Формирование готовности к самоопределению на уроках литературы. Память как духовный опыт человека в рассказе В.Г. Распутина "Уроки французского". Лидия Михайловна и герой рассказа (6-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 6


Данный урок - второй по рассказу В.Распутина. На первом уроке учащиеся ознакомились с содержанием и проанализировали отношения между детьми в описанных автором ситуациях.

По типу урок - обучение и первичное закрепление новых знаний. По форме - комбинированный урок.

Цели и задачи урока:

  • Учить анализировать художественный текст.
  • Познакомить с понятиями "духовная память", "духовный опыт человека", помочь раскрыть эти духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее.
  • Развивать коммуникативные качества личности, формировать готовность к самоопределению.

Готовность к самоопределению - это и поведение ученика в ситуации выбора (групповые задания, дифференцированные задания; какое взять для себя - выбирает сам ученик.), и выстраивание отношений с товарищами и учителями. Рассказ В.Распутина "Уроки французского" даёт широкие возможности для формирования готовности к самоопределению и воспитанию коммуникативных качеств личности.

Главный методический прием, используемый на уроке, - анализ текста с элементами беседы, инсценированием и художественным чтением, выступлениями заранее подготовленных учащихся. Вопросы, задаваемые учителем, проверяют знание текста, восприятие, умение давать оценку, анализировать. Используется также работа в группах и парах.

Перед изучением рассказа учащиеся прочитали его самостоятельно и письменно ответили на вопрос: "Понравился рассказ В.Распутина "Уроки французского" или нет? Что запомнилось? Чему он научил?" На основе высказываний учащихся и строились уроки, углублялось их понимание рассказа, который произвёл огромное впечатление, заставил эмоционально сопереживать герою, восхищаться поступком учительницы.

К уроку учащиеся получили индивидуальные и групповые задания, причём выбирали их самостоятельно и сами же формировали группы.

Поисковая группа собрала интересный материал об Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери писателя Александра Вампилова, именно ей посвящает В.Распутин свой рассказ. Другая группа инсценировала эпизод "Игра в замеряшки". Два человека выбрали индивидуальные задания: художественное чтение отрывка и сочинение "Что такое духовная память и духовный опыт человека?" То есть ещё во время подготовки урока учащиеся были поставлены в ситуацию выбора, самоопределения, самооценки. И сам рассказ "Уроки французского" имеет огромное воспитательное значение, учит умению выбирать правильную жизненную позицию, пониманию, бескорыстию и доброте, заряжает детей положительными эмоциями. Подсказывает искать хорошее рядом, в тех, с кем постоянно общаешься.

Для усиления эмоционального восприятия темы урока и облегчения понятия философских категорий "духовная память", "духовный опыт" к уроку были подобраны эпиграфы:

Душа есть всё-всюду-вечно.
М.Цветаева

О память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной:
К.Н.Батюшков. "Мой гений".

В стране погасших глаз - так трудно улыбаться,
В стране усопших душ - так больно быть живым.
Тимур Зульфикаров.

Оборудование и материалы, необходимые для проведения урока:

1) Портреты В.Г.Распутина и А. П. Копыловой.

2) Иллюстрации к рассказу, выполненные учащимися.

3) Костюмы для инсценирования эпизода из рассказа "Уроки французского".

4) Выставка книг В.П.Распутина.

Ход урока

Разговор о душевной памяти, "памяти сердца" начинается с анализа детских высказываний о рассказе "Уроки французского". Умение высказать свое мнение, впечатление и быть услышанным - тоже самоопределение.

I. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с рассказом В. Распутина "Уроки французского". И начнем урок с ваших впечатлений от рассказа, с того, что затронуло вашу душу.

"В этом рассказе мне понравилась доброта, дружба и понимание между учителем и учеником. Запомнился эпизод, где учительница играла с мальчиком на деньги:"

Хисамова З.

"В рассказе "Уроки французского" меня поразили взаимоотношения между Лидией Михайловной и героем рассказа. Ведь сначала он не любил французский, а после того, как Лидия Михайловна заинтересовалась игрой на деньги, наш герой заинтересовался французским".

Малафеев Д.

"Запомнилось, как учительница помогала голодающему ученику, который, сам того не подозревая, брал эту помощь"

Шайдуллова Р.

"Рассказ мне очень понравился. Он заставляет о многом задуматься. Там есть захватывающие эпизоды. Например, когда Лидия Михайловна передала посылку с макаронами и гематогеном главному герою, их игра в пристенок".

