1.2. Наименование педагогического опыта: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в условиях информационной образовательной среды»
1.2.Автор – разработчик педагогического опыта: учитель русского языка и литературы Щеколдина Лариса Альбертовна
1.3.Тип и вид представляемого образовательного учреждения: Муниципальное автономномное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №94» г. Тюмени Тюменской области.
1.4. Период формирования и функционирования педагогического опыта:
На первом этапе (2008-2009 гг.) мною был обобщён опыт по теме «Формы и методы развития коммуникативной культуры школьника», который формировался на протяжении пяти лет работы в 7-11 кассах. Проведённая рефлексия определила необходимость поиска новых условий и средств формирования универсальных учебных действий. Выделенные проблемы были соотнесены с основными направлениями модернизации школьного образования, определены цели и задачи, этапы работы, необходимые для инновационного проекта. Разрабатывалась модель формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
На втором этапе (2010-2011 гг.) изучались возможности информационно- интегрированного продукта «КМ-Школа», цифровые образовательные ресурсы, Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения в основной школе; проводилась локально на базе 7 класса интеграция информационно- коммуникационной технологии в образовательную среду. Как учитель прошла дистанционно обучение в ООО «КМ Образование» по программе тьюторов «Профессиональное развитие педагога в условиях использования ИИП «КМ-школа»».
На третьем этапе (2011-2012 гг.) осуществлялась инновационная деятельность по внедрению технологии в урочную и внеурочную деятельность; менялся характер взаимоотношений между субъектами образовательного процесса, подлежала изменению организация учебного пространства. Начала применять в работе современные информационные технологии, цифровые предметно- методические материалы, представленные в рамках общероссийского проекта «Школа цифрового века».
На четвертом этапе (2012-2013 гг.) обобщались результаты инновации, вызвавшей интерес у большинства педагогов школы, начавших широкое внедрение в практику работы программы «КМ-Школа» для формирования универсальных учебных действий.
1.5. Адрес педагогического опыта
Педагогический опыт адресуется учителям русского языка и литературы, другим учителям-предметникам, учителям начальных классов, школьным библиотекарям.
2. Актуальность педагогического опыта
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения усиливает направленность на формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и информационно-коммуникативных). Модель выпускника новой информационной культуры предполагает владение компьютерной грамотностью, которая позволит ему успешно интегрироваться в информационное образовательное поле и быть конкурентоспособным на современном рынке труда. ИКТ-компетентность школьников формируется в рамках всех предметов и внеурочной деятельности. Умение взаимодействовать в информационном пространстве школы и социальных сетях, соблюдать нормы информационной культуры, этики и права – новые требования, предъявляемые к результатам выпускника основной школы. Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии универсальных учебных действий в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. Перед учителем-предметником основной школы встаёт задача: «учить ученика учиться в общении». В результате изучения предмета «русский язык» и «литература», в ходе внеурочной деятельности по предмету у выпускника основной школы будут формироваться УУД на основе учебного сотрудничества и умения учиться в общении.
На решение этих и других задач, определенных ФГОС, и направлен проект «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в условиях информационной образовательной среды». В процессе работы над темой были изучены возможности современной информационной образовательной среды: средства обучения, повышающие эффективность и качество подготовки школьников; инструменты познания за счёт организации разновозрастного сотрудничества, совместных учебных проектов ученика и учителя; возможности оперативного контроля и обработки результатов учебной и внеурочной деятельности. Инновационный проект решает проблему индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, проблему учебной мотивации в критический период развития школьника, создает новую модель «взаимодействия участников образовательного процесса». Содержание и условия коммуникации «обусловливают развитие способности школьников к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе». Именно поэтому особое внимание в проекте уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий 1.
_______________
1 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. -М.: Просвещение, 2011.с.123.
3. Новизна педагогического опыта
По содержательной форме мною представлен практико-ориентированный педагогический проект, так как в процессе его реализации предполагается формирование коммуникативных универсальных учебных действий, которое происходит через учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в условиях современной информационной среды. Притом приоритетное внимание уделяется формированию следующих умений: умению сотрудничать в группе и приобретать опыт такой работы; практическому освоению морально- этических и психологических принципов общения и сотрудничества; умению определять цели и выбирать адекватные стратегии коммуникации. В проекте представлены условия, средства, способствующие формированию и развитию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся и достижению ими личностных результатов образования.
