… не активностью поднятых рук, а
активностью глаз
определяю эффективность урока.
Е.Н. Ильин
“Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, – все это крупинки золотой пыли. Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава “золотую розу” – повесть, роман или поэму”.
Думается, эти слова К. Паустовского как нельзя точнее характеризуют процесс педагогического творчества учителя – словесника. Годами и десятилетиями он идет к своему мастерству. Каким получится урок – зависит от многого: жизненного и методического опыта учителя, времени и событий, происходящих в стране, от настроения, способностей, интеллектуального уровня его учеников. Наверное, нельзя оценивать учителя по той же схеме, что и деятельность инженера, бухгалтера, зоотехника. Думается, что успех урока зависит от богатства внутреннего мира, широты и глубины интересов, умения чувствовать, видеть, слышать и понимать красоту звучащего слова, фантазировать, творить. Это касается и учителя, и учеников. В течение всей преподавательской деятельности всегда задумывалась о том, каковы мои задачи. Они менялись. Сначала очень хотелось всех обучить на “4” и “5” своему предмету, возмущало, как это не знать русского языка, как не читать Пушкина, а потом поняла, что это не главное в жизни. Ведь не знаю же я химии, физики и живу … Затем казалось, что необходимо следовать за новаторами – это путь к успеху. Но нет, со временем поняла, что вести уроки, как Меженко, может только сам Юрий Степанович Меженко, потому что он выносил эти идеи в себе, выстрадал их, а мои уроки – жалкая пародия. Почувствовала, что растрачиваюсь на подходах, а они всегда односторонние, так как для учеников любые мои “новшества” - некая данность. В школе ребята поставлены в такие условия, когда почти постоянно приходится выполнять немотивированную работу. И для большинства из них это становится нормой школьной жизни. Поведением и успехами учеников руководило привитое школой “рабство”. К сожалению, их подневольный труд имеет далеко идущие последствия. Изучая трудные для их возраста и далекие от их интересов произведения, школьники не могут “осилить” сами подобный материал. Что делает ученик? Если он добросовестный, то хватается за чужие мысли, преподнесенные ему в готовом виде учителем и учебником. Это не может дать подростку морального удовлетворения. Возникает эмоциональный барьер между ним и изучаемым произведением, а как следствие – и изучаемым предметом. Этот дискомфорт порой превращается в устойчивый “противоучебный” иммунитет.
Взрыв насилия, экстремизма, жестокости, потрясший нашу страну, по-новому заставил взглянуть на преподавание русского языка и литературы. Мудрость русской пословицы “Имей сердце, а на сердце и разум придет” вывела из тупика.
В течение ряда лет работаю над темой “Формирование единого образовательного и воспитательного пространства на уроках русского языка и литературы”. Утвердилась в правильности выбора темы, прочитав книгу Е.Н. Ильина “Путь к ученику”: “Школа, семья, будем откровенны, зачастую не союзники, а скрытые антагонисты. Каждая из сторон, упрекая другую, по-своему права. Занятые своей работой, производством, родители по объективным причинам хронически недовоспитывают детей, уповая на школу. Она же, целиком поглощенная учебными знаниями, как бы ни были увязаны с нравственными проблемами, еще больше, чем семья, недовоспитывает, рассчитывая на родительскую помощь. Роковым образом оказавшийся между двумя “недо”, школьник как человек, как личность и в итоге – как ученик деформируется. Можно, конечно, какими-то льготами усилить, углубить семейное воспитание, а рациональной организацией учебного процесса – школьное. Тем не менее то и другое, на мой взгляд, полумеры. Требуется надежное скрепляющее звено. Не мероприятия и даже не их система, а урок может и должен стать этим звеном. Разумеется, урок литературы!” Конечно, прав Ильин! И как я удивилась, что и до Ильина этот вопрос волновал выдающихся людей нашей педагогики. Академик Н.А. Котляровский (1863 – 1925) – видный ученый, литературовед и методист, он еще на Первом Всероссийском съезде преподавателей русского языка и литературы в средней школе в декабре 1916 года высказал подобные мысли. Непререкаемой истиной звучит его мысль о том, что без глубокого знания художественного текста не может быть успешного знания литературы, а “все книги, которые стремятся облегчить учащимся знакомство с памятником тем, что своими словами передают его содержание, – приносят только вред…” А учащимся он писал: “Свободное раздумье над жизнью вымышленных лиц научит вас вдумчиво относиться и к окружающим вас людям, оно установит связь между тем, что внутри вас и вокруг вас происходит. А без такой связи чтение превращается в простую забаву или простое заполнение свободного времени”.
