Формирование компетентной личности с помощью организации и постановки кукольного спектакля по "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина во внеурочной деятельности

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Классное руководство


Цель мероприятия: поставить на сцене кукольный спектакль по "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина.

Задачи мероприятия: создать комфортные условия для самореализации обучающихся, для сплочения классного коллектива; формировать умения:

  • работать в коллективе;
  • работать с информацией;
  • решать проблемы; воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, бережное отношение к книге как источнику информации, к слову художественного произведения; развивать способность к эмпатии, рефлексии;
  • обогатить эмоциональную сферу обучающихся;
  • профориентация через ролевую игру. (слайд 2)

Презентация.

Организация и постановка кукольного спектакля – прекрасный способ привлечения детей с разными способностями во внеурочную деятельность.

Сделать времяпрепровождение ребят после уроков интересным, полезным, познавательным – вот задача внеклассных мероприятий в школе. Всегда приятно и легко работать с детьми инициативными, талантливыми, артистичными. Однако очень часто в настоящее время классный руководитель сталкивается с безынициативностью, пассивностью даже младших школьников. Почему такое происходит? Современная жизнь с приоритетом материального благополучия, активное развитие современных технологий наряду с положительными моментами несут в нашу жизнь и много отрицательного. Интерес школьников к живому общению постепенно угасает – вот что настораживает. Даже активные по своему темпераменту дети становятся неспособными проявить себя в жизненных ситуациях, так как они не знают, чем заняться, как найти общий язык с другими ребятами, как организовать свою деятельность.

Основной целью классного руководителя является формирование классного коллектива, несмотря на быстро растущие в обществе западные идеи обособленности, индивидуализма, закрытости. Не надо забывать, что для русских людей характерно стремление к коллективной деятельности. Как развить в детях чувство коллективизма, взаимопомощи, умение действовать сообща? – вот на какой вопрос-проблему должны ответить учителя по новым ФГОС, формируя кооперативную, коммуникативную компетенции обучающихся. Это сложная задача, от решения которой зависит во многом формирование характера подростка.

С проблемой интровертных младших школьников я столкнулась, когда стала классным руководителем в пятом классе. Очень скоро я поняла, что большая часть ребят моего класса интроверты, так как они терялись, забывали слова, когда надо было показать себя на публике, хотя на репетициях все было хорошо: слова выучены, работа над выразительностью речи проведена, на выступление настроены.

Я видела, что ребята желают деятельности, но показать себя не могут. Тогда мне пришла в голову идея поставить кукольный спектакль. На эту мысль меня натолкнул свой собственный ребенок. На День рождения дочке подарили куклы для кукольного театра. Столько радости было у ребенка в глазах, когда она видела, как оживают игрушки! Все внимание устремлялось на игрушку, а артист мог делать все, что угодно, без лишнего внимания со стороны. Вот это подходило ребятам моего класса!

Школа, в которой я работаю, носит имя А.С.Пушкина. Ежегодно в нашей школе в феврале проводятся мероприятия, посвященные памяти великого писателя. С шестиклассниками я решила поставить кукольный спектакль по “Сказке о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина. Сейчас с полной уверенностью могу сказать, что идея была великолепной. Ширма – это как раз та грань, за которой у ребят исчезали боязнь, страхи, неловкость, неуверенность.

Сразу хочется отметить, что в школе никакой базы для постановки кукольного спектакля не было. Приходилось делать все с нуля.

Всю работу условно можно разделить на три этапа: первый этап – подготовка к спектаклю; второй этап – репетиции; третий этап – выступление.

Этап подготовки к выступлению оказался самым длительным. Вместе с ребятами мы определили основные задачи:

1) подготовить ширму, декорации, куклы;

2) работать с текстом сказки, написать пьесу. (слайд 3) Работа по целеполаганию очень важна для учеников, так как учит ставить цель, определять задачу, а затем искать способы решения или продумывать шаги к достижению цели.

Для решения первой задачи нам пришлось привлечь родителей. Отцы смастерили ширму, которая состояла из трех сколоченных из брусков прямоугольников, обтянутых материалом и скрепленных петлями. Работа с мужчинами принесла много пользы. Мальчики общались с отцами, помогали им. Дети лучше узнавали своих родителей в совместном труде. Приобретались трудовые навыки, навыки общения со старшим поколением, что очень ценно в наше время. (слайд 4)

Мы приобрели книги в качестве путеводителя по незнакомому нам миру. (слайд 5) В этих книгах мы нашли ценные рекомендации по изготовлению театрализованной сцены, по изготовлению и по оживлению кукол. Оказалось, что не так-то просто, как казалось на первый взгляд, работать с куклами, сделать так, чтобы кукла ожила. Действовать по схеме, по инструкции – важнейший навык, который в жизни обязательно пригодится. Дети понимали, что нужно прочитать инструкцию, прежде чем приступать к какой-либо работе. Мы не раз читали, усваивали последовательность действий: как куклу держать, как ее вести по сцене и т.д.

Детьми, кроме того, приобретался навык работы с информацией. Мы еще раз убедились на практике, что книга действительно лучший помощник и советчик.

Как усваивалась информация? Мы садились за стол, кто-то читал вслух, потом обсуждали прочитанное, пробовали сделать по инструкции. Умение усваивать информацию на слух, обсуждать в ходе беседы, делать по инструкции – эти умения способствуют формированию коммуникативной компетенции у детей.

Чтобы действовать дальше, мы решили разделиться на группы. По ходу работы с группами велась профориентационная работа. Ребята знакомились с творческими профессиями, получали начальные навыки в совсем незнакомых им областях деятельности. Знакомство с профессиями проходило в форме ролевой игры, что способствовало усилению мотивации к деятельности. Мы разбирались, чем сценарист отличается от режиссера, кого называют модельером, стилистом.(слайд 6)

  • 1-я группа – “Режиссеры - сценаристы”;
  • 2-я группа – “Художники-декораторы”;
  • 3-я группа – “Модельеры”.

Ребята первой группы вместе с классным руководителем работали с текстом сказки. Наша цель – написать сценарий сказки. Что мы делали? Мы писали ремарки к сказке, продумывали каждый шаг. В ходе работы мы разделили сказку на пять действий. Каждое действие заканчивалось сменой декораций.

Вот пример текста с ремарками. (слайд 7) Следует отметить, что работа по написанию сценария сказки – творческий процесс, интересный для детей, которые на основе полученной информации, пытаются зрительно представить сказку на сцене, предлагают свои решения возникающих по ходу проблем.

Жил старик (кланяется) со своею старухой (кланяется)
У самого синего моря (шум моря, двигаются волны);
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу (бросает невод, тянет его назад),
Старуха пряла свою пряжу (прядет, т.е. двигает руками).
(Пауза. Старуха исчезает.)
Раз он в море закинул невод (старик бросает невод),-
Пришел невод с одною тиной (тянет, трясет невод).
Он в другой раз закинул невод (бросает невод),-
Пришел невод с травой морскою (тянет, трясет невод).
В третий раз закинул он невод (бросает невод),-
Пришел невод с одною рыбкой (в неводе рыбка),
С непростою рыбкой,- золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
(Старик не двигается, а рыбка двигается.)
“Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь”.
(Старик развел руками, попятился назад.)
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
(Старик убирает с рыбки невод.)
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
(Рыбка не двигается, а старик двигается.)
“Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе”.

(Старик поворачивается в сторону своей избы, рыбка исчезает. Появляется старуха со старым корытом.)

Работа с текстом, вчитывание буквально в каждое слово, внимание к каждому знаку текста – это дорогого стоит! Данный прием работает на формирование информационной компетенции у учеников. Переписывание от руки классического текста с ремарками развивает воображение, двигательную память, языковое чутье, литературный вкус, формирует орфографическую зоркость. Работа над почерком помогает вырабатывать аккуратность, прививает усидчивость, влияет на формирование уравновешенного характера.

Далее готовая пьеса печаталась на компьютере. Ребята с удовольствием выполняли это поручение. Не с первого раза все получалось: то ошибки, то не совсем правильно размещен текст. Перепечатывали. Переписывали. Трудились. Развивались. В ходе работы выявились дети, у которых каллиграфический почерк, кто лучше других напечатал. Ребята зарабатывали авторитет в коллективе, имея разные способности.

В ходе работы над пьесой у нас возникает проблема: как мы будем заполнять свободное время, пока идет смена декораций? Ребята пытались сами найти выход из сложившейся ситуации. Необходимо давать возможность ученикам самим решать текущие вопросы-проблемы. Это мотивирует ребят к деятельности. Такие действия способствуют формированию у обучающихся компетенции решения проблем.

В конечном итоге мы решаем выбрать двоих ведущих, которые будут беседовать с публикой в зале, пока идет смена декораций.

Чем будем развлекать зрителей? Мы решили задавать вопросы по просмотренной пьесе на внимание и давать исторические комментарии. Последнее предлагает классный руководитель, но почва подготовлена еще на этапе написания пьесы: многие слова по ходу углубленного чтения детям были непонятны – учителю приходилось объяснять. Теперь ребята будут объяснять зрителям.

Итак, вот список вопросов по тексту сказки. (слайд 8)

  • Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря?
  • Что означает фразеологизм “белены объелась”?
  • Сколько раз закидывал старик невод в море?
  • Как вы понимаете значение слова “сварливая (баба)”?
  • Что просит старуха у рыбки? Перечислите.
  • Завершите строчки:

Что же он видит? Высокий ...(терем).

На крыльце стоит его ...(старуха)

В дорогой собольей ...(душегрейке),

Парчовая на маковке ...(кичка),

Жемчуги огрузили ...(шею),

На руках золотые ...(перстни),

На ногах красные ...(сапожки).

  • Как ругает старика старуха? Как называются такие слова?
  • Почему старуха называет старика “старый невежа”? Как вы понимаете значение слова “невежа”?
  • Подберите синоним к слову “молвить”. А теперь - однокоренное слово.

А вот какие исторические комментарии мы использовали. (слайд 9)

Столбовоме дворямнство — в дореволюционной России представители дворянских родов, относившиеся к древним потомственным дворянским родам. Название происходит от так называемых Столбцов — средневековых списков о предоставлении представителям служилого сословия поместий на время их службы.

Старче – это утратившаяся со временем форма звательного падежа имени существительного.

Кичка – старинный праздничный головной убор замужней женщины.

Терем – высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками в Древней Руси.

Пряник печатный. По способу приготовления пряники делят на три вида: печатные, вырезные и лепные. Печатный — самый распространённый, изготавливался с помощью пряничной доски, сделанной из дерева твёрдой породы.

Поиск в тексте сказки интересной информации формирует познавательные мотивы, а также регулятивную и информационную компетенции обучающихся. Вопросы и комментарии формируют внимание у зрителей, стимулируют обучающихся к более внимательному просмотру пьесы. Кроме этого, велась лексическая работа: ребята работали с устаревшими словами, фразеологизмами, просторечными словами, подбирали синонимы, однокоренные слова, определяли лексическое значение слов.

Выбрали двоих ведущих: мальчика и девочку. Написали под руководством классного руководителя вступительное слово к пьесе, в котором рассказали, чему посвящено мероприятие, вспомнили, сколько лет носит наша школа имя А.С.Пушкина, в связи с чем школе было присвоено это имя. Внимание к данной информации способствует формированию чувства патриотизма, что необходимо прививать в подростковом возрасте.

Далее распределили слова с вопросами и комментариями на четыре перерыва. И заключительное слово – представление артистов: ребята с игрушкой на руке под аплодисменты зала выходят по очереди на поклон из-за ширмы. Ведущие знакомят зрителей с актерами.

Работа с ведущими оказалась и сложной, и интересной. Ребята боялись пассивности зрителей. А вдруг никто не будет отвечать на вопросы? Что тогда делать? Как себя вести? Чтобы помочь детям, я предложила познакомиться с литературой по ораторскому мастерству, по общению с публикой, кроме этого, мы решали разные ситуативные задачи. В результате ребята стали более уверенными в себе, были готовы к любой ситуации.

Рекомендации психологического плана очень необходимы ученикам во время выступлений. На это классный руководитель обязан обращать внимание. Предлагая ребятам способы действия в критических, напряженных ситуациях для преодоления страха, мы тем самым постепенно формируем личностную компетенцию обучающихся. Ребята учатся владеть собой, мобилизовываться в нужный момент. Для жизни это очень важное умение.

Вторая группа ребят занималась декорациями к сказке. (слайд 10) Нам необходимо было два полотна на ширму: с изображением берега моря и самого моря. Мы придумали сделать на веревках волны, которые двигались по морю, потому что в сказке море бушует все сильнее и сильнее. Так мы смогли наглядно выразить авторскую идею. Музыкальное сопровождение со звуками морского шума нам в этом еще больше помогло.

Еще нам понадобились изображения ветхой избы, дома дворянки, дворца царицы и, конечно, корыта, причем старого и нового. Эти рисунки крепились к задней стене сцены, а корыто – к ширме.

В группе “Художники-декораторы” работали дети не только с выраженными художественными способностями, которые посещали Школу искусств, но и все желающие. В 6 классе ребята любят рисовать. А когда после уроков кабинет превращается в творческую мастерскую, где можно красками рисовать траву и море, ребята приходят в восторг!

Ребята третьей группы шили одежду для привередливой старухи, которая по ходу спектакля несколько раз переодевалась. (слайд 11) Развивали мелкую моторику рук. Причем шили одежду для старухи мальчики под руководством бабушки одного из них, согласуя модели одежды с классным руководителем и другими ребятами. Костюмы крестьянки, дворянки, царицы нашли в Интернете. Кукол вяли из Детского дома творчества р.п.Колышлей (деда и бабу), но одевать пришлось самим. Куклам освежили прически. Девочки изготовили рыбку из картона с красивым вьющимся хвостом и длинными ресницами. Связали невод. Период подготовки завершен.

Настало время репетиций. (слайд 12)

Задачи этапа:

1) работать с куклами (слайд 13);

2) работать над выразительностью речи (составление партитуры текста), дикцией, знакомиться с приемами ораторского мастерства (слайд 14);

3) учиться выходить на поклон (слайд 15);

4) бороться со страхом публичных выступлений (слайд 16);

5) работать с ведущими: учиться работать с публикой, решать ситуативные задачи. (слайд 17)

Огромным плюсом было то, что детям не требовалось заучивать слова наизусть, можно было подсматривать в листок. Однако после многочисленных репетиций слова знали все, а то обстоятельство, что рядом есть шпаргалка, успокаивало, вселяло уверенность в себе. Находясь за ширмой, ребята без стеснения играли. Иногда на репетициях присутствовали ребята из других классов. Это вырабатывало уверенность перед публикой (шпаргалка - рядом, зрители – по ту сторону ширмы!).

Работали над выразительностью речи, над дикцией (учили скороговорки). Учила ребят составлять партитуру текста (интонационный рисунок, ритмические и психологические паузы, логическое ударение).

Работа с куклами не сразу удавалась. Оказалось не так-то просто держать куклу над ширмой, правильно ее водить и одновременно выразительно говорить, вжиться в образ.

А это психомоторное развитие ребенка.

Последнее, чему учились на репетициях, - выходить к зрителю на поклон. Учились интеллигентно и артистично представиться публике. Умение представиться – важное умение в жизни. Многие дети не могут показать себя. Рекомендации взрослого или других ребят помогут сформировать это умение.

