ФГОС определяет требования к метапредметным результатам, включающие коммуникативные универсальные учебные действия, представленные следующими коммуникативными компетенциями:
- активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования разных точек зрения и право каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- а также готовность конструктивно решать конфликты посредствам учета интересов сторон и сотрудничества.
Полиэтничность, отсутствие элементарных навыков общения у учащихся приводит к множеству конфликтов не только в классе, но и в семье, обществе. Поэтому формирование коммуникативной компетенции несомненно актуально для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, характеризующегося полиэтничностью. Уроки русского языка, литературы, внеурочная деятельность по этим предметам, согласно «Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации», способствуют теоретическому изучению языка и формированию практических речевых навыков.
Чтобы быть успешным, современному ученику, нужно быть коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Эффективность формирования коммуникативной культуры учащихся обеспечивает правильно организуемая система педагогических условий. Л.С.Выготский утверждал, что необходимо «заранее создавать условия, необходимые для развития соответствующих психических качеств, хотя они еще "не созрели" для самостоятельного функционирования» [4].
Для обоснования педагогических условий необходимо уточнить, что понимать под таковыми. Условие - обстоятельство, от которого что-то зависит; обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь [6, стр.287].
ФГОС также предъявляет требования к условиям реализации основной образовательной программы. Интегративным результатом условий формирования коммуникативной компетентности должно быть создание комфортной развивающей среды: достижение планируемых результатов всеми обучающимися, использование современных образовательных технологий деятельностного типа, эффективной самостоятельной работы обучающихся.
Педагогическими условиями формирования коммуникативной компетенции младших школьников являются:
- целенаправленная организация образовательного процесса, обеспечивающая позитивное эмоционально-смысловое включение младших школьников;
- отбор методов формирования с позиции обеспечения коммуникативной активности учащихся;
- отбор средств на основе учёта их функции в коммуникативной деятельности;
- отбор форм организации образовательного процесса на основе их дифференциации по формируемым компонентам коммуникативной компетенции младших школьников.
Организация педагогических условий требует от учителя полностью пересмотреть свое место и роль на уроке. Учитель уже не является единственным транслятором знаний, а выступает в роли эксперта, который вместе с учениками исследует и анализирует материал.
Педагогические условия раскрываются в следующих ключевых составляющих, тесно взаимосвязанных друг с другом:
- активность ученика, обучающегося, развивающегося в сотрудничестве со сверстниками;
- активности учителя, организатора учебной деятельности;
- активности социальной развивающей среды, заключенной между ними.
Учитель в группе - самый главный человек для ученика. Ребенок безоглядно доверяет учителю, наделяет его достоинствами: умом, красотой, добротой. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь детям самостоятельно искать знания, научить их мыслить и делать выводы, видеть проблемы и способы их решения, т.е. создать коммуникативно-стимулирующую образовательную среду, т.е. среду, в которой методами стимулирования можно добиться освоения школьниками коммуникативной компетенции.
Групповые формы обучения на уроках русского языка, литературы в классах с полиэтническим составом являются основной частью коммуникативно - стимулирующей образовательной среды.
Т.М.Балыхина, утверждает, что: «Общением на неродном языке можно овладеть более эффективно при условии, что обучение носит характер сотрудничества, адекватно возрасту обучающихся; учебный материал, его формальные и прагматические характеристики практико-ориентированы и приспособлены к нуждам обучающихся; применяемые методики видоизменяются в зависимости от конкретных обстоятельств и больше значения придается ситуативному и визуальному контексту коммуникации» [1, c. 226].
Организация групповых действий, способствует внутренней мобилизации способностей учащихся. Суть данной работы можно выразить формулой: «обучение и воспитание в коллективе и через коллектив» [8, c. 40].
Принцип коллективного взаимодействия определяет такой способ, при котором:
- учащиеся активно общаясь друг с другом расширяют знания, совершенствуют умения и навыки;
- между участниками складываются благоприятные взаимоотношения, которые служат средством эффективного обучения и творческого развития;
- условием успеха каждого является успех остальных.
Е.И.Пассов рассматривает типы учебного взаимодействия, которые гарантированно обеспечивают активную вовлеченность в процесс обучения учащихся:
- одновременная работа в парах (диадах);
- одновременная и дифференцированная работа в парах и триадах;
- одновременная и дифференцированная работа в микрогруппах по 4 человека;
- работа в командах (по 2 микрогруппы);
- учащийся - группа;
- педагог - группа;
- педагог - микрогруппа и т.д.