Не знаю. С течением времени, как известно, все меняется. Но в данное время мне кажется , что я на правильном пути. В реализации этой методической задачи для себя на первое место поставила привитие интереса к изучаемому предмету и воспитание учащихся. А дальше искала методы, приемы для выполнения этой задачи.
Реализуя образовательные цели на уроках русского языка путем подачи материала крупными блоками (думается, это единственно верный способ при нынешнем сокращении часов русского языка и сохранении объема учебной информации), пришла к тому, что лучше использовать опорные таблицы. Как мне показалось, опорные конспекты Ю.С. Меженко, позволяющие объемную информацию выразить небольшим количеством условных обозначений, не спасают эту замечательную идею крупноблочной подачи материала, потому что 3-х - 4-х параграфов учебника, конспектируемых учеником за один прием, не достаточно для целостного представления не только любого из разделов о языке, но и отдельной широкой темы, а таблица может нести больше информации, чем конспект. К тому же, на практике убедилась, что не следует каждому ученику всякий раз навязывать составление конспектов с обязательным проговариванием их друг другу, с тем громоздким самоучетом знаний и другими методическими приемами, которые используются при работе по данной системе. На все это расходуется много учебного времени, да и времени учителя тоже. Поэтому я использую вместо опорного конспекта таблицу. Ее теоретическую основу составляют сведения по грамматике, фонетике, лексике, графике, орфоэпии, орфографии. Например, таблица по теме “Словосочетание” в курсе 5-го класса выглядит так:
Грамматическая связь
ПРЕДЛОГ И ОКОНЧАНИЕ
При объяснении таблицы я проговариваю: “Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Между ними существует смысловая связь. Она устанавливается с помощью вопроса. Грамматическая связь устанавливается с помощью предлога и окончания”. Затем предлагаю сначала сильным ученикам, а потом послабее на время стать учителем и объяснить таблицу. В результате многократного повторения таблица запоминается, а в итоге легче делается синтаксический анализ словосочетания, только с разницей, что требуется дополнить, с помощью какого именно вопроса в данном случае устанавливается смысловая связь и с помощью какого предлога и окончания – грамматическая.
Ученика, который видит весь объем темы или раздела в целом, уже не смущает кажущаяся труднодоступность, ему проще привести знания в систему. А кроме того, он видит весь материал как бы с высоты полета птицы и оценивает его. Крупноблочная подача материала позволяет больше времени уделять отработке практических навыков. Положительный эффект в обучении с помощью таблиц достигается совмещением элементов занимательности, подбором разноцелевого материала.
Не секрет, что многие ученики не любят русский язык. Он у них ассоциируется с бесконечным списыванием упражнений, заучиванием каких-то правил. Здесь, в первую очередь, учитель должен владеть артистизмом + интересные и занимательные формы и методы работы + систематически, неустанно прививать осмысленное отношение учащихся к языковому материалу. И в этом поможет воспитательная направленность урока.
