“Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию” (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования). Особое значение среди универсальных учебных действий имеют познавательные УУД.
Познавательные УУД – универсальные учебные действия, связанные с поиском, переработкой и применением информации для решения познавательных проблем в учебной деятельности и повседневной жизни обучаемых. Смысловой акцент в этом определении направлен на действия с информацией.
Информационная культура личности носит общеучебный, общеинтеллектуальный и метапредметный характер. Именно поэтому формирование информационной культуры личности становится одной из приоритетных задач современного образования. Информационная культура обучающихся может быть сформирована через комплексные познавательные пятиминутки на уроках русского языка и литературы. Каждый комплекс включает 3 пятиминутки по одной теме, в которых отражается триада “Познаю – Делаю – Размышляю”, позволяющая, во-первых, усвоить школьникам необходимые знания, во-вторых, применить их на практике, в третьих, осмыслить качество их присвоения. Основополагающей категорией, определяющей содержание информационной культуры личности, на основе которой формируется содержание познавательных универсальных действий, является категория “информация”. Информация - это любые сведения, знания об объектах и явлениях окружающей среды, независимо от формы их представления, воспринимаемые с помощью органов чувств. Мной разработаны ряд пятиминуток по разделу “Информация и ее виды”: “Информация опубликованная и неопубликованная”, “Адресный поиск”, “Структурно-семантический анализ тематического запроса: выявление синонимов”, “Синтез”, “Информация традиционная” и др.В данной работе я представляю комплексную пятиминутку по теме “Информация опубликованная и неопубликованная”
Пятиминутка 2.1.
Раздел 1. “Информация и её виды”
Тема: Опубликованные (виды документов по широте распространения)
Блок 1. “Познавай”
Класс 8
Цель: Ознакомление учащихся с понятием “опубликованные”
Учебная дисциплина: русский язык и литература
Действия учителя: сообщает, показывает, спрашивает.
Действия ученика: отвечает, воспринимает.
Форма выполнения задания: коллективная и индивидуальная работа
Дидактический материал: презентация.
Ход пятиминутки
Учитель: Ребята, давайте посмотрим, что изображено на экране? *СЛАЙД 1* На слайде представлены учебники русского языка и литературы 8 класса, журналы “Русский язык” и “Литература”, “Повести Белкина” А.С.Пушкина, диски с фильмами по школьной программе. Чем информация в этих документах отличается от той, которую мы получаем на уроках устно? Правильно, на уроках мы можем интерпретировать тексты, выражать свою точку зрению, и эта информация субъективная, предназначенная только для нас с вами, а в предложенных документах информация опубликована и предназначена для большого количества читающих, эта информация проверенная и достоверная.
Таким образом, опубликованный документ - это документ, размещенный на любом материальном носителе, прошедший редакционно-издательскую подготовку, предназначенный для широкого распространения и тиражируемый в большом количестве экземпляров.
Пятиминутка 2. 2.
Раздел 1. “Информация и её виды”
Тема: Опубликованные (виды документов по широте распространения)
Блок 2. “Делай”
Класс 8
Цель: Расширение полученных знаний об опубликованных документах в новой ситуации
Учебная дисциплина: русский язык и литература
Действия учителя: предоставляет, наблюдает, поддерживает.
Действия ученика: выделяет, определяет, решает, обсуждает.
Форма выполнения задания: коллективная работа
Дидактический материал: презентация, учебно-методический комплекс по предмету “Литература”.
Ход пятиминутки
Учитель: Ребята! На прошлом занятии мы с вами говорили об опубликованных документах, которые проходят редакционную и издательскую подготовку, тиражируются в большом количестве. Это прежде всего учебники, методические газеты и журналы, а также художественная литература. Сегодня я принесла на урок рабочие тетради и диски, необходимые для изучения литературы. *СЛАЙД 1*. Учебник нам нужен на уроках и дома при выполнении домашнего задания. Но разве можно изучить литературу, не читая произведения писателей? Конечно, нет. Для того чтобы понять произведения русских, советских и современных поэтов и писателей, необходимо самому читать стихи, рассказы, повести или романы, но можно и их прослушивать в исполнении мастеров эстрады. Для этого существует фонохрестоматия. Это слово иностранное и состоит из двух частей. Первая часть “фоно” в переводе с греческого означает “звук, голос”. Вторая часть – “хрестоматия”, что значит “полезный для изучения”. Перед вами рабочая тетрадь по литературе. В рабочей тетради находятся практические задания, которые вы должны выполнить, чтобы лучше усвоить материал учебника и фонохрестоматии. По широте распространения фонохрестоматия и рабочая тетрадь относятся к опубликованным документам. Таким образом, помимо учебников, газет и журналов, рабочие тетради и фонохрестоматии тоже являются опубликованными документами, прошедшие редакционно-издательскую подготовку, предназначенные для широкого распространения.
Пятиминутка 2. 3.
Раздел 1. “Информация и её виды”
Тема: Опубликованные (виды документов по широте распространения)
Блок 3. “Размышляй”
Класс 8
Цель: проведение различий между опубликованными и неопубликованными документами
Учебная дисциплина: русский язык и литература
Действия учителя: выносит на обсуждение, подвергает сомнению, соглашается.
Действия ученика: сравнивает, принимает решение, высказывает своё мнение.
Форма выполнения задания: индивидуальный опрос
Дидактический материал: презентация.
Ход пятиминутки
Ребята! Сейчас мы посмотрим презентацию, состоящую из пяти слайдов. На слайдах будут представлены учебники, рабочие тетради, рефераты школьников, произведения А.С.Пушкина, стихи школьников для классных стенгазет, диски с фильмами по школьной программе, сочинения по литературе восьмиклассников. Вам необходимо определить, какие из них относятся к опубликованным, а какие - к неопубликованным документам. В устном ответе необходимо обосновать своё решение. Ответ нужно начать словами: “Я считаю, что это относится к опубликованным документам, потому что......” или “Я считаю, что это относится к неопубликованным документам, потому что.......”
*СЛАЙД 1* Художественные произведения А.С.Пушкина
*СЛАЙД 2* Рефераты школьников “Жизнь и творчество А.С.Пушкина”
*СЛАЙД 3* Рабочие тетради по русскому языку и литературе
*СЛАЙД 4* Школьная стенгазета со стихами учеников
*СЛАЙД 5* Сочинения по литературе восьмиклассников
*СЛАЙД 6* Учебники по русскому языку и литературе и фонохрестоматии
Итак, мы выяснили и решили, что к опубликованным документам относятся учебники и фонохрестоматии, рабочие тетради, художественные произведения, потому что они прошли редакционно-издательскую подготовку, предназначены для широкого распространения и тиражируются в большом количестве экземпляров.