Формирование ключевых компетенций становится сегодня главной целью обучения, так как ласт возможность ученику повысить свои учебные достижения и решает вопросы снижения дефицита общения в обществе.
Формирование компетенций учащихся в процессе обучения представлена в документах об образовании:
- “Стратегии содержания общего образования”.
- “Концепции модернизации российского образования до 2010 года”.
- “Регионального компонента ГОСа в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области”.
“Концепция модернизации российского образования до 2010 года” предписывает внедрение компетенции и компетентностного подхода, “формирование новой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. современные ключевые компетенции”.
“Региональный компонент ГОСа в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области” дает возможность реализовать компетентностный подход в образовательном процессе.
Так как составляющими любой компетенции являются: владение знанием, содержанием компетенции, проявление компетенции в различных ситуациях, отношение к содержанию компетенции и объекту ее приложения, то коммуникативную компетенцию можно рассматривать с позиции трех составляющих: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной, личностно-ориентационной, где все компоненты составляют целостную систему личных свойств обучающихся. Поэтому коммуникативную компетенцию следует рассматривать как готовность ученика к самостоятельному решению задач на основе знаний, умений, качеств личности.
Анализ состояния преподавания русского языка, литературы и риторики показывает, что в школе недостаточно формируются навыки и умения устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке, литературе, риторике не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Это означает, что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена.
Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку, литературе, риторике – один из путей решения данной проблемы.
В основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Подход основан на положении П. Я. Гальперина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо идти от внешних практических материальных действий к действиям внутренним, теоретическим, идеальным. Т. е. обучение предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность под руководством учителя, а затем – самостоятельную. Речь идет о “зоне ближайшего развития”, которую необходимо учитывать при формировании коммуникативной компетенции.
Данный подход не противопоставлен традиционному, но и не тождественен ему, так как он фиксирует и устанавливает подчиненность знаний, умений, ставя акцент на практической стороне вопроса, расширяя содержание собственно личностными составляющими.
Чтобы формирование коммуникативной компетенции было результативным, более успешным, чтобы создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика, необходимо знать учебные возможности обучающихся данного возраста. С этой целью была проведена диагностика учебной деятельности учащихся 5 класса по методике доктора педагогических наук И. Н. Чередова. Необходимым условием эффективности диагностической работы явилось создание условий, вызывающих положительные эмоции. При определении учебных возможностей учащихся учитывались два параметра: обучаемость и учебная работоспособность. Одним из критериев определения уровня обученности являются оценки в журналах. Уровень сформированное ги интеллектуальных умений определяем в процессе познавательной деятельности путем наблюдения. Определив уровни сформированности данных качеств, устанавливаю общий уровень обучаемости каждого ученика. Уровень учебной работоспособности определяю путем наблюдения за физической работоспособность учащихся, сформированностью положительного отношения к учению. Определив уровни сформированности данных качеств, устанавливаю учебные возможности каждого. Высокий уровень обучения составил – 33%, средний – 67%. Определяю направление работы, подбирая методики, направленные на развитие интеллектуально-познавательной среды: методика формирования осознанности управления вниманием при работe с вербальным текстом (система смысловых приемов работы с текстами Л. Бельковец, методика запоминания материала в заданной последовательности К. К. Мальцевой по составлению опор, система упражнений развивающих механизмы речи.
Коммуникативная компетенция определяется, как творческая способность обучающегося пользоваться инвентарем языковых средств, который складывается из знаний и готовности к их адекватному использованию.