И первое – пробуждать интерес к изучаемому предмету. Считаю это фундаментом для изучения всего курса русского языка и литературы, основой для всестороннего воспитания учащихся. Решая проблему воспитания интереса у школьников к изучению русского языка, учитываю, что русский язык – предмет огромного мировоззренческого потенциала, большой функциональной значимости. Так как русский язык – это не только предмет изучения, но средство обучения по другим предметам, то воспитание интереса к изучению русского языка способствует повышению эффективности многообразных воспитательных воздействий, ведущих к формированию всесторонне развитой личности. По словам того же Ильина, лицо ученика – зеркало урока, самое эффективное наглядное пособие. С этим положением нельзя не согласиться. На мой взгляд, интерес к русскому языку можно вызвать следующими моментами:
- Не отрывать изучение русского языка как науки от жизни, показывать, что любая тема изучения пригодится в жизни каждому, т.е. практичность теории для жизни.
- Не только давать знания, но и сталкивать ученика с проблемами, решение которых лежит за пределами изучаемого курса.
- Добиваться обратной связи с учениками.
- Ставить привлекательные цели.
- Вызывать удивление учащихся.
- Поддерживать авторитет учителя.
- Вводить занимательные моменты.
Чаще всего я использую такие приемы на уроках: “Составить шпаргалку” - учащиеся старательно составляют им понятную опору по новому материалу. Ряд уроков я ей разрешаю пользоваться; “Найди ошибку” - заранее предупреждаю, что в тексте есть ошибки, задача ребят найти, и аргументировано исправить; “Защита” - группа ребят составляет опорный конспект темы на лист большого формата и защищает его; “Компетентность” - тема игры известна заранее. Ученики готовятся к ней не менее недели. Приготовленные задания просматриваю заранее. Во время игры команды обмениваются заданиями. Готовятся. Отвечает из команды тот, кого выберут соперники (как правило, выбирают учащегося со слабыми знаниями, а тот изо всех сил старается не подвести ребят); “Самолет” - запускаю обычный самолетик, сделанный из тетрадного листка. В нем задание. Кто поймал – тот отвечает; “Редактор” - представьте себе, говорю я детям, что вы редакторы и отвечаете за выпуск очередного номера газеты, а в тексте ошибки…
Все игры, используемые на уроках, не перечислить. Но уверена в одном, что игры нужны еще и для двух других целей: игры приходят в трудный момент, чтобы растворить скуку однообразия, игры – хорошая форма для коллективного познания. Если воспитан интерес к изучаемому предмету, то это 50 % успеха учителя. Для воспитания учащихся четко планирую воспитательные цели урока. Если это воспитание любви к чтению, то предложения подбираю соответствующей тематики. Если воспитание уважительного отношения к труду, то цитаты и предложения о значении и величии труда, а на дом – сочинение “Кто и за что мне вчера сказал “Спасибо!”. Такая тема сочинения заставляет задуматься о прошедшем дне, дать ему оценку. Кстати, о сочинениях. Темы сочинений должны быть “неизбитые”, чтобы не было охоты у учащихся “рыскать” по широко известным сейчас книжкам с готовыми сочинениями. На мой взгляд, интересны такие темы: “Сто строк на актуальную тему”, “Письма о важном”, “Этого вы обо мне не знаете…”, “Учитель, которого хотел бы встретить в жизни”, “Картина, которую я бы нарисовал”, “Людей неинтересных в мире нет”, “Как я завидую, что у русских есть Пушкин” Почему французский ученый завидует нам?”, “Н.В. Гоголь: “Да что же такое Пушкин? Я догадался: Пушкин – это русский человек, каким он явится через 200 лет” Мы такие?” и т.п.
Для эстетического воспитания на уроках пытаюсь (и не только уроках развития речи) совместить русский язык и живопись, русский язык и музыку. С этой целью несколько лет собираю репродукции картин известных художников, составляю фонотеку с классической музыкой. Две – три минуты уделяю рассказу о самом художнике или композиторе. Предложения для анализа – продолжение рассказа. Попутно ввожу профессиональную лексику. Обязательно рассматриваем репродукцию картины или прослушиваем музыкальный фрагмент (все обязательно “привязываю” к теме урока).
