Формирование "я"-образа в подростковом возрасте как фактор успешной социализации

Разделы: Литература


При социализации подростков сталкиваются два вида самостоятельности: первый определяется стихийными природными побуждениями, а второй сформирован культурой, обеспечивающей успешное включение личности в жизнедеятельность социума и образованием.

Детство и отрочество завершаются вторым открытием «я» в подростковом возрасте, в рамках которого решается главная задача отрочества – формирование идентичности, создание целостного «я». Таким образом, жизнь человека от рождения к своему финалу – процесс последовательного осознания человеком своей отдельности и переживание этой отдельности. В этом и заключается главная цель жизни человека. Только осознав себя, своё собственное «я», человек способен проявить свою неповторимость, индивидуальность; он при этом действительно свободен и счастлив от того, что «нашёл ответ на проблему человеческого существования» (Э.Фромм. Человек для себя).

Обозначив важность самоопределения в жизни подростка, нельзя не сказать о таком понятии, как самосознание. Процесс осознания собственного «Я» протекает легче и проще, чем раньше подросток начинает размышлять о себе, своих способностях и возможностях.

В подростковом возрасте у молодых людей вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развивается желание проникнуть в свой собственный мир. В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, у подростка начинает формироваться Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения человека.

Введём понятие «Я-концепции». Я-концепция – это обобщённое представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности, или: целостный образ собственного Я человека, представляющий собой относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознаваемую систему представлений человека о самом себе. Иначе говоря, перед подростком, обретшим способность к обобщениям, встаёт задача объединить всё, что он знает о самом себе, как о сыне, спортсмене, друге, учащемся и так далее. Все эти роли он должен собрать воедино, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей – психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и к чему нужно стремиться.

В подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими, поэтому у подростков формируется образ собственного «Я» («Я-образ», «Я-концепция»). В образ «Я» встраивается и отношение к самому себе: человек может относиться к себе фактически так же, как он относится к другому, уважая или презирая себя, любя и ненавидя и даже понимая или не понимая себя, – в самом себе индивид своими действиями и поступками представлен как в другом. Образ «Я» тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к самому себе. Как всякая установка, образ «Я» включает в себя три компонента.

Во-первых, когнитивный компонент: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д. Один подросток на первый план в своём Я-образе выдвигает внешний вид, который, как он полагает, ему придает особый стиль в одежде. Другой его сверстник – факт победы на последнем Конкурсе профессионального мастерства или предметной олимпиаде. Третий – тяжелое поражение на том же конкурсе/олимпиаде и затруднение в освоении математики, которая ему нелегко даётся.

Во-вторых, эмоционально-оценочный компонент: самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д.

В-третьих, поведенческий (волевой): стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение друзей и педагогов, повысить свой статус, или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.

Образ «Я» – и предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его «Я», а множество сменяющих друг друга «Я-образов», попеременно выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих своё значение в данной ситуации социального взаимодействия. «Я-образ» – не статическое, а динамическое образование личности индивида.

Степень адекватности «Я-образа» выясняется при изучении одного из важнейших аспектов – самооценки личности. Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков; оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности в обществе.

В педагогической деятельности в последние годы всё чаще стала сталкиваться с подростками из неблагополучных, малоимущих и многодетных семей, с опекаемыми и сиротами. Это зачастую эмоционально зажатые, или наоборот, слишком раскрепощённые учащиеся, создающие массу проблем не только другим, но и себе. Эта категория проблемных подростков страдает от неразвитости речевых умений, плохо осознаёт свой Я-образ. Таким подросткам сложнее реализовать  свои способности, что, естественно, отражается на дальнейшей самореализации.

Замечено, что одарённые подростки далеко не всегда могут установить контакт со своим окружением. В детстве, как правило, им не дают раскрыться и проявить свою индивидуальность. Восприятие и ценности творчески одарённого ребёнка отличаются от тех, что присущи социальной группе, членом которой он является. Происходит подавление собственного «Я».

Первостепенная задача для педагога на этом этапе жизни подростка: создать условия и ситуации, где бы способности учащихся, которые долгие годы были в позиции отшельников, могли бы реализоваться. Исходя из этого, я выработала оптимальную систему действий по развитию творческих способностей социально уязвимой группы, а отсюда – проблемной части подросткового сообщества. Рассмотрим поэтапно осуществляемые мной действия.

  • 1 этап. Определение исходного творческого потенциала учащихся.
  • 2 этап. Формирование положительного Я-образа учащегося.
  • 3 этап. Создание условий для проявления самостоятельности и инициативы при решении творческих задач, эмоциональной раскрепощённости.
  • 4 этап. Развитие творческих способностей (воображения и образного мышления учащихся) и перевод их в устойчивое свойство личности (поиск оригинальных решений и образная гибкость, мысленное синтезирование образа).

Первый этап складывается по-разному: кто-то раскрывается сразу, кому-то надо предоставить адаптационный период для формирования положительного Я-образа. Можно выявить такую закономерность: для активных, психологически открытых учащихся система работы такова, как это указано выше; для замкнутых, но творчески одарённых подростков третий и второй этапы меняются местами (таких подростков сложнее вытащить из скорлупы недоверия и закрытости). При сложившихся трёх этапах четвёртый этап не представляет сложности для работы педагога.

Задания, успешно работающие на реализацию названных задач, условно можно разделить на три основные группы.