Коммуникативные компетенции отслеживаются на уроках русского языка, литературы, риторики в 6-м классе. (Образовательная программа “Школа-2100”). Авторы программы “Школа-2100” предлагают технологию проблемного обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний: учащиеся сами формулируют цели урока, определяют проблему, и мы вместе ищем пути решения проблемы. Особый подход к развитию связной устной и письменной речи в данной программе состоит в том, что авторы исходят из того, что нельзя “развивать речь вообще”, а следует сосредоточиться в каждом классе на определенных разновидностях устной и письменной речи. Они считают, что в 6 классе по теме “Развитие речи” необходимо знать:
- понятие текста и его структуры; (1)
- понятие стиля, виды стилей и их особенности;
- способы и средства связи предложений в тексте;
- определение абзаца и знание его функций;
- понятие стилистической окраски слова и его текстообразующей функции;
- определение диалога и монолога;
- способы передачи чужой речи;
- определение прямой и косвенной речи;
- особенности строения делового повествования. (9)
Уметь
1. Владеть продуктивными навыками различных видов устной и письменной речи
а) устной научно-учебной речи:
- определять научный стиль речи;
- читать тексты изучающим чтением, владеть отдельными приемами ознакомительного чтения;
- выделять в тексте ключевые слова;
- ставить вопросы к тексту;
- составлять план текста;
- составлять устный развернутый ответ и пересказ текста;
- делать сообщение на лингвистическую тему.
б) письменной научно-учебной речи:
- писать изложение научно-учебного текста;
- писать сочинение-повествевание на лингвистическую тему;
в) устной разговорной речи:
- отвечать на вопросы учебника;
- вести диалог;
- владеть этикетными средствами языка;
- описывать речевую ситуацию на основе текста, рисунка;
- определять свои коммуникативные удачи (неудачи);
- формировать явно (вслух), неявно (про себя) коммуникативное намерение;
- ориентироваться в ситуации общения, учитывая адресат;
- анализировать, оценивать;
- аргументировать свой ответ;
в) письменной разговорной речи с элементами художественной:
- создавать собственные тексты;
- редактировать текст;
- пересказывать текст
г) устной художественной речи:
- определять художественный стиль речи;
- различать широкие и узкие темы;
- читать тексты изучающим чтением;
- выполнять задания к свободным диктантам, к изложениям;
- пересказывать текст;
- составлять устный рассказ по опорным словам и словосочетаниям.
д) письменной художественной речи:
- писать свободные диктанты;
- писать подробное обучающее изложение;
- писать сочинение – описание разных жанров;
- писать аннотацию и отзыв;
- находить и устранять повторы – недочеты;
- использовать в письменной речи особенности частей речи, синтаксических конструкций.
2. Развивать виды речевой деятельности:
- работать с заданиями к тексту;
- переходить с одного вида чтения на другой.
3. Развивать грамматический строй речи:
- уметь ставить слова в нужную форму;
- уметь конструировать словосочетания и предложения;
4. Обогащать словарный запас слов:
- наблюдать за лексическим значением слов;
- использовать в речи слова с новым лексическим значением;
- говорить и читать с соблюдением норм произношения.
Цель развития коммуникативной компетенции: получение количественной и качественной информации о сформированности данной компетенции обучающихся.
Основными задачами формирования коммуникативной компетенции являются: формирование функциональной грамотности учащихся, формирование продуктивных навыков и умений в различных видах устной и письменной речи, формирование у учащихся “общелингвистической компетентности”, что необходимо для успешного овладения другими предметами.
Главным принципом формирования коммуникативной компетенции является личностная адресованность образования. Поэтому тема “Развитие речи” реализуется в первую очередь в возможности ввести учащихся в содержание данной темы различными путями в зависимости от личностно-психологических и физиологических особенностей шестиклассников.
Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы. Исследовательский подход к темам литературных произведений помогает рассматривать жизнь литературного героя как учебное исследование. А дискуссия по результатам сочинений дает возможность высказать свою точку зрения, послушать других, поспорить.
Ученые считают, если в 10–11 лет наступает пик интереса ребенка к окружающему миру. И если интерес ребенка не будет удовлетворен, то он угаснет. Помогают поддерживать этот интерес и традиционные читательские конференции, где учащиеся знакомят одноклассников с самыми интересными прочитанными книгами, отзыв о которых записывают в читательских дневниках. На уроках риторики учащимся очень нравятся ролевые игры, где они учатся культуре общения.
