Литература
-
Ученическое исследование по литературе ВКонтакте 2021
В поисках новых технологий в обучении литературе, способов заинтересовать обучающихся и мотивировать их, была опробирована технология исследования по литературе ВКонтакте. Наполнение страницы для каждого героя продумано до мелочей: юзерпик, любимые цитаты и музыка, политические взгляды и семейное положение, а также друзья и любимые книги. В журнале авто все имена и названия являются активными ссылками, чтобы читатель сразу мог узнать, что сочинил указанный писатель или композитор, или купить упомянутую книгу. Огромный труд, благодаря которому можно познакомиться теперь с полной характеристикой персонажа, изложенной в современной нам форме. Проанализировав эту форму работы с точки зрения глубины содержания и полезности, автор статьи приходит к выводам: работа над страничкой требует таких методов, как и исследовательская работа; недостатком ВКонтакте мы считаем необходимость присутствие автора для комментария, аргументации той или иной информации; работа ВКонтакте – важнейший фактор развития творческий способностей и позволяет формировать и развивать способность к творческому мышлению, к самостоятельности в принятии решений; такой вид деятельности в школе возможен и расширяет у современных школьников литературоведческий и культурологический кругозор, позволяет реализовать исследовательские способности, проанализировать затекстовое пространство.
-
Учимся писать рецензию на художественный фильм 2020
Предлагаемая статья создана в рамках работы с сочинениями разных жанров в среднем и старшем звене и направлена на формирование и развитие навыков написания сочинения-рецензии на просмотренные художественные фильмы, снятые по литературным произведениям. Эта форма работы помогает развить многие учебные навыки учащихся, а также их творческие способности. Статья содержит примерный план сочинения-рецензии, методические рекомендации и примеры работ учеников.
-
"Учимся разгадывать и сочинять загадки" 2007
Урок проводился в 1-м классе, обучаемом по системе Л.В. Занкова (развивающее обучение). Урок построен в форме игры. Но для того, чтобы начать играть в загадки, нужно вспомнить, что мы знаем о них, зачем они необходимы человеку, т.е. обобщить наши знания. Урок соответствует содержанию программы. Подобные занятия можно проводить в любое время, так как они полностью отвечают цели развивающего обучения – развивать. Именно поэтому в учебнике "Литературное чтение" Виктории Юрьевны Свиридовой так часто и неожиданно возникают странички с загадками.
-
Учимся создавать образ (по эпизоду рассказа А.П.Платонова «Юшка») 2020
Цели урока: создать образ героя рассказа; выявить связь между характером героя и его внешностью, одеждой, предметами мебели, речью.
-
Учимся читать и говорить на русском языке 2015
В статье раскрывается система работы по обучению грамоте детей, не владеющих русским языком. Представлена новая по сравнению с традиционным подходом последовательность изучения звуков и букв. Изданные методики описывают, как правило, теоретические основы обучения русскому языку как иностранному. Предлагаются задания, которые помогут преподавателям наладить учебный процесс в классах, где обучаются дети не только из дальнего зарубежья, но и разных национальностей.
-
Учимся, познаем, мыслим, играя! 2007
Должен ли быть современный урок весёлым, творческим, на котором учащиеся могут показать свою эрудицию? Да! "Учиться можно только весело... Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом" – это высказывание французского писателя Анатоля Франса. Эмоциональный, яркий урок-игра способствует снятию стресса, вызывает у учащихся желание учиться, показывать свои знания и быть успешными в глазах одноклассников. Применение информационных технологий даёт возможность реализовать подготовку и проведение интегрированных уроков-игр "Что? Где? Когда?" по разным предметам.
-
Учись быть читателем. 7-й класс 2011
Велика роль книги в учебно-воспитательном процессе. Автор передает обучающимся определённое количество информации о книге, учит правильно воспринимать её, а главное – самостоятельно добывать знания, уметь выбирать художественное произведение, понимать читаемое, воспитывать в себе культурного и грамотного читателя, ведь, по словам К.Д.Ушинского, "ученик – не сосуд, который нужно наполнять, а факел, который нужно зажечь".
