н. Бойко
  4. РУССКАя литература XIX века.
  5. Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” А.А. Розанова
  6. В.Г. ПЕРОВ, Репродукции.
  7. Палехские мастера. Иллюстрации к произведениям Н. А. Некрасова.
  8. Н.А. Некрасов в воспоминаниях современников.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

Доклады:

“Жизненный и творческий путь Н. А. НЕКРАСОВА”

“Сравнительный анализ художественного творчества. Г.Перова и произведений Н. А. Некрасова.

Реферат

“Декабристское движение и поэма Некрасова “Русские женщины”.

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ:

  • памятка: “Как писать доклад и реферат”/
  • памятка: “Организация читательских высказываний”
  • алгоритмы работы над сравнительным и сопоставительным анализами.

Такое предварительное информирование дает очень хороший результат. Учащиеся по своим силам и интересам выбирают задания, с кем и в какой группе будут работать, и как правило, неохваченных и неоцененных не бывает, но важно другое: каждый на своем уровне приобщается к элементам исследовательской деятельности: сбору информации, выявлению проблем, анализу и синтезу и др.

При организации обучения с применением исследовательского подхода широко применяю в своей практике лекции, где внимание учащихся акцентирую на основных идеях произведений, обозначаю проблемы, т. е. создаю необходимый настрой на дальнейшее исследование.

Обязательным считаю сочетание различных форм обучения. Наряду с традиционными формами уроков обязательное проведение семинаров. Семинары необходимы для конкретизации и углубления содержания основных положений темы, выдвинутых на вводной лекции.

Большими возможностями для максимальной реализации воспитывющих функций содержания учебного материала обладают уроки-диспуты, уроки-дискуссии. Педагогическая ценность этих уроков состоит не только в том, что они предполагают открытый обмен мнениями всех участников. но и в том, что как и семинары они способствуют:

  • формированию, у ученика, умений определить в рассматриваемом вопросе главное;
  • из системы имеющихся у него знаний выделять положения для доказательства своей точки зрения, что позволяет подготовить аргументированное выступление;
  • позволяет научиться анализировать выступления товарищей; делать выводы;

Уроки-диспуты, уроки-дискуссии, как и уроки-семинары требуют тщательной подготовки, одной из форм которой являются опережающие домашние задания.

Для примера хочу привести план урока- дискуссии по творчеству Ф.М. Достоевского “На чьей стороне истина?”

УРОК-ДИСКУССИЯ: “На чьей стороне истина?” Диалог у Достоевского.

ЦЕЛИ:

  1. Рассмотреть диалоги героев с точки зрения формы, композиции, особенностей.
  2. Развивать умения работать с диалогом, видеть его форму.
  3. Обучить приёмам исследования диалога и комментированного чтения с целью выхода на авторский замысел.
  4. Воспитывать вдумчивого читателя, умеющего “медленно” читать.

ЭПИГРАФ:

Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием.

Человек заслуживает своё счастье страданием и самопожертво ванием.

Ф.М. Достоевский.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Портрет Ф.М. Достоевского.
  • Иллюстрации Г.К. Шмаринова к роману Достоевского “Преступление и наказание”.
  • Репродукции картин В.Г. Перова.
  • Памятка “Организация читательских высказываний”

ХОД УРОКА

1. Обозначаются цели и задачи урока и предлагаются проблемные вопросы:

“Свободен тот, кто не зависит от мнения других.”

Ваше мнение по поводу этого суждения.

Человек, способный к непредвзятому общению – свободный человек ?

В чем несостоятельность теории Раскольникова?

2. Доклад-исследование учащихся по теме “Эпоха критического реализма в литературе и живописи 2 половины XIX века” (в докладе исследуются особенности этого течения в искусстве: 1861 год – перелом в сознании (главный герой-маленький человек, просто человек с его внутренним миром) и делается сопоставительный анализ репродукций картин художников того периода и персонажей романа).

На столах у учащихся кроме репродукций лежат иллюстрации Шмаринова к роману “Преступление и наказание”. Учащиеся соотносят персонажи картин с персонажами романа.

3. Работа с текстом. Исследование диалога. Групповая работа.

1 группа. Анализ первой встречи Раскольникова и Порфирия Петровича.

Сообщение-исследование (предварительное домашнее задание)

Подготовка к первой встрече (гл. 3 ч. 5). Какие цели ставили перед собой собеседники?