Формирование коммуникативной компетенции предполагает процессуально-результативный подход, т. к. об эффективности работы можно судить только по результату. Любой результат предполагает оценку. Для оценки использую таблицы № 1–4.
Таблица № 1
Оценка проявления коммуникативной компетенции
Информационно-предметная |
||||||
Ф. И. учащегося | Знает источник информации | Знает способы преобразования информации | Знает стили подачи информации | Знает содержание раздела | Общее кол-во ком-ых проявл % |
Уровень проявления |
1. |
Факт единичного проявления фиксируется знаком “+”. Общее количество коммуникативных проявлений определяется в %. Затем определяется уровень проявления коммуникативной компетенции. До 50% – низкий, 50–70% – средний, 70–100% – высокий.
Таблица № 2
Оценка сформированности коммуникативной компетенции (деятельностно-коммуникативная)
Ф. И. учащегося | Умения | Вид речевой деятельности (комплекс операций) | Проявление видов коммуникативных действий | Зона ближайшего развития | % реализации | Уровень реализации | ||
действия | всего | с помощью учителя | сам | |||||
1 | 1. Владеть продуктивными навыками различных видов устной и письменной речи | – делать устное сообщение на
лингвистическую тему; – писать изложения – писать сочинения – вести диалог |
Факт единичного действия фиксируется знаком “+”. Общий результат переводится в % и определяется уровень коммуникативной компетенции каждого учащегося. 50% – низкий, 50–70% – средний, 70–100% – высокий.
Таблица № 3
Проявление коммуникативной компетентности
Ценностно-ориентационная |
|||||||
Ф. И. учащегося | Ответственность (как способность делать свое высказывание понятным) | Культура общения | Умение проявлять личную гражданскую позицию в общении | Умение принимать общечеловеческие ценности | Умение мыслить критически | Оценка | |
% | уровень | ||||||
1 |
Факт единичного проявления учащимися вида коммуникативного действия фиксируется знаком +. Подсчитывается общий результат, переводится в %, определяется уровень сформированности ценностно-ориентационной составляющей у каждого учащегося. 50% – низкий, 50–70% – средний, 70–l00 – высокий.
Индивидуальное показатели оценки по каждой таблице: таблице № 1, таблице № 2, таблице № 3 заносятся в сводную таблицу № 4, которая помогает определить уровень сформированности коммуникативной компетенции у каждого ученика по двум составляющим: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной.
Окончательный результат (уровень сформированности коммуникативной компетенции) находим путем сложения двух показателей, отмеченных в таблице в процентах по каждой составляющей: предметно-информационной и деятельностно-коммуникативной, делим на количество составляющих (их две). Получаем результат в процентном отношении. Затем по специальной шкале, где 50% обозначает низкий уровень сформированности 50–70% средний, 70–100% – высокий, оцениваем уровень сформированности коммуникативной компетенции каждого ученика в процентном отношении.
Ценностно-ориентационная составляющая в таблицу № 4 не входит, так как только количественно ее оценить невозможно. Уровень оценки ценностно-ориентационной составляющей представляет особую трудность. Поэтому в оценке данной составляющей используются результаты самодиагностики учащихся, анкетирования учащихся, наблюдения педагогов. И в результате экспертного заключения педагогов, работающих в данном классе, делаются выводы по наличию или отсутствию необходимых качеств личности, которые в дальнейшей работе постоянно корректируются.
Таблица № 4
Уровни сформированности коммуникативной компетенции учащихся
Ф. И. учащегося | Предметно-информационная | Деятельностно-коммуникативная | Уровень сформированности |
1. |
Определение уровня сформированности коммуникативной компетенции помогает более объективно подойти к результату обученности учащихся по данной теме.
Методы диагностики
1. Опрос.
2. Самодиагностика.
3. Тестирование.
4. Анкетирование.
