Литература - один из немногих предметов в курсе школьного образования, который касается души, учит сопереживать, помогать понять и простить, развить качества гуманной личности. И именно литература и её преподавание требуют тщательной разработки общей концепции, определяющей направление развития методической науки, способствующей реализации стандарта образования. Согласно стандарту образования, приоритетными направлениями в методике преподавания литературы считают формирование представлений о специфике литературы в ряду других искусств, читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса, что, в свою очередь, обеспечивает метапредметный подход к преподаванию. Поэтому изучение художественного произведения в средней школе требует особенно тщательной методической подготовки, избирательности, индивидуальности, так как современные школьники не готовы к поверхностному осмыслению событий прошлого, восприятию культурных традиций и нравов.
Работа с текстом состоит в постепенном приобретении общей мыслительной и рефлексивной культуры, построении «предельно» общих понятий как средств понимания, критики и совершенствования точки зрения автора, перехода от реконструкции точки зрения к использованию результата для постановки и решения задач и проблем.
Механизм методов работы с текстом включает в себя все типовые мыслительные, мыслекоммуникативные и рефлексивные процедуры, встречающиеся в работе с устными и письменными текстами и в коммуникативной практике в целом. При этом все процедуры «помещаются» в позиционное пространство мыслекоммуникации.
Читатель сначала пребывает в позиции понимающего, который должен реконструировать точку зрения, выраженную в тексте. Точка зрения «существует» и в субъективном плане представлений, и в тексте. Если учитывать, что читатель, также как и автор, зависим от внутреннего субъективного мира, его состояний, реагирования на внешние и внутренние факторы, то его первичный результат в восприятии и понимании текста является неизбежно случайным. Поэтому для того, что бы отойти от случайности понимание текста, ему необходимо осуществить поправки первичного результата.
Все вышесказанное можно проиллюстрировать фрагментами урока, проведенного в 9 классе.
Учащимся 9 гуманитарного класса предлагать вначале ознакомиться с текстом притчи Пауло Коэльо «Секрет счастья».
Один торговец отправил своего сына узнать Секрет Счастья у самого мудрого из всех людей. Юноша сорок дней шёл через пустыню и, наконец, подошёл к прекрасному замку, стоявшему на вершине горы. Там и жил мудрец, которого он искал. Однако вместо ожидаемой встречи с мудрым человеком наш герой попал в залу, где всё бурлило: торговцы входили и выходили, в углу разговаривали люди, небольшой оркестр играл сладкие мелодии и стоял стол, уставленный самыми изысканными кушаньями этой местности. Мудрец беседовал с разными людьми, и юноше пришлось около двух часов дожидаться своей очереди.
Мудрец внимательно выслушал объяснения юноши о цели его визита, но сказал в ответ, что у него нет времени, чтобы раскрыть ему Секрет Счастья. И предложил ему прогуляться по дворцу и прийти снова через два часа.
- Однако я хочу попросить об одном одолжении, - добавил мудрец, протягивая юноше маленькую ложечку, в которую он капнул две капли масла. - Всё время прогулки держи эту ложечку в руке так, чтобы масло не вылилось.
Юноша начал подниматься и спускаться по дворцовым лестницам, не спуская глаз с ложечки. Через два часа он вернулся к мудрецу.
- Ну как, - спросил тот, - ты видел персидские ковры, которые находятся в моей столовой? Ты видел парк, который главный садовник создавал в течение десяти лет? Ты заметил прекрасные пергаменты в моей библиотеке?
Юноша в смущении должен был сознаться, что он ничего не видел. Его единственной заботой было не пролить капли масла, которые доверил ему мудрец.
- Ну что ж, возвращайся и ознакомься с чудесами моей Вселенной, - сказал ему мудрец. - Нельзя доверять человеку, если ты не знаком с домом, в котором он живёт.
Успокоенный, юноша взял ложечку и снова пошёл на прогулку по дворцу; на этот раз, обращая внимание на все произведения искусства, развешанные на стенах и потолках дворца. Он увидел сады, окружённые горами, нежнейшие цветы, утончённость, с которой каждое из произведений искусства было помещено именно там, где нужно.
Вернувшись к мудрецу, он подробно описал всё, что видел.
- А где те две капли масла, которые я тебе доверил? - спросил Мудрец.