Совместная работа в условиях комфортного психологического климата ограничивает конкуренцию и превращается в сотрудничество, где каждый учащийся может, проявляя свою индивидуальность, стремиться к решению общих задач, поставленных учителем.
Активной формой работы формирования коммуникативной компетенции на уроках литературы является решение проектных задач. В 1-2-м классах основная цель проектных задач способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Именно на таких уроках учитель имеет возможность понаблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и отдельной группы учащихся. Основной метод - встроенное наблюдение [3, c.10].
Планирование проектных задач осуществляется в соответствии с компонентами коммуникативной компетенции на материале содержания учебника. Например, по произведению Н.Артюховой «Саша дразнилка» разработана проектная задача «Микс-спектакль "Учимся общаться». Проектная задача направлена на формирование готовности конструктивно решать конфликты [5, c.9].
Цель: формирование умения анализировать ситуации, предложенные в рассказе Н.Артюховой «Саша - дразнилка», обучение способам культурного поведения, формирование умения моделирования новой ситуации конфликта и выхода из нее, распределение работы в группе и выполнение ее в соответствии с заданием, развитие навыков сотрудничества в группе.
Описание проектной задачи.
- Ребята, у меня сообщение главного редактора студии «Ералаш». «Здравствуйте, ребята! Предлагаю помочь первокласснику Коле. Он обратился к нам с таким письмом.
Я учусь в первом классе, у меня нет друзей, потому, что меня обижают шутки одноклассников. Я прошу вас создать такой фильм, где бы рассказывалось, как надо вести себя в таких ситуациях».
- Ребята, помогите Коле. Предлагаю вам создать не фильм, а микс - спектакль. Ваши идеи помогут в создании фильма.
Колина проблема важна для каждого ребенка. Может, разберемся в этом вопросе вместе? Предлагаю выполнить в группах несколько заданий.
1) Назвать слово обозначающее отрицательную черту характера, мешающему общению, сотрудничеству (собирают слово «обидчивость» по слогам в группах).
2) Каждая группа получает часть текста, анализирует поведение Маши, подчеркивая слова, описывающие ее поведение.
Анализ содержания ситуаций, описанных в тексте, позволяет сделать вывод: культурный способ выхода из конфликта, когда тебя дразнят, смеются, шутят над тобой:
- не дразниться;
- быть спокойным;
- шутить самому;
- смеяться;
- желать здоровья.
Затем идет самостоятельное моделирование ситуаций культурного способа выхода из конфликтной ситуации и их презентация.
Работа над формированием коммуникативной компетенции не ограничивается рамками уроков русского языка и литературы, а продолжается во внеурочной деятельности по этим предметам.
Как часто мы слышим от родителей слова: «Сын совсем не читает! Как приохотить его к чтению? Что делать, чтобы он полюбил книгу?» Вопрос сложный, вызывающий острое родительское беспокойство. Вкус и интерес к чтению пробуждают традиционные церемонии открытия проекта «Успешное чтение в кругу семьи» [8].
Результатом таких церемоний является понимание литературы как искусства, восприятие произведения через инсценировку ярких фрагментов из предлагаемых для чтения произведений.
Таким образом: в ходе воплощения проекта у учащихся появляются новые единомышленники из числа родителей, учеников, увеличится число читателей, а школьная жизнь станет ярче и интересней благодаря общению. А самое главное в этом проекте - это то, что ребенок почувствует теплое плечо мамы, добрую руку папы, единение с ребятами и учителем и поймет, что он любим, значим, и всех их объединяет книга.
Литература
- Балыхина Т.М.Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007.С. 226.
- Батырева С.Г. Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности младших школьников.
- Воронцов А. Проектная задача Журнал «Начальная школа» № 6/2007 с. 8-10.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР.
- Климанова Л.Ф. Литературное чтение 1 класс (2 часть) учебник М.: Просвещение, 2017. - с. 9-10.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: АЗЪ, с. 827.
- Е.И.Пассов, О.В.Захарова «Современные проблемы в методике обучения иностранным языкам»/учебное пособие. - Воронеж НОУ «Интерлингва», 2002. - 40 с.
- Фонд поддержки образования. Проект «Успешное чтение» https://fobr.ru/?author=302