(Раскольников старается расчетливо и точно разыграть свою роль.

Порфирий Петрович – заставить заговорить внутренний голос Раскольникова и создать перебои в его рассчитанных репликах)

Исследования учащихся докажут, что Порфирий Петрович уверен, что Раскольников – убийца, уверенный в своей версии. Для Порфирия Петровича важно не разоблачить, а выяснить мотивы и привести Раскольникова к раскаиванию.)

Проблемный вопрос группе: Как через композицию диалога, реализуется позиция автора.

2 группа. Анализ 2 встречи. Исследование внутреннего и внешнего диалога Порфирия Петровича и Раскольникова.

Исследования учащихся покажут, что Достоевский через внутренний монолог показывает не художественное мастерство, а вскрывает причины бунта Раскольникова и несостоятельность его теории (Разумихин – “кровь по совести”)

Проблемный вопрос группе: Почему Достоевскому надо показать вторую встречу через столкновение не внешнего, а внутреннего диалога.

3 группа. Встреча Раскольникова с Соней. (глава5 часть 4)

Анализируя текст, учащиеся покажут, что Раскольникову необходимо найти нравственный выход.

Проблемный вопрос группе: Убийца и блудница? Путь к спасению.

В ходе дискуссии учащиеся должны выйти на авторскую позицию о несостоятельности теории Раскольникова, о теме страдания и сострадания, а также дискутировать по сути цитат, указанных на доске и ответить на главный вопрос: “На чьей стороне истина?”.

Исследовательская деятельность, организуемая на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков, может стать какая –либо форма научно-образовательной, поисково-творческой или другой деятельности во внеурочное время.

Обучив детей элементарным навыкам исследовательского труда, а также приобщив их к работе в семинарах, практикую проведение коллективной творческой работы с обучающимися во внеурочное время. Такой вид работы подготавливает их к проектной деятельности, т.к. предполагается отбор содержания материала по заданной теме: теоретическое изучение вопроса, организация исследовательской деятельности, подготовка читательской конференции, интервьюирование, репортажи, отзывы, сочинения, выставки и различная другая работа, необходимая для развития коммуникативных навыков и развития творческих способностей.

Примером в моей практике служит коллективная творческая работа, посвященная памяти местного писателя В.П. Чугунова. Эта работа позволяет реализовать творческие возможности каждого ученика, учит работать коллективно и приобщает всех детей к различного рода практической деятельности и, несомненно, развивает патриотические и гражданские чувства, и для многих чувство уверенности в собственные возможности.

ПЛАН ПОДГОТОВКИ КОЛЛЕКТИВНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.

В. П. ЧУГУНОВ – ЗЕМЛЯК, ШАХТЕР, ПИСАТЕЛЬ.

  1. Подготовка доклада о жизни и творчестве. Сбор материала в местном краеведческом музее и городской библиотеке. Обработка собранного материала.
  2. Подготовка выставки книг и ее обзора.
  3. Подготовка и выставка иллюстраций к произведениям писателя.
  4. Выставка сочинений, отзывов, рецензий по творчеству писателя. Конкурс.
  5. Подготовка материала к проведению дискуссии по повести В.П. Чугунова “Полметра до катастрофы”. Организация и проведение.
  6. Подготовка к представлению исследовательского реферата по теме “Художественное своеобразие прозы В.П. Чугунова (по повести “Таежина”).
  7. Подготовка и проведение читательской конференции по творчеству писателя-земляка. Интервью с родственниками писателя и знакомыми, подготовка материала для школьного видеорепортажа.
  8. Обработка материала проведенного творческого дела, оформление альбомов для школьного краеведческого музея, заметок и фоторепортажей в СМИ и для школьной стенгазеты.

В подготовке такой большой работы участвуют, как правило, все учащиеся класса, все получают высокие отметки и оценку своей деятельности, без особого напряжения приобретают навыки как исследовательской, так и проектной деятельности, получают огромный опыт общения, а самое главное, участвуют в коллективном проекте с желанием, их не надо ни к чему принуждать, каждый выполняет ту работу, которая ему по плечу и по желанию.

Исследовательский подход в обучении предполагает введение общих и частных методов научного познания на всех его этапах: от восприятия до применения на практике. Это создает основу для профилизации обучения и профессиональной ориентации обучающихся и, кроме того, обеспечивает повышение научного уровня преподавания.