Лист самодиагностики
(деятельностно-коммуникативная)
Размышляя о своем речевом участии на уроке по данному предмету, ты понимаешь, что что-то тебе дается легко, а что-то с трудом. Ты можешь рассказать о своих трудностях. Напротив предложений поставь цифры знак “+”, в зависимости от того, насколько ты считаешь, данное умение проявляется или не проявляется.
Отвечай честно и откровенно. Помни: трудности могут быть у каждого. Определив трудности, легче их преодолеть.
Коммуникативные умения | Скорее тяжело | Скорее легко | |
Сделать это мне. . . | |||
1. | Сделать устное сообщение на лингвистическую тему | ||
2. | Составить план текста | ||
3. | Пересказать текст | ||
4. | Ответить на вопрос | ||
5. | Написать изложение | ||
6. | Написать сочинение | ||
7. | Вести диалог | ||
8. | Владею этикетными средствами языка | ||
9. | Определить свои удачи (неудачи) | ||
10. | Анализировать и оценивать ответ | ||
11. | Писать отзыв | ||
12. | Использовать в речи новые слова |
Лист самодиагностики
(ценностно-ориентационная)
Коммуникативные ценности | “да” | “нет” | “не знаю” | |
1. | Я осознаю свою ответственность в том, что любое мое высказывание должно быть понятным | |||
2. | Я владею культурой общения | |||
3. | Я могу испытывать чувство гордости за успехи одноклассников | |||
4. | Я могу признать свою ошибку | |||
5. | Я могу доказывать свою точку зрения | |||
6. | Делаю выводы. |
В результате проведения самодиагностики делается вывод учащимися, а затем педагогом о наличии или сформированности тех или иных знаний, умений, качеств личности.
Лист самодиагностики
(предметно-информационная)
Коммуникативные ценности | “не знаю” | “Знаю, но не твердо” | “знаю хорошо” | |
1. | Определение текста, структуры текста | |||
2. | Стили речи и их особенности | |||
3. | Способы и средства связи предложений в тексте | |||
4. | Определение диалога и монолога | |||
5. | Способы передачи чужой речи | |||
6. | Определение прямой и косвенной речи |
Анкета
(предметно-информационная)
1. Осознаю недостаток информации по предмету.
2. Применяю предложенный учителем способ получить информацию из указанного источника.
3. Понимаю полученную информацию.
4. Понимаю выводы по определенному вопросу.
5. Осознаю, какой информацией по вопросу владею, какой – нет.
6. Применяю предложенный учителем способ получить информацию из нескольких источников.
7. Умею приводить аргументы.
8. Использую полученную информацию в своей деятельности.
9. Осознаю свои проблемы в общении.
10. Соблюдаю способы преобразования информации.
11. Выбираю информационные источники, которые соответствуют цели моей работы.
Анкета
(деятельностно-коммуникативная)
1. Понимаю проблемы, цели и задачи.
2. Имею общее представление о результатах своей деятельности.
3. Высказываюсь по поводу полученного результата.
4. Формулирую цель и задачи (сам, с помощью учебника).
5. Планирую свою деятельность.
6. Умею оценивать процесс деятельности и результат.
7. Анализирую свою деятельность.
8. Работаю с вопросами на уточнение.
9. Умею работать в группе.
10. Умею устанавливать контакт с аудиторией.
11. Соблюдаю нормы изложения текста.
Итак, работе по формированию коммуникативной компетенции предшествовало изучение возможностей учащихся. По результатам диагностики были подобраны соответствующие методики, которые помогли формированию ключевых компетенций, где коммуникативная является основной. Для объективной оценки сформированности данной компетенции использовали результаты сводной таблицы № 4, самодиагностики учащихся, результаты анкетирования учащихся, результаты наблюдений и экспертного заключении педагогов, работающих в данном классе. Так как ценности не диагностируются, то результаты экспертного заключения ценностно-ориентационной составляющей необходимо постоянно корректируют в дальнейшей работе.
Сформированность коммуникативной компетенции в процессе обучения предметам вооружает учащихся языковым инструментарием, который поможет школьнику быть успешным и реализовать себя в любой творческой деятельности.