Инновационный потенциал данного проекта вижу в том, что наряду с учебным сотрудничеством со сверстниками важную роль в развитии коммуникативных действий играет сотрудничество с учителем, что обусловливает высокий уровень требований к качеству педагогического общения. Партнёрская позиция может быть признана адекватной возрастным психологическим особенностям подростка, задачам развития, в первую очередь задачам формирования самосознания и чувства взрослости. 2
_______________
2 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. -М.: Просвещение, 2011.с.142.
Сформированность коммуникативных действий проявляется в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, предоставить её результаты, аргументированно ответить на вопросы. Коммуникация в современных условиях предполагает выступление с аудио-видео-поддержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией, участие в форумах в социальных сетях, взаимодействие с партнёрами в сети Интернет. Поэтому учителю необходимо осуществлять образовательное взаимодействие в условиях единой информационной среды образовательной организации. В моём случае - на основе электронного продукта «КМ-Школа». Данное средство позволяет организовать учебное сотрудничество, которое предполагает разновозрастное общение и общение со сверстниками. Ведущими методами и формами развития коммуникативной культуры при этом являются: проект и дискуссия, сетевое взаимодействие.
Новизна опытасостоит в выборе условий, средств и форм организации педагогического процесса по развитию коммуникативных учебных универсальных действий. Возможность творческого применения опыта в исходных условиях, переносимых на другие педагогические объекты. Опыт носит модифицированный характер. Освоение, апробация инновационного опыта происходит через систему дистанционных тренингов, методических консультаций, курсов.
Оптимальность и результативность опыта состоит в достижении высоких результатов образовательного процесса, что подтверждается итогами государственной аттестации, эффективным участием обучающихся в конкурсах различной направленности, диагностиками уровней сформированности коммуникативных компетенций.
Перспектива использования педагогического опыта
Создаёт новое в средствах коммуникации и позволяет оптимизировать возможности результатов в условиях информационно- образовательной среды. В ходе реализации инновационного проекта будут освоены формы дистанционной технологии: сетевые проекты, уроки, тестирование, модульные курсы.
Возможность воспроизведения педагогического опыта
Наличие созданных материалов в «e.km-школе», проектов и web-страницы в среде КМ-ВИКИ подтверждают возможность использования опыта другими педагогами/
3.1. Методологическая база педагогического опыта
Методологическую основу опыта составляют социальный, системно-деятельностный и компетентностный подходы, позволяющие рассматривать не только предметные, но и личностные и метапредметные результаты школьников. Сущность процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий заключается в целенаправленном последовательном обеспечении регулярной включённости учащегося в различные специально организованные ситуации коммуникации с другими участниками образовательного процесса; регулярной рефлексии деятельности учащегося в ситуациях коммуникации; регулярной постановки дальнейших образовательных задач по развитию умений коммуникации.
Таким образом, формирование коммуникативных универсальных учебных действий по сути не связано с определённым предметным содержанием и может осуществляться на всех предметах не только в условиях урочной системы, но и внеурочной за счёт особой организации учебно- воспитательного процесса.
В отечественной психологии и педагогике сформулированы основные условия формирования умений. Ю.К.Бабанский, В.В.Давыдов, Е.Н. Кабанова-Маллер, И.Я. Лернер, М.Н.Скаткин и другие учёные показали, что всякое умение формируется в деятельности, причём в совместной деятельности ученика и учителя. На деятельностный характер приобретения умения указывает и теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. В.К.Дьяченко, М.А. Мкртчян, Г.А.Цукерман, развивая идеи о необходимости сотрудничества в обучении, показали, что для всестороннего развития школьников и успешного освоения ими знаний, умений и навыков крайне важную роль играет также сотрудничество учащихся между собой. В своих работах учёные (Б.З.Вульфов, В.В.Давыдов,Т.Ф.Ушева, Г.А.Цукерман) указали ещё на одно важное условие формирования любого умения- необходимость поэтапной рефлексии.