Задания блока А. Речевое творчество (работа со словом, предложением, текстом).
Задания блока Б. «Открытые» творческие задания, стимулирующие творческое мышление.
Задания блока В. Задания, формирующие положительный Я-образ учащегося.

Среди последних:

1) Задания, предусматривающие знание литературного материала с преломлением собственного «Я»:

  1. Автобиография героя.
  2. Семья Болконских и Ростовых: в чьей семье я хотел бы расти и воспитываться.
  3. Я – человек мира или войны?

2) Задания-разработки темы на основе личных образов и ассоциаций (приём ассоциирования).

3)  Задания проблемные или ситуационные:

  • Если бы Раскольников жил в наши дни…
  • Стоя перед судом, чего бы я просил: прощения или справедливости.
  • Сильный характером человек – это…(по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»).

4)  Ролевые задания и нетрадиционные формы занятий:

  • Творческие уроки-спектакли.
  • Презентация героя.
  • Реклама книги, произведения, автора.
  • Придумывание и разыгрывание драматургического отрывка.
  • Уроки с включением тренинговых упражнений.

5) Художественное творчество обучающихся. Создание нового продукта: текста, иллюстрации, презентации и т.д.

Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором её поведения и деятельности. Хотя надо сказать, что и социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности.

Наиболее очевидны изменения в содержательной стороне самооценки подростков. Это объясняется тем, что именно в данный период, достаточно краткий по своей продолжительности, наблюдается резкий переход от фрагментарного и недостаточно чёткого видения себя к относительно полной, всеобъемлющей Я-концепции. Подростки-старшеклассники при оценке себя уже способны охватить почти все стороны собственной личности; их самооценка становится всё более обобщённой. Кроме того, совершенствуются так же и суждения относительно своих недостатков. И, если наиболее значимыми и хорошо осознаваемыми качествами своего Я для юноши выступают коммуникативные, волевые и интеллектуальные качества, что позволяет рассматривать их как основание ценностного отношения подростка к себе, то содержание самооценок девушек касается в большей степени осознания и оценки их взаимоотношений с другими людьми.

Кроме того, представленные выше примеры заданий на уроках литературы в старших классах хороши еще и с психологической точки зрения. В созданных историях могут «проигрываться» внутренние конфликты и потенциал наших взаимоотношений. Анализируя образ главного героя, мы можем составить целостную картину отношения подростка к окружающему миру, самому себе, индивидуального восприятия жизненных трудностей и способов их преодоления. Особое внимание следует уделять эпитетам, прилагательным, метафорам, применяемым в описании главного героя. Данные средства выражают эмоциональное отношение пишущего к себе. Мотивы поступков главного героя могут отражать собственную мотивацию автора, как реальную, так и потенциальную или скрытую; можно понять, какое поведение приводит героя к успеху: агрессия, помощь других, хитрость, сотрудничество, борьба.

Все перечисленные задания снимают у старшеклассников эмоциональный дискомфорт выражения собственного Я уже к концу первого года работы над реализацией проекта по формированию положительного Я-образа. Учащимся категории сирот, опекаемым помимо постоянного контроля над выполнением задания требуется словесная поддержка чаще, чем остальным категориям учащихся. Формирование положительное образа Я у таких учащихся проходит сложнее, занимает период более года. Среди условий, стимулирующих творческое мышление подростков можно выделить: разрешение/поощрение множества вопросов со стороны обучающегося; создание ситуации незавершённости или открытости; стимулирование ответственности и независимости; внимание со стороны взрослых и сверстников к интересам обучающихся; привлечение обучающихся к самостоятельным разработкам, наблюдениям, обобщениям.

Представленные задания по формированию Я-образа в подростковом возрасте  прошли апробацию.

Подводя итоги, можно заключить следующее. Подростковый период очень важен для  формирования у подростка самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания и самовоспитания и в целом – развития личности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы работы.

  1. Аспект самооценки подростков углубляется и переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами и на свои физические качества. В связи с увеличением критичности подростка к себе его самооценка становится более адекватной.
  2. Происходит дальнейшая эмансипация самооценки от внешних оценок, но оценка значимых других оказывает огромное влияние на характер самооценки подростка.
  3. Педагог способен оказать помощь в самоопределении подростка. Основными задачами должны стать: формирование видения альтернатив в ситуации выбора, становление внутренней системы критериев оценки.
  4. Формирование «Я-концепции» и Я-образа способствует углублённому проникновению в свой внутренний мир, успешному построению поведения молодого человека, обретению собственного места в окружающем мире.

Список литературы

  1. Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста. Средства качественной оценки образовательных систем. – Автореферат диссертации, Казанский госуниверситет, 2000.
  2. Аттестация учителей русского языка и литературы (методические рекомендации). – Москва: Айрис-пресс, 2005.
  3. Диагностика и коррекция профессионально-значимых качеств. – Екатеринбург: ИРРО, 1997.
  4. Занковский А.И. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность (Сборник научных трудов).– Свердловск: СИПИ, 1990.
  5. Майерс Дэвид. Социальная психология. – С.Петербург: Питер, 2002.
  6. Народное образование. Выпуски журнала за 2010-2014 годы.
  7. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста. – Вопросы психологии, 1996, №1.
  8. Райс Филипп. Психология подросткового и юношеского возраста. – С.Петербург: Питер, 2000.
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 томах. Том 1. – Москва,1989.
  10. Станкин М.И. Если мы хотим сотрудничать. – Москва: Академия, 1996.
  11. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. — Томск: Пеленг, 1993.