Вычужина Я.

Все ли авторы этих ответов поняли суть рассказа? Какую цель вы поставите перед собой на этом уроке?

Ответы учащихся разные: научиться вчитываться в текст, пересказать близко к тексту эпизод, проверить, правильно ли разобрались в прочитанном.

Учитель обобщает сказанное:

Сегодня на уроке мы постараемся глубже вникнуть в прочитанное, понять те духовные ценности, о которых рассказывает автор и которые необходимы каждому человеку.

II. Анализ текста с элементами беседы и инсценированием.

  • В. Распутин в статье "Уроки доброты" пишет: "Стал записывать то, что никогда не забывалось:". Для чего он рассказал нам о том, что было с ним много лет назад?

(Литература. Учебник-хрестоматия, VI класс, ч. 2, М.: Просвещение, 2005, с. 128-129)

  • О каких "уроках", преподанных автору в свое время, он пишет в рассказе?

(Этот главный вопрос всего урока, на который класс должен найти ответ, записан на доске.)

  • Чей образ из детства, из того времени, когда он был пятиклассником, запомнился автору ярче всех и почему?

Лидия Михайловна. В ней все необычно - красивая внешность, голос, необычен преподаваемый ей предмет, необычна обстановка квартиры. Отрывок из рассказа, описывающий Лидию Михайловну, зачитывается наизусть (реализация индивидуального задания).

  • Почему именно героя-рассказчика Лидия Михайловна выбрала для дополнительных занятий французским языком?

Лидия Михайловна заметила, что с ее учеником творится что-то неладное; когда он пришел в школу избитым, она узнала, что он играет на деньги.

  • Правильно ли поступила Лидия Михайловна, не сообщив директору об этом происшествии? Почему она так поступила? Дискуссия. (Мнения учащихся по данному вопросу могут быть противоположными).
  • Что предпринимает учительница?

Она решает выяснить, почему ее ученик играет на деньги, приглашает мальчика для беседы после уроков.

Диалог учительницы и мальчика читается по ролям (стр. 145-146).

Обратим внимание на портреты Лидии Михайловны и мальчика. Как вы думаете, почему эти описания автор поставил рядом? Как называется этот прием?

Антитеза (термин знаком учащимся)

Работа в парах. Выбор ключевых слов из текста для портретной характеристики героя-рассказчика и учительницы.

Тощий диковатый мальчишка, неопрятный, одинокий, разбитое лицо, застиранный пиджачишка, маркие светло-зеленые штаны, чирки.

Аккуратная, умная, красивая, молодая, красивая одежда, запах духов, сказочное, неподвластное очарование, загадочный французский язык.

  • Как относится мальчик к занятиям? Что он чувствовал, находясь у Лидии Михайловны? Выборочный пересказ.
  • Для чего Лидия Михайловна стала приглашать мальчика на занятия к себе домой?

Чтобы накормить его

  • Какая ещё была попытка учительницы помочь ученику?

Случай с посылкой (художественный пересказ, близкий к тексту. Реализация индивидуального задания)

  • Почему мальчик вернул посылку? Как сама Лидия Михайловна объяснила свой поступок? Зачитать (стр. 155).

Почему учительница решилась на игру в "замеряшки" со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок?

Инсценировка. Оцените актерские способности учащихся.

  • Понял ли герой рассказа сразу истинную причину дополнительных занятий и игры на деньги со своей учительницей?

Она хотела помочь ему незаметно, бескорыстно. Это он понял позже.

  • Какой нравственный духовный опыт получил рассказчик от общения с Лидией Михайловной?

Зачитывается текст.

  • Как вы объясняете понятия "духовный опыт", "духовная память", "духовные ценности"?

К.Н.Батюшков называл духовную память "памятью сердца".

Духовность - духовная, интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности. (Словарь русского языка) (Записывается в тетрадях и на доске)

  • Как человек приобретает духовный опыт?

Не обязательно из своей жизни, помогают ему в этом искусство, литература. В.Г.Распутину очень повезло, что на его пути встретилась Лидия Михайловна, о которой он рассказал и нам.

Вот как удалось ответить на вопросы 14-15 одной из моих учениц в небольшом домашнем сочинении, подготовленном к данному уроку. (Реализация индивидуального задания.)

Что такое духовная память и духовный опыт человека? Чтобы ответить на этот вопрос, надо подумать. Прежде всего, что значит "духовная память"? Память духа. Значит, чтобы узнать, что же такое духовная память, надо понять значение слова "дух".