Практикую 1 – 2 раза в четверть уроки удивления. Например, при изучении темы “Бессоюзное сложное предложение” диктую для анализа следующие предложения:
Среди животных меньше всего боятся холода утки и гуси: они выносят температуру до ста десяти градусов, а белые медведи и тюлени только до восьмидесяти. В ясную погоду муравьи собираются и закрываются в муравейнике – быть дождю. Бамбук – одно из самых быстрорастущих растений на земле: за сутки он вырастает на пятьдесят – шестьдесят сантиметров. В Австралии и Нижней Гвинее встречаются гигантские бабочки с размахом крыльев в двадцать шесть сантиметров – поймать сачком такого великана почти невозможно.
А затем – беседа: что знали, что удивило. А домой работа: найдите такие же БСП, которые бы удивили меня.
“Если урок литературы не сделать воспитательным, прикладным – значит, к прорехам семейного воспитания добавить еще одну и вовсе оголить человека”, - утверждал Е.Н.Ильин. Думаю, что это уже аксиома. Всегда помню о двух стихотворениях. Не могу их здесь не привести:
Выпускники, учтите впредь:
Чтоб не бояться сочинений,
Вполне достаточно иметь
Набор простых определений.
Пишите, что поэт – пророк,
Что Гоголь высмеял порядки,
Что Фамусов – скупой и гадкий,
А Чацкий – больше не ездок!
Что с неподдельной чистотой
У Пушкина в конце романа
Уже замужнюю Татьяну
Онегин любит холостой.Что Ольга хороша собой,
А Ленский слишком романтичный,
Что Герман – человек приличный,
А няня – человек простой;
Рахметов обогнал свой век,
Обломов спал с утра до ночи,
И что Печерин, между прочим,
Всего лишь лишний человек.
Раскольников попал в тюрьму,
Базаров – сложная натура,
Герасим утопил Муму –
Вот вам и вся литература.Б. Салимов
Это шуточное стихотворение, к сожалению, отражает подходы многих учителей к преподаванию литературы, говорит о том, как не надо преподавать. А полную противоположность мысли содержит стихотворение Бориса Слуцкого “Романы из школьной программы”.
… Не молью побитая совесть,
А Пушкина твердая повесть
И Чехова честный рассказ
Меня удержали не раз.
А если я струсил и сдался,
А если пошел на обман,
Я, значит, некрепко держался
За старый и добрый роман.
Изначально следует усвоить детям, что художественное произведение – это не панацея от всех бед, оно не навязывает, как поступать в той или иной ситуации, но подсказывает и предупреждает опытом предыдущих поколений. И если ученик не любит Пушкина, то это не Пушкина проблема, это проблема ученика; он должен сам прочувствовать поэта, а учитель – помочь в этом. Хорошая литература – это хороший писатель + хороший читатель. Отсюда вижу свою задачу в том, чтобы формировать хорошего читателя. Тысяча вопросов к писателю – это и есть чтение. Урок-диалог – моя основная форма урока, а главное – многовариантность ответа на один и тот же вопрос. Необходимо дать школьнику право на свой путь и темп развития. Отсюда вывод: наполнить урок индивидуальными подходами, положив в основу личностный характер. Необходимо создать такую структуру урока, где не просто учатся, но и общаются. А это ведет к увеличению желания учиться - в нем стимул к общению. Как часто бывает на уроке, что ученик, не прочитавший роман, но уловивший ход рассуждений, вступает в разговор. Таким образом, урок литературы еще и воспитывает коммуникативные способности через обобщенный опыт: книги и жизни – свой. Воспитывать внимание учащихся ко “всем впечатлениям бытия”, любви и интересу к живой действительности, развивать культуру эстетических переживаний, чувство “светлой радости” от созерцания красоты в жизни и искусстве, постоянно поддерживать эти переживания, возбуждая любознательность и потребность в них, – необходимые условия для воспитания художника в человеке. Нельзя художественно воспитывать учащихся, если их эстетические эмоции и мысли пробуждаются лишь по расписанию уроков литературы. Нужна постоянная, жизненная необходимость в эстетических переживаниях, в пытливой, ищущей мысли. Воспитание этой потребности к прекрасному – одна из насущных задач преподавания литературы.