В основе формирования умений коммуникации лежит ряд идей. Первая связана с разработкой метапредметного содержания общего образования и соответствующих общеобразовательных программ (Ю.В.Громыко, В.В.Краевский, О.Е.Лебедев, М.А.Мкртчян, А.М.Хуторской). Вторая идея, на которой строится формирование умений коммуникации,- это представление о том, что усвоение любого умения происходит от частного к общему (В.Г.Богин, А.А.Остапенко. Ф.Б. Сушкова, Н.Ф.Талызина). Опыт взаимодействия учителей в сетевых сообществах отражен в работах Л.П.Владимировой, Е.Д.Патаракина, Е.Н.Ястребцовой, А.Н.Сергеева.
4. Педагогическая целесообразность педагогического опыта
Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обновление его содержания. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования ориентируют на развитие важнейших социальных компетентностей школьника: коммуникативных, рефлексивных, организаторских. Как создать учебное пространство, чтобы ученик мог осваивать предметные знания и одновременно навыки коллективного труда, умения коммуникации, универсальные способы мыслительной деятельности? Именно этот вопрос сейчас стоит перед педагогической наукой и учителями- практиками.
Среди выделенных ФГОС ООО метапредметных умений особое место занимают коммуникативные учебные действия. Общение является главным механизмом передачи социального опыта, а сформированные умения коммуникации - важнейшим условием и средством успешного освоения содержания образования и эффективного и плодотворного общения в целом 3.
____________
3 О.В. Запятая. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий учащихся.- Волгоград: Учитель, 2013.с.
Детально изучив Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования, Примерные программы, рекомендации ведущих учёных-методистов, опыт педагогов-практиков по сетевому взаимодействию, я пришла к выводу: правильно организованная среда обучения активизирует саморазвитие школьников и обеспечивает развитие его индивидуальности; новая форма учебных взаимоотношений в едином информационном образовательном пространстве по модели «ученик-ученик», «учитель-ученик», где каждый из участников учебного процесса ставит свои цели и влияет на деятельность другого, эффективно развивает коммуникативную компетентность.
Преимущество внедрения Интернет-технологий в процесс обучения русскому языку и литературе, как и других предметов, в настоящий момент уже не вызывает сомнений и не требует дополнительных доказательств. За последнее десятилетие было написано немало работ, в которых исследователи раскрывали позитивное влияние различных форм Интернет-коммуникации –электронной почты, чата, форумов, веб-конференций и т.п. – на формирование коммуникативной компетенции. Непосредственно ресурсы сети Интернет являются бесценной и необъятной базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования людей, удовлетворения их профессиональных и личных интересов и потребностей.
Цель педагогического опыта: описание организации предметно-пространственной среды, позволяющей формировать и развивать коммуникативные универсальные учебные действия субъектов образовательного процесса.
Задачи:
- раскрыть возможности работы участников образовательного процесса в едином информационном пространстве;
- продемонстрировать эффективность и качество процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий;
- обосновать необходимость сетевого взаимодействия участников образовательного процесса в формировании коммуникативной культуры.
Объект инновации: собственная педагогическая практика по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в условиях информационно- образовательной среды.
Предмет исследования: информационная образовательная среда.
Содержание: В инновационном проекте обосновывается актуальность темы, определены проблема и степень ее разработанности, цель, задачи, предмет и объект исследования, теоретико-методологическое основание, характеризуется теоретическая база, этапы, отмечается новизна, структура; рассматривается сетевое взаимодействие как одна из форм организации учебного процесса; раскрываются механизмы реализации проекта, представлены результаты диагностик, результаты учебной и внеучебной деятельности.
Методы: теоретический анализ и синтез, моделирование и эксперимент, экспертиза оценивания и тестирования, анализ продуктов деятельности участников педагогического процесса, диагностика уровня и развития коммуникативных универсальных учебных действий, педагогическая инновация, планирование, описание полученных результатов.
Формы: сетевое взаимодействие субъектов образовательного процесса, интернет-проекты, участие в семинарах по инновационным технологиям, участие в конференциях и конкурсах различных уровней.