И юноша, взглянув на ложечку, обнаружил, что всё масло вылилось…
Ознакомление с текстом позволило учащимся по-иному взглянуть на творчество Пауло Коэльо (его имя стало известно в России после опубликования произведения «Алхимик», ставшего бестселлером в начале 2000-х годов). Уже при первичном прочтении у учащихся был отмечен устойчивый интерес к тексту, сопровождавшийся выделением необходимых (по мнению читателя) отрывков, пометками на полях. Это позволило перейти к практической части работы над текстом.
Работа с текстом позволила учащимся сформулировать проблемы, которые они захотели обсудить со своими одноклассниками. Необходимым дополнением к этому виду работы стало составление вопросов. Такой вид углубления был направлен на мыслительные и рефлексивные процедуры.
Обсуждение проблем, поставленных автором в тексте, сопровождалось обогащением знаний учащихся теоретико-литературным понятием «притча» (это небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Притча близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. В притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них). Поэтому так называемая ситуация «самоопределения», помогла сформулировать окончательную смысловую версию.
Процесс закрепления полученных знаний - предпоследний этап в работе над текстом, определении позиции автора. Авторская позиция - это не столько понимание и оценка писателем философских и нравственных проблем, поставленных в художественном тексте, сколько создание ситуации, направленной на мыслекоммуникативные процедуры. Как отмечают многие литературоведы, не следует отождествлять авторскую позицию с логическими, ясно и однозначно сформулированными суждениями. Ведь если в художественном тексте есть рассуждения писателя о каких-либо проблемах или прямые идейно-эмоциональные оценки персонажей и событий, позиция автора всегда шире подобных суждений и оценок.
В заключение работы по этой проблеме учащимся было предложено прочесть окончательный, то есть более полный вариант притчи.
Один торговец отправил своего сына узнать Секрет Счастья у самого мудрого из всех людей. Юноша сорок дней шёл через пустыню и, наконец, подошёл к прекрасному замку, стоявшему на вершине горы. Там и жил мудрец, которого он искал. Однако вместо ожидаемой встречи с мудрым человеком наш герой попал в залу, где всё бурлило: торговцы входили и выходили, в углу разговаривали люди, небольшой оркестр играл сладкие мелодии и стоял стол, уставленный самыми изысканными кушаньями этой местности. Мудрец беседовал с разными людьми, и юноше пришлось около двух часов дожидаться своей очереди.
Мудрец внимательно выслушал объяснения юноши о цели его визита, но сказал в ответ, что у него нет времени, чтобы раскрыть ему Секрет Счастья. И предложил ему прогуляться по дворцу и прийти снова через два часа.
- Однако я хочу попросить об одном одолжении, - добавил мудрец, протягивая юноше маленькую ложечку, в которую он капнул две капли масла. - Всё время прогулки держи эту ложечку в руке так, чтобы масло не вылилось.
Юноша начал подниматься и спускаться по дворцовым лестницам, не спуская глаз с ложечки. Через два часа он вернулся к мудрецу.
- Ну как, - спросил тот, - ты видел персидские ковры, которые находятся в моей столовой? Ты видел парк, который главный садовник создавал в течение десяти лет? Ты заметил прекрасные пергаменты в моей библиотеке?
Юноша в смущении должен был сознаться, что он ничего не видел. Его единственной заботой было не пролить капли масла, которые доверил ему мудрец.
- Ну что ж, возвращайся и ознакомься с чудесами моей Вселенной, - сказал ему мудрец. - Нельзя доверять человеку, если ты не знаком с домом, в котором он живёт.
Успокоенный, юноша взял ложечку и снова пошёл на прогулку по дворцу; на этот раз, обращая внимание на все произведения искусства, развешанные на стенах и потолках дворца. Он увидел сады, окружённые горами, нежнейшие цветы, утончённость, с которой каждое из произведений искусства было помещено именно там, где нужно.
Вернувшись к мудрецу, он подробно описал всё, что видел.
- А где те две капли масла, которые я тебе доверил? - спросил Мудрец.
И юноша, взглянув на ложечку, обнаружил, что всё масло вылилось.
- Вот это и есть тот единственный совет, который я могу тебе дать:
Секрет Счастья в том, чтобы смотреть на все чудеса света, при этом, никогда не забывая о двух каплях масла в своей ложечке.
Иными словами, понимание позиции автора позволило: ознакомить учащихся с малым прозаическим жанром и сформировать устойчивый навык определения смысла текста и авторской позиции
Таким образом, получение более сложного понимания позиции автора в процессе его уточнения можно графически представить следующим образом: