«Концепция модернизации российского образования» ставит задачу по формированию ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Для учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Главной проблемой учителя является «поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся, обеспечивающих качественное усвоение программы». Поиски новых форм уроков стали актуальными и для меня.
С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых, в том числе информационных, коммуникативных, компетенций.
Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. На уроках литературы обучающийся должен уметь работать с текстом, а для этого необходимы творческий подход к решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию. Но, к сожалению, нельзя не заметить, что у многих учащихся мотивация к предмету снижена, что приводит к поверхностному чтению. Таким образом, возникает проблема: современное образование требует развития информационной компетенции, а у большинства школьников культура работы с текстом низкая. В чем причина этого? Как повысить познавательный интерес учащихся к литературе?
На мой взгляд, эту проблему может помочь решить технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее ТРКМЧП), которая позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Главная цель данной технологии – научить ученика самостоятельно добывать знания, научить работе с информацией, чтобы эта информация понималась, осмысливалась, сопрягалась с собственным опытом – и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение. ТРКМЧП привлекает тем, что может быть использована в различных предметных областях; это универсальная, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями.
Задавая себе вопрос, зачем использую эту технологию, отвечаю: для того, чтобы научить своих учеников мыслить. Ведь только добытые знания, пропущенные через собственную голову, и становятся личным достоянием, значимым продуктом деятельности.Очень важно, что приоритетная роль отводится тексту. Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, обсуждают, наконец, сочиняют.
В работе мною представлен опыт использования технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках литературы в 10 классе, показана основная модель урока по технологии РКМЧП, приемы и методы с наглядными примерами их использования, обращено внимание на новую роль учителя как координатора этого процесса.
Технология РКМЧП располагает огромным арсеналом приемов и стратегий.
В основу технологии положен базовый цикл, состоящий из трех этапов. Каждый этап (стадия) имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Стадия урока |
Цели |
Методические приемы |
|
|
|
|
|
|
|
|
Белая – фактологическая |
Начнем со стадии вызова. Мы уже многое знаем о герое художественного произведения из предыдущих уроков. Вызовом может быть ответ на вопросы: что мы знаем о герое, какой он, почему он такой? Можно использовать уже ставший классическим прием «Знаю – хочу узнать – узнал». В этой стадии можно заполнить первые две колонки таблицы. К третьему столбику в таблице нужно обязательно вернуться на стадии рефлексии.
Вот пример использования такой таблицы на уроках по роману Гончарова «Обломов»:
Что знаю о герое | Хочу узнать |
Что нового узнал |
Обломов – холодный светский молодой человек. |
Может ли Обломов испытывать страсть и другие сильные чувства? |
|
Учащиеся могут работать сначала самостоятельно, потом в парах или в группах. Когда учащиеся объединяются, происходит приращение мнений о герое за счет другого ученика, под сомнение ставятся личные взгляды, возникают вопросы и сомнения, которые и отразятся во втором столбике.
В стадии вызова можно использовать прием «Кластер». Можно предложить ребятам оформить свою информацию – составить кластеры. Например, образ князя А. Болконского в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»:
Вид кластера может быть произвольным. Пустые фигуры и знаки вопросов требуют учащихся задавать вопросы, которые их интересуют. Несколько знаков вопроса могут показывать сомнение в данном высказывании и требуют дополнительного комментария.
Так может выглядеть окончательно заполненный кластер.
Второй стадией урока является стадия осмысления. Непосредственное чтение эпизода – основа урока. И здесь нет ничего лучше, чем прием «Инсерт».
«Инсерт» – прием маркировки текста. Учащимся предлагают систему маркировки текста, предполагающую следующие значки:
«V» – то, что понятно;
«–» то, что противоречит моим представлениям о герое;
«+» – то, что является новым;
«?» – мне непонятно, хочу разобраться.
«!» – помечается то, что интересно.
Чтобы было удобно маркировать текст, лучше иметь специально заготовленный вариант, где было бы место для значков.
Третья стадия – «рефлексия» – размышление. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. «Все может протечь сквозь пальцы, если не рефлексировать. Этим отличается умный человек». Прием «психорисунка» или «Нарисуй счастье»дает возможность выразить внутренний мир через зрительный образ. Например, можно дать задание нарисовать совесть после изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»,герб рода Болконских, Базаровых, Кирсановых.