Между тем, на уроках литературы должны возбуждаться прежде всего эстетические переживания, сами по себе имеющие огромное воспитательное значение. Эстетическое чувство, если оно истинное и глубокое, несет огромное нравственное начало. Поэтому нужны специальные усилия учителя, чтобы воспитать у учащихся культуру эстетических переживаний. Важное значение имеет здесь развитие умения слушать и слышать поэтическое слово. Принцип и в преподавании литературы – ошеломление, удивление. В любом тексте можно найти массу вопросов. (“Капитанская дочка” Пушкина: “Миронов – патриот? Пугачев – патриот? Почему же тогда один патриот хочет повесить другого?”). По пьесе А.Н.Островского “Гроза”: первые строки пьесы – песня. В ней сквозит одиночество. Докажите, что каждый из героев произведения одинок по-своему; Кабаниха. Почему она такая? В семье такой росла? А, может, в молодости она была Катериной? А, может, не могут ужиться две хозяйки в одном доме? Говорят, если герой злой, найдите то место, где он смеется, т.е. мы должны всесторонне подойти к образу. А, может, Кабаниха устала: ведь она купчиха, все время что-то достает, продает, весь дом на себе тянет, продолжателей дела нет. Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру: “Что скажет Кабаниха, возвратившись домой, после выступления против нее Тихона?” М.А.Шолохов “Тихий Дон”: роман начинается с предложения о том, что дом Мелехова стоит на краю хутора. Почему так? Это географическое положение? А может это касается жизненной позиции героя “моя хата с краю – ничего не знаю”? В романе есть любовь, драки и т.д., но все это “текучая природа бытия”. В своем мире развивается Мелехов. А где-то там есть большой мир, где революция, война, борьба. Эти два мира не соприкасаются ( по телевизору мы смотрим, как депутаты от нашего имени спорят, дерутся, но нас это сильно не трогает). И тут возникает проблема выбора, вечная, общечеловеческая: до какого момента человек может не вмешиваться в этот мир? Мы каждый день перед выбором: встать с постели сразу или понежиться, с кем дружить, а потом – за кого выйти замуж, а потом – в какую партию вступить, а потом – рисковать жизнью или нет. Что объединяет 2 мира в романе – гражданская война. Дешевеет человеческая жизнь. Герои неграмотны, но у всех есть своя идея жизни. И еще одного вопроса касаюсь обязательно: темы дома. Нет, не жилплощади, а дома, где пахнет пирогами, тянет к маме. Дом в “Тихом Доне” – это родовое гнездо, где каждый чувствует себя уверенно, дом учит верности и терпению. За дом воюет Гришка Мелехов и с красными, и с белыми, ему всегда кажется, что он воюет за своё.
Если все время на уроке говорится о теме, идее произведения – это отобьет желание читать. Только живое рассуждение над произведением поможет учителю воспитать хорошего читателя.
К каждому произведению можно найти свой ключик. И как тяжело он дается любому учителю, как долго мы идем к выковыванию собственной “золотой розы”, чтобы учить и воспитывать грамотного и достойного гражданина. “Знания, даваемые насильно, душат разум”, – писал Анатоль Франс. Из своего опыта административной работы знаю, как мы убиваем желание изучать произведение, заставляя учеников заучивать непременно те стихи Пушкина, которые предложены программой, отвечать на вопросы, которые сами вычитываем в методической литературе и ждём от них соответствующих ответов, подталкивая к ним учеников.
Только единство образовательного и воспитательного пространства, свободы личности принесут хорошие плоды. Ведь еще Аристотель говорил: “Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед”.