-
Учитель года 2009
В 2007 году я принимала участие в районном и областном конкурсе педагогического мастерства "Учитель года". В этом же году я победила в конкурсе лучших учителей Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Предлагаю вашему вниманию стихотворение "Учитель года", в котором отражены мои педагогические принципы.
-
"Учитель, которого я выбираю" (на материале рассказа В.Распутина "Уроки французского") 2011
Урок проводится после изучения учащимися рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Главная цель урока заключалась в том, чтобы на примере литературных образцов и жизненного опыта учащихся сформировать у них понятие о доброте как основе нравственности и пробудить потребность творить добро.
-
Ф.А.Абрамов нравственные проблемы рассказа «О чем плачут лошади» 2022
Цель урока: познакомить с биографическими данными Ф.Абрамова; продолжить формирование умений анализировать на примере рассказа “О чём плачут лошади”; проследить, как решается автором проблема нравственного выбора.
-
Ф.И. Тютчев – поэт-философ. Трагическое ощущение мимолетности человеческого бытия. Методическая разработка урока в 10-м классе 2008
На уроке проводится анализ философской лирики Тютчева, выявляется концепция трагизма человеческого бытия. Цель урока – приблизиться к пониманию сложной тютчевской мысли о человеке в мире, продемонстрировать невозможность абсолютно точного перевода поэтического текста.
-
Ф.И. Тютчев. "Есть в осени первоначальной…" Музыка стиха. Открытый урок в 5-м классе 2010
Урок знакомит учащихся со стихотворениями Ф.И. Тютчева об осени; формирует у пятиклассников умение читать, воспринимать и анализировать пейзажную лирику.
-
"Ф.И. Тютчев. Биографический очерк". 10-й класс 2012
Урок знакомит с биографией Ф.И. Тютчева, пробуждает интерес к его личности и творчеству; совершенствует речь, развивает познавательный интерес; воспитывает нравственное и эстетическое сознание.
-
Ф.И. Тютчев. Лирика природы. 9-й класс 2011
Этот урок поможет детям разобраться в особенностях пейзажной лирики Тютчева. Тютчев-мыслитель, часто обращаясь к природе, видит в ней неиссякаемый источник для размышлений. В его стихах красота поэтических образов сочетается с глубиной мысли и остротой философских обобщений. Особое место в лирике занимает тема человека и природы.
-
Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Основные мотивы и особенности тютчевской лирики. 10-й класс 2011
Как скучно бывает, когда первый урок по творчеству того или иного поэта или писателя начинается с лекции учителя без наглядного материала! Данный урок является первым по творчеству Ф.И.Тютчева в 10-м классе. Основная работа для учащихся и учителя – работа с презентацией.
-
Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание". Раскольников — страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон? 2003
Романы Достоевского носят идеологический характер. Подход к человеку осуществляется со стороны его идейного мира. Герой своей жизнью испытывает собственные идеи, близкие к теории Ницше о «сверхчеловеке» Кто человек? Бог? Царь? Вошь? Червь? Имеет ли он право «взять» на себя «кровь по совести » и спасти человечество? Ответы на эти вопросы и пыталась я найти вместе со студентами на уроке–суде над героем романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родионом Раскольниковым.
-
Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание": "Жук в стеклянной банке" (анализ текстов) 2011
В ходе урока проводится подробный анализ характеров персонажей, произведения в целом.
-
Ф.М. Достоевский – мыслитель, художник и человек 2010
Урок, проведенный в форме пресс-конференции, позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся по творчеству Ф.М. Достоевского.
-
Ф.М. Достоевский. "Белые ночи" 2008
На уроке литературы учащиеся анализируют роман Ф.М. Достоевского "Белые ночи", выясняют позицию автора к главному герою романа.
-
Ф.М. Достоевский. "Белые ночи". "Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви" 2010
Данный урок является заключительным при изучении творчества Ф.М. Достоевского в 9-м классе. Основной акцент сделан на раскрытии характера героя-мечтателя. Кроме этого, учащимся предоставляется возможность поразмышлять о том, что такое настоящая, чистая любовь. Ребятами была подготовлена презентация по данному произведению. В конце урока был проведен тест.