Прием «Синквейн» – эффективный инструмент для анализа, синтеза и обобщения. Он учит осознанно использовать понятие и определять свое отношение к проблеме.
Пример составления синквейна по восприятию образа Обломова из одноимённого романа Гончарова:
Обломов.
Ленивый, беспомощный.
Ест, спит, наслаждается.
Излишняя забота портит человека.
Желе.
На стадии рефлексии можно предложить учащимся творческие работы, где они учатся творчески интерпретировать информацию. Необходимо так построить урок, чтобы в конце урока учащемуся пришлось определиться в собственной позиции. Для этого использую приемы устной и письменной рефлексии. Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу. На стадии рефлексии можно использовать прием «Письмо» и в работе над эпизодом «Андрей Болконский на Аустерлицком сражении» предложить учащимся написать письмо от имени раненого Андрея или офицера, ставшего свидетелем ранения Болконского. Также можно предложить написать письмо от лица Раскольникова («Преступление и наказание») от лица Базарова, используя страничку из его дневника («Отцы и дети»).
Применение технологий проблемного обучения и РКМЧП позволяет реализовать ученический потенциал, а именно: развить личностные качества учащихся, их интеллектуальные способности, умение высказывать свое мнение и аргументировать его, способность творчески и нестандартно мыслить.На стадии обобщения опыта работы в ТРКМЧП я задалась мыслью о том, что критериев оценки результативности в данной технологии не существует. Возник вопрос оценки достижений учащихся и результатов собственной педагогической деятельности. На мой взгляд, возможность отслеживания результатов применения технологии всё же есть. Приемов ТРКМЧП очень много. Но, определив наиболее эффективные, используя их в системе, я достигла следующих результатов: изменилась к лучшему ситуация с прочтением программной литературы, ученики с интересом читают тексты, когда необходимо прогнозировать дальнейшие события; учатся четко аргументировать свою позицию при написании сочинения – рассуждения по русскому языку и литературе.
Проявляя критическое мышление, дети выступают в роли исследователей. Решительно изменилась и моя роль на уроке как учителя. Моей главнейшей задачей при подготовке к уроку становится организация учебного труда, подбор необходимых для реализации цели урока стратегий и приемов. Соблюдение принципа сотрудничества в ходе обучения предполагает, в свою очередь, повышение коммуникативного потенциала личности учащихся.
Библиографический список
1. Громова О. «Критическое мышление – как это по-русски?»[Электронный ресурс].– Режим доступа: https://lib.1sept.ru/2003/16/1.htm.– Загл. с экрана.
2. Клустер Дэвид «Что такое критическое мышление» [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://lib.1sept.ru/2003/16/1.htm.– Загл. с экрана.
3. Максимова В.Н. «Проблемный подход к обучению в школе» [Текст]: Методическое пособие по спецкурсу / В.Н. Максимова. – Ленинград,1973 – 75 с.
4. Матюшкин А.М. «Проблемные ситуации в мышлении и обучении» [Текст]: Методическое пособие/ А.М. Матюшкин. – Москва: Педагогика, 1972 – 112 с.
5. Махмутов М.И. «Организация проблемного обучения» [Текст]: Методическое пособие/ М.И.Махмутов. – Москва: Педагогика, 1977 –89с.
6. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/ – Загл. с экрана.
7. Селевко Г.К. «Педагогические технологии по основе информационно-коммуникационных средств» [Текст]: пособие / Г.К. Селевко. – Москва: НИИ школьных технологий, 2005- 208 с.
8. Клустер Д. Что такое критическое мышление? //М.: Русский язык, 2002, №29. С.3
9. Заир-Бек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методы, приемы // Директор школы. 2005, №4, С. 66.
10. Власова Т.А. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах. // Преподавание истории и обществознания в школе.2005, №3. С.44.
11. Вишнякова Е.Е. Не только о технологии РКМЧП // М.: Русский язык. 2004, №15. С.10.
12. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления //Школьные технологии. 2004. №2.
13. Ковалева Л.В. Технология развития критического мышления./Л.В.Ковалева. – Горно-Алтайск: ИПКРОРА, 2005.
14. Низовская И. За и против. Критическое мышление – это… М.: Библиотека в школе, №16. С.3-4.
15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
16. Столбунова С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии. М.: Русский язык, 2003. №27 – 28.С.3.