4.1. Психологическая целесообразность педагогического опыта
Субъекты, вовлечённые в инновационный опыт,- подростки и учителя. Средняя ступень школьного образования является благоприятным периодом для развития коммуникативных способностей и сотрудничества, кооперации между субъектами, дети активно включаются в совместные занятия. Особое место в развитии коммуникативных и кооперативных компетенций школьников может принадлежать такой форме организации обучения, как разновозрастное сотрудничество: школьник работает в позиции учителя по отношению к другому; подросткам предоставляется новое место в системе учебных отношений (например, роль учителя в младших классах). Ситуация разновозрастного учебного сотрудничества является мощным резервом повышения учебной мотивации в критический период развития учащихся. Именно такой опыт приобрели ученики 9 класса, когда сопровождали как тьюторы деятельность учеников 6-7 классов в сетевых проектах КМ-ВИКИ. Установлено, что у обучающихся занимающихся проектами, учебная мотивация выражена выше и существенно снижена школьная тревожность. Ситуация сотрудничества со взрослым требует от школьника проявлять инициативу задавать вопросы и получать необходимую информацию. Работа в малых группах (2-3 человека) даёт возможность учителю реально осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся: учитывать их способности, темп работы.
4.2. Социальная направленность педагогического опыта
Образовательное взаимодействие в информационном пространстве осуществляется на уровне школы: субъект инновации участвует в создании и поддержании сайта, в подготовке и выпуске печатной или электронной версии школьной газеты, участвует в обсуждениях на школьном форуме, формирует электронное «портфолио». На глобальном уровне – в сетевых проектах «КМ-ВИКИ». На персональном уровне развивает способности: критически воспринимать информацию, транслируемую электронными СМИ; быть толерантным и эмпатически настроенным к другим субъектам коммуникации; формирует навыки коллективной работы.
К ограничениям и рискам следует отнести особенности психологии подростков на ступени основного общего образования: они стремительно и неравномерно взрослеют. В этом отношении отмечаются существенные психологические, интеллектуально-познавательные и многие другие различия между возрастными группами 12-14 и 15-16 лет. Отсюда – требование к максимальной индивидуализации всех видов деятельности, недопустимость предъявления завышенных ожиданий и общения с ними на ещё недоступном им «языке».
Эффективность психолого-педагогической поддержки социализации может быть определена следующими критериями: степенью развитости речевого общения подростков, манерой поведения. толерантностью подросткового сообщества, включённостью в процесс самообразования, умением распределять проектную деятельность, ориентированную на получение социально значимого продукта.
4.3. Ресурсное обеспечение педагогического опыта
- Нормативно-правовая база: Программа развития школы на 2011-2014 гг.; Примерная основная программа образовательного учреждения. Стандарты второго поколения. Локальные акты о работе с электронной почтой и цифровыми ресурсами, Интернетом.
- Материально-технические условия: кабинет, оборудованный компьютером, мультимедийным проектором; программный продукт «КМ- Школа», портальная версия «e.km-school», персональные компьютеры школьников; КРМ учителя имеет выход в Интернет.
- Кадровые условия: участие в реализации проекта ряда структур образовательного учреждения (педагоги, классные руководители, педагог-психолог, школьный библиотекарь).
- Программно-методические материалы, научные исследования, педагогический опыт исследователей отечественной и зарубежной педагогики, монографии, научные исследования; периодические издания, посвященные технологии формирования коммуникативной культуры школьника, психолого-педагогическим и методическим вопросам формирования личности; собственный педагогический опыт.
- Уровень квалификационной подготовки педагога
Владение информационно-коммуникационной технологией, интерактивными методами обучения, ресурсами веб 2.0, курсы повышения квалификации по введению ФГОС ООО, по использованию портальной версии «КМ-Школа».
5. Оценка эффективности заявленного опыта
5.1. Предметные результаты
Результаты внешней экспертизы подтверждают рост общей и качественной успеваемости. Результативность опыта показала его действенность, возможность добиваться при его использовании полезного эффекта, высокого результата в обучении и воспитании. По шкале профессора Третьякова П.И. при оптимальном уровне обученности - 100-процентной общей успеваемости, качество обучения является стабильно высоким. Сводная успеваемость представлена в таблице, данные которой показывают позитивную динамику качества знаний учащихся.