Что же такое дух? Он не имеет никакого отношения к телу. Дух, по моему мнению - это все наши мысли, фантазии, мечты; дух - это и сострадание к другим людям, и жалость, и понимание; дух - это дружба, любовь и ненависть; дух - это то же, что душа. Недаром люди говорят "не в духе", имея в виду плохое настроение человека.

Значит, духовная память - это память своего отношения к другим и отношения других к тебе, это память своих побуждений. Человек запоминает, как к нему кто-то отнесся, как он к кому-то отнесся. Память накапливает опыт. И для того, чтобы стать воистину духовно опытным человеком, надо пережить очень многое и, к сожалению, отнюдь не всегда радостное. Все плохое мы стараемся скорее забыть, но забывать его нельзя, надо сохранить для опыта.

Но есть и другой способ приобрести опыт. Именно для того, чтобы поделиться с нами, писатели пишут романы, повести и рассказы, оберегают нас от лишних страданий. Зачем страдать самому, если можно почувствовать состояние литературного героя?

Но чтобы накопить такой опыт, нужно не только читать, но и понимать. Это трудно. Но это - самый легкий способ приобрести духовную память и духовный опыт.

Волкова Б.

Выводы.

Так о каких уроках пишет В.Распутин в рассказе "Уроки французского"?

Это были уроки не только французского языка, но доброты и душевной щедрости, внимательного и чуткого отношения друг к другу, бескорыстия, что более всего остается в нашей душе и памяти и перерастает в духовный опыт. Это вечные ценности: "Душа есть всё-всюду-вечно" (М.Цветаева).

III. Домашнее задание - учащиеся выбирают два задания из предлагаемых трех (ситуация выбора):

  1. Сочинение-эссе "Встречались ли вам люди, похожие на Лидию Михайловну"?
  2. Ответить на вопросы учебника.
  3. Нарисовать иллюстрации к рассказу

IV. Итог урока. Выставление оценок в группах. Само- и взаимооценка.

После изучения рассказа "Уроки французского" учащимся было предложено несколько вопросов анкеты, направленных на рефлексию:

  • Изменилось ли что-то в вашей душе после прочтения рассказа?
  • Смогли бы вы жить и защищать себя в одиночку?
  • Стали ли вы добрее к людям?
  • Научились ли вы ценить то, что происходит в вашей жизни?

Из ответов учащихся выяснилось, что они оценили заботу и доброту родителей и учителей, свои душевные качества; захотели стать добрей и внимательней к людям.

Задача учителя на данном уроке состоит в том, чтобы дать возможность высказаться максимально большому числу учащихся, обобщить сказанное, отметить хорошие ответы для создания ситуации успеха и раскрепощения учащихся. Как показывает практика, применение дифференцированных заданий и работы в парах и группах позволяет успешно решить эту задачу.

Возможности такой работы при изучении литературы значительны, особенно при формировании готовности учащихся к самоопределению. Уже много лет учитель использует эту форму познавательной коллективной деятельности в своей практике и видит высокую эффективность таких уроков. Учащиеся добывают знания в совместной деятельности, когда каждый вовлечен в процесс познания и отвечает за качество работы не только перед собой, но и перед группой, в составе которой он трудился. Решение конкретной задачи, порученной ученику группой, ставит его в положение исследователя, поднимает авторитет, если задача успешно решена. Работая в группе и паре, ученик развивает способность к рефлексии.

Формирование адекватной само- и взаимооценки школьников, как показателя готовности к самоопределению, имеет важное значение в становлении личности. От самооценки зависит успешность в учебной деятельности, эмоциональное самочувствие, стремление к саморазвитию.

На личностно ориентированных уроках стимулируется оценочная деятельность учащихся. В качестве оценочного задания может служить проблемная ситуация, вопрос, разрешить который однозначно часто бывает сложно не только для подростков, но и для взрослых. В данный урок была органично включена небольшая дискуссия, в ходе которой учащиеся смогли выразить понимание данного вопроса, определить свое отношение, сообразуясь с собственными представлениями о мире и нравственными принципами.

Очень важна на личностно ориентированных уроках позитивная эмоциональная поддержка учителя, выбор приемов и методов, рассчитанных на конкретного ученика, направленных на развитие его личностных ресурсов, выработку самостоятельной позиции и способности делать личностный выбор, что способствует формированию готовности к самоопределению.