Выступление – это праздник для артистов! (слайд 18) А еще это итог проделанной работы, проверка для ребят, ведь только работа в дружном коллективе, где один за всех и все за одного, может дать хороший результат. Я знала, что затраченные усилия не могут быть напрасны, потому что уже в ходе постановки и репетиций ребята многому научились, многое узнали. Было интересно, как поведут себя ребята на публике. Смогут ли победить чувство страха? Как смогут представиться в конце спектакля зрителям?

У нас все получилось! Я была рада видеть, как мои шестиклашки настроены на выступление. На сцене была настоящая команда, где в нужный момент каждый был готов прийти на помощь. Было отрадно видеть, что все страхи нам удалось побороть. А когда ребята выходили на сцену в конце спектакля, я была поражена тем, что многие дети, от которых я даже не ожидала, интересно представились: кто-то подмигнул, кто-то сделал элегантный жест, девочки мило приседали. Восторженное состояние подвигло ребят на экспромт, который им очень удался. Я же поняла, что уроки не прошли зря. Ребята научились, а главное, самостоятельно применили знания на практике.

Представление показывали младшим школьникам и пятиклассникам. По тому, какая тишина стояла в зале во время спектакля и насколько активны были зрители во время перерывов, можно было говорить о полном успехе мероприятия.

После спектакля, когда пришли в свой родной кабинет, стали делиться впечатлениями. Тогда я в полной мере поняла, насколько нужны подобные впечатления нашим школьникам! Как ценно то, что получили дети во время совместной деятельности, для всей их последующей жизни! Еще долго мы делились впечатлениями после уроков.

Еще долго пересматривали фотографии. У ребят очень скоро стали возникать новые идеи, которые можно воплотить с помощью кукол. Даже на уроках мы несколько раз играли в куклы при изучении басен, сюжетных стихотворений.

Магия кукол действительно существует. Играть в куклы нужно как можно дольше. У нас, взрослых, сложилось стереотипное мнение, что современным детям интересны только компьютерные игры. Это не так. Старая добрая игра в куклы в разных формах – это то, чего не хватает младшим школьникам, да и не только им... Просто необходимо уделить детям больше времени (ведь компьютер – это очень удобно, но...). Давайте продлим нашим детям детство!

Итак, подведу итог. (слайд 19) Постановка кукольного спектакля в школе помогла мне сплотить ребят, которые смогли самореализоваться в полной мере. Все цели мероприятия были достигнуты. Спектакль помог мне сблизиться с детьми и их родителями. Многие родители присутствовали на представлении и порадовались достижениям своих детей. У ребят возрос интерес к русскому языку и литературе, они стали более ответственно подходить к выполнению домашнего задания. Дети стали более организованными, уверенными в себе, ответственными. В классе была ученица с проблемной дикцией, да еще она заикалась. После совместной деятельности, в ходе которой девочка всем помогала: рисовала, переписывала текст, шила, - одноклассники к ней стали относиться доброжелательно, хотя до этого никак ее не принимали. Кроме этого, доброжелательное отношение со стороны одноклассников помогло ребенку бороться с заиканием во время ответов на уроках. Девочка действительно стала меньше заикаться, потому что чувствовала поддержку, добрую атмосферу в классе.

Как классный руководитель и учитель я получила огромное удовлетворение от работы, а ребята – массу впечатлений, знаний, умений и навыков. В ходе работы ребята знакомились с разнообразными способами действий, вырабатывали умения и навыки, которые способствовали формированию компетентной личности, способной ставить цель, решать проблемы на пути к цели, работать с информацией, трудиться в коллективе, помогать или просить помощь, что очень необходимо в современном обществе. Знания по психологии, профориентация тоже очень важны для последующей жизни. А самое главное – это незабываемые эмоции, впечатления, которые останутся в душах детей на всю жизнь как одно из ярких воспоминаний о школе.

(слайд 20)