Таблица 1
Предмет | 2008-2009 |
2009-2010 |
2010-2011 |
2011-2012 |
2012-2013 |
Русский язык |
50% |
64% |
69% |
63% |
69% |
Литература |
80% |
83% |
78% |
91% |
91% |
Высокий уровень качества знаний подтверждают результаты школьных и муниципальных срезовых контрольных работ и смотров знаний по предмету.
Результаты ЕГЭ и ГИА по русскому языку
Таблица 2
Предмет | ЕГЭ |
ГИА |
год |
2008-2009 учебный год |
2012-2013 учебный год |
Класс |
11 АИ |
9 и |
Количество уч-ся |
47 |
21 |
выполнение |
100 |
100 |
Высший балл |
76 |
41 |
Средний балл |
60,4* |
36 |
Качество |
- |
91% |
______________
* Средний тестовый балл по русскому языку выше среднего балла по городу (56), округу, стране (57).
Метапредметные результаты
На протяжении 3 лет (2011-2013) учащиеся являются участниками сетевого проекта «Путешествие с литературными героями», размещённого в среде «КМ-ВИКИ». В процессе работы над сетевым проектом учащиеся обменивались опытом, мнениями, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок. Средства организации такой совместной деятельности включали: электронную почту, списки рассылок, электронные доски объявлений, дискуссионные группы, средства поиска информации в Интернете, средства общения в реальном и отложенном времени, аудио- и видеоконференции, социальные сетевые сервисы или сервисы Web 2.0.
Учащиеся 9и класса в 2012-2013 учебном году сопровождали как тьюторы работу учащихся 4-6 классов по созданию главы электронного учебника, результатом которого стал проект «Король сказок Андерсен»; консультировали учеников 6-7 классов по работе с ресурсами Веб 2.0. В период с 2011 по 2013 гг. констатируется положительная динамика формирования коммуникативных универсальных учебных действий в условиях информационной среды. В соответствии с коммуникативной задачей ученики умело используют знаковые системы (текст, таблицы, схемы, аудиовизуалный ряд и пр.), самостоятельно организуют учебную деятельность, осознанно определяют сферы своих возможностей и интересов.
Результаты диагностики уровня коммуникативных универсальных учебных действий
5.3. Личностные результаты
Проекты, созданные школьниками, в Интернете вызывают повышенный интерес. Большей популярностью пользуется проект команды «Динго», созданный в 2012 г., что свидетельствует о владении учеников информационно-коммуникационными универсальными действиями и ресурсами ВЕБ 2.0. на устойчивом продуктивном уровне. Рейтинг популярности сетевых проектов повышает личностную значимость каждого участника в умении решать познавательные и коммуникативные задачи различных источников информации, включая интернет-ресурсы. Участники проектов имеют возможность адекватно оценить себя и свои достижения; принять новую социальную роль в образовательном сообществе.
Рейтинг популярности сетевых проектов
Таблица 3
Команда | Наименование работы |
год |
обращений |
Период |
«Динго» |
Фраерман. « Дикая собака Динго, или повесть о первой любви» |
2011 |
335 |
на |
«Динго» |
А.С.Пушкин. «Капитанская дочка» |
2012 |
3136 |
на |
«БЭМС» |
Ж.Верн. «Найдёныш с покинутой «Цинтии» » |
2013 |
1274 |
на |
3-6 классы |
Король сказок Андерсен |
2013 |
962 |
на |
«Сирень» |
И.А.Гончаров «Обломов» |
2014 |
470 |
на 15.04.14 |
«Чайка» |
А.Н.Островский «Гроза» |
2014 |
325 |
на 15.04.14 |
итого |
|
|
6502 |
|
6. Результативность инновационного опыта:
6.1. Наличие и рейтинг достижения учащихся в предметных олимпиадах
Таблица 4
Год | Фамилия, имя учащегося |
Класс |
Предмет |
Результат |
Муниципальный уровень. Всероссийская олимпиада |
||||
2011-2012 |
Мансуров Артур |
8и |
Русский язык |
1 место (город) |
2012-2013 |
Мансуров Артур |
9и |
Русский язык |
2 место (город) |
Международный уровень. Олимпиада развивающего обучения |
||||
2009-2010 |
Чен Дина -Мансуров Артур |
6и |
русский язык (парный тур) |
1 место (Россия) |
Ермакова Александра-Линников Никита |
6и |
русский язык (парный тур) |
3 место (Россия) |
|
2012-2013 |
Назарова Мария-Камалтдинова Карина |
6и |
русский язык (парный тур) |
4 место (Россия) |
Бреус Катя, Букатин Виктор, Ильина Лиза |
5-6 класс |
литература (метапредметный проект) |
3 командное место из 19 команд (Россия) |
6.2. Наличие и рейтинг достижения учащихся в различных конкурсах
Таблица 5
Олимпиады |
Количество участников |
Результат |
Годы участия |
Международная олимпиада по основам наук Уральского федерального округа |
10 |
4 дипломанта финального этапа по русскому языку и литературе |
2011-2012 |
Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество» |
2 |
2 лауреата в номинации «Магия слова» |
2011-2012 |
«Русский медвежонок – языкознание для всех» |
10 |
лауреаты |
2012 |
Всероссийский конкурс-игра по литературе «Пегас» |
4 |
средний процент выполнения работ – 80,5 |
2013 |
Таблица 6
Учебный |
Конкурс |
Участники |
Результат |
Муниципальный уровень |
|||
2010-2011 | Конкурс чтецов «Учитель перед именем твоим…» |
1 |
1 место |
2011-2012 |
Конкурс чтецов «Пойми живой язык природы…» |
1 |
1 место |
2012-2013 |
Конкурс чтецов «Муза любит стих свободный…» |
1 |
2 место |
2013-2014 |
Конкурс «Живое слово» (номинация «Художественное слово») |
1 |
1 место |
Региональный уровень |
|||
2008-2009 | Конкурс творческих работ и сочинений «Предпринимательство сегодня» (номинация «Литературное творчество») |
2 |
2 место |
6.3. Наличие и рейтинг успешности учащихся в проектной деятельности
Таблица 7
Год | Название конкурса |
ФИО, класс |
Тема |
Результат |
Федеральный уровень |
||||
2010-2011 |
Сетевой проект |
Лаврентьева Анастасия |
Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви» |
диплом |
2011-2012 |
Сетевой проект КМ- ВИКИ |
Лаврентьева Анастасия |
А.С.Пушкин «Капитанская дочка» |
1 место |
2012-2013 |
Сетевой проект КМ- ВИКИ |
Ишембитова Айгуль |
Ж.Верн «Найдёныш с покинутой «Цинтии» |
Диплом участника |
Региональный уровень |
||||
2012-2013 |
научно-практическая конференция |
Лаврентьева Анастасия |
Сетевой образовательный проект |
участие |
7. Распространение и воспроизводимость педагогического опыта
Распространяю свой педагогический опыт через публичные выступления на школьном, муниципальном, региональном уровнях; принимаю активное участие в семинарах и конференциях, являюсь зарегистрированным участником общероссийского проекта «Школа цифрового века», сетевого сообщества «KM-WIKI», активным участником сетевого сообщества учителей и учащихся портальной версии «е. КМ- Школа». Мною создано электронное «портфолио», которое размещено на web-странице информационной среды «КМ-Вики».
Распространение собственного педагогического опыта
Таблица 8
год | Тема выступления |
Мероприятие |
Муниципальный уровень |
||
2008- 2009 |
Представление опыта «Формы и методы развития коммуникативной культуры школьника» |
XIX смотр-конкурс педагогического мастерства |
2010-2011 |
Выступление на тему «Современный урок с использованием ИКТ» |
городской семинар для учителей русского языка и литературы |
2012-2013 |
Мастер-класс «Сетевой проект КМ- ВИКИ» |
педагогическая конференция «Инновационные технологии в образовании\ |
2012-2013 |
Выступление с докладом «Проблема подготовки выпускников к написанию части С (сочинение- рассуждение) на ЕГЭ по русскому языку» |
Круглый стол в рамках профессионального сообщества учителей русского языка и литературы |
Региональный уровень |
||
2009-2010 |
Представление опыта «Формы и методы развития коммуникативной культуры школьника» |
III окружная выставка-форум «Образование Югры – 2009» |
2012-2013 |
Представление опыта «Сетевой проект как инновация» |
межрегиональная научно-практическая конференция «Реализация инновационной политики в ХМАО-Югре», участник конференции |
Федеральный уровень |
||
2012-2013 |
Публикация «портфолио» |
Страница в КМ - Вики |
В период функционирования опыта (в течение 5 лет) мною разработаны рабочие программы по русскому языку и литературе с компьютерным сопровождением. Модули разработанного элективного курса «Основы речевой культуры», который введен в практику работы учителя с 2007г., размещены в информационной среде «КМ-Школа». Деятельность учителя по формированию умений коммуникации ученика осуществляется на основе мониторинга и диагностики. Апробирован и введён в практику работы сетевой проект, который дал возможность формировать и оценивать универсальные учебные действия моих учеников.
На школьном уровне оказываю методическое сопровождение учителям по освоению портальной версии «КМ-Школа» и информационной среды «КМ-ВИКИ». В инновационном опыте по формированию и развитию коммуникативных УУД, по освоению информационной среды в период с 2009г. по 2013г. участвовали более 100 учащихся; 25 педагогов школы начали использовать в своей деятельности портальную версию «КМ-Школы», которая позволяет взаимодействовать участникам образовательного процесса на различном уровне, мотивирует к саморазвитию и познанию нового. В 2014 году дистанционное обучение по программе «Организация педагогической деятельности в условиях портальной версии «e. km-школа» » проходят 26 педагогов школы в сопровождении тьюторов ООО «КМ Образование» и тьюторов школьного уровня.
Мною создана веб-страница в информационной среде «КМ-ВИКИ, где размещены результаты моей профессиональной деятельности. На 15.04.2014. зарегистрировано 1815 обращений участников сетевого сообщества к данной странице, к электронному «портфолио» - 1032 обращения. Имеются отзывы о моём участии в сетевых тренингах.
Таблица 9
Наименование работы, ее вид | Выходные данные (с указанием страниц) |
Дистанционный модульный курс «Культура речи: языковая норма (синтаксическая и орфоэпическая)» |
Сетевое сообщество на сайте «e.km-school.ru»/ вкладка «обучение/курсы» |
Дистанционный модульный курс «Секреты синтаксической стилистики» |
Сетевое сообщество на сайте «e.km-school.ru»/вкладка «обучение/курсы» |
Дистанционный модульный курс |
Сетевое сообщество на сайте «e.km-school.ru»/ вкладка «обучение/курсы» |
Дистанционные уроки и тестовые задания по русскому языку (32) и по литературе (46) |
Сетевое сообщество на сайте «e.km-school.ru»/ |
Материалы региональной конференции «Сетевой проект как инновация» |
Тюмень: Вектор Бук,2013, с.132 |
Создан проект «Символика романа «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского» |
Сетевое сообщество на сайте «e.km-school.ru»/ вкладка «обучение/курсы» |
Электронное портфолио |
страница в среде «КМ-ВИКИ» |
Воспроизводимость опыта
Позитивная динамика участия учеников и педагогов в сетевых проектах
Таблица 10
участники | 2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
ученики |
2 |
3 |
9 |
14 |
педагоги |
1 |
1 |
4 |
5 |
Позитивная динамика участия учеников и педагогов в сетевом сообществе «КМ-Школа»
Таблица 11
участники | 2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
учителя |
2 |
16 |
25 |
42 |
ученики |
24 |
100 |
150 |
800 |
Статистика на 15.04.2014
Таблица 12
зарегистрировано учителей |
создано курсов |
занятий |
проектов |
«портфолио» |
42 |
26 |
210 |
26 |
26 |
Участие педагогов и учеников школы в «вики-проектах»
Библиография
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. -М.: Просвещение, 2011.с.123.,142
- О.В.Запятая. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий учащихся.- Волгоград: Учитель, 2013.с.3
- http://e.km-school.ru/
- http://km-wiki.ru/