-
Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества 2010
Данная тема является вводным уроком при изучении биографии писателя, что позволяет систематизировать последующий материал при изучении творчества.
-
Факультативное занятие (литература + информатика) в 7-м классе "Мы видим звук" 2009
В ходе занятия учащиеся работают с текстовыми документами в программе Microsoft Word и создают графические документы в редакторе Adobe PhotoShop.
-
Факультативное занятие по УМК "Вокруг тебя — Мир…" в 7-м классе. Тема: "Свеча, которая не гаснет…" (по рассказу С.Н. Сергеева-Ценского "Первая русская сестра") 2008
Материалы факультативного занятия по курсу УМК "Вокруг тебя - Мир ..." могут быть использованы на уроках внеклассного чтения и развития речи. Рассказ С. Сергеева-Ценского отличается гуманистической направленностью, гуманитарными идеями, мощным нравственным потенциалом, а также достоверными историческими фактами о зарождении Российского движения Красного Креста. Занятие строится с опорой на коммуникативно-речевую деятельность обучающихся, используется текстоцентрический анализ текста, методы личностно-ориентированного и формы интерактивного обучения.
-
Факультативный курс "Основы православной культуры" 2008
Актуальность курса объясняется следующими причинами: во-первых, на сегодняшний момент важно сконцентрироваться на духовном совершенствовании личности. Во-вторых, необходимо приобщить подрастающее поколение к вечным истинам. В-третьих, в обстановке духовных заблуждений (секты) только просвещение и знания помогут принять правильное решение.
-
Факультативный курс "Подготовка к ЕГЭ по литературе" 2010
Материал представляет собой разработку факультативного курса по литературе и сопровождается схемами мониторинга.
-
Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Урок литературы в 5-м классе 2020
Урок ориентирован на работу с текстом, анализ фрагментов повести: «Диалог Оксаны и Вакулы о черевиках царицы» и «Диалог Черта и Вакулы». В процессе урока определяется понятие «фантастики» как художественного приема. Учитель ставит цели: развивать любовь к слову, связную речь обучающихся, логику высказывания, навыки выразительного осмысленного чтения, творческие проявления. Урок воспитывает интерес к народным традициям, национальной культуре. Прослеживается связь с жизнью, изобразительным искусством. На уроке развивается диалогическая и монологическая речь обучающихся.
-
Фантастический и реальный мир сказок. 5-й класс 2011
Урок внеклассного чтения. В течение занятия ребята знакомятся с западноевропейскими мифами и сопоставляют их со славянской мифологией. Прослеживается путь постижения жизни через сказки.
-
Фантастическое в цикле "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В. Гоголя 2014
«Вечера на хуторе…» представляют собою великолепные картины жизни и быта украинского народа, из которых русский читатель впервые увидел народ Украины с тьмой обычаев, поверий, легенд, с песнями, юмором, особым складом речи, картинами родной природы. Своими «Вечерами…» Гоголь как бы включился в практическое разрешение той основополагающей проблемы, на которую указывалось, – проблемы народности литературы.
-
Фантастическое и реальное в произведениях Н.В. Гоголя. Повесть "Пропавшая грамота". 5-й класс 2013
На уроках литературы учащиеся знакомятся с произведением Н.В. Гоголя "Пропавшая грамота". Урок способствовал развитию у учащихся фантазии, воображения, речи, имел большое значение в нравственном мировоззрении, в укреплении дружеских отношений в классе, сплочении коллектива. Немаловажными являются задачи, решаемые во время игры: желание выступить в какой-либо роли, добровольно подчиняясь игровым правилам.
-
ФГОС на уроках литературного чтения с психологическими приемами на примере произведения Н.Н. Носова «Ступеньки» 2015
Курс литературного чтения в начальной школе закладывает основу дальнейшего образования, в котором чтение служит важным элементом всех учебных действий. Цель: достижение личностных, метапредметных, предметных результатов курса, заложенных в ФГОС, с психологическими приемами; помочь ребенку стать читателем, оказать благотворное влияние на его духовно-нравственное развитие.