Цели:
- Воспитывающая: Развитие нравственных и эстетических качеств личности.
- Учебная: в игровой форме расширить представление учеников о русском фольклоре.
- Развивающая: развитие речи, образного мышления.
Класс оформляется в стиле русской избы: самовары, домотканые коврики, лапти, деревянные ложки, глиняная посуда (горшки, кашники, крынки, оятская керамика)
Ученики одеты в народные костюмы. Если костюмов нет, то это стилизованные сарафаны у девочек и рубашки у мальчиков.
На празднике присутствуют гости – родители учащихся, учителя, ребята из других классов
Учитель: С первой услышанной в детстве колыбельной, пропетой любящей мамой, со сказкой, рассказанной бабушкой, с играми в ладушки и сорока-ворона, считалок начинается знакомство с культурой своего народа, с его устным народным творчеством. Фольклор – исток всей литературы.
И сегодня мы с вами прикоснёмся к этому истоку, к устному народному творчеству русского народа.
Закончился трудовой день. Теперь можно устроить посиделки, отдохнуть за потешками, сказками и песнями, как это делали наши прабабушки и прадедушки.
Мы начинаем! Добро пожаловать!
Ученики в костюмах скоморохов.
1-й скоморох:
Добро пожаловать, гости дорогие!
Давно уж вас мы поджидаем,
Без вас речей не начинаем.
Для каждого найдется глоток водицы из колодца.
2-й скоморох:
Подарки есть на всякий вкус:
Кому – сказка, кому – быль,
Кому песенка в прикус.
И хлеб-соль, как в старину…
С хлебушком да солью
Всякая шутка хороша.
1-й скоморох: Под кустом у дорожки сидел скоморошка.
Два ученика разыгрывают потешку.
- Я парень Федул!
- Федул, чего губы надул?
- Кафтан прожёг.
- Зачинить можно?
- Можно, да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Один ворот остался. (Мальчики уходят)
Входят две девочки.
- Смех потешки услыхали – сразу к вам мы прибежали.
- Где потешки поют – там весело живут. Правда?
- Правда! Неразлучные девчушки,
Мы живём в лесной избушке.
Избушка на кочке, блинами оббита,
Оладьями покрыта.
Есть ограда кругом – пироги с творогом.
- А ещё покажем в лицах
Вам весёлы небылицы.
Что Марфута для Петра
Наварила, напекла.
- 92 блина, 2 корыта киселя,
5 пирогов – не нашла едоков!
- Сел комарик на дубочек,
На еловый, на пенёчек.
Свесил ножки на песочек,
Сунул носик под листочек – спрятался!
Выходят скоморохи.
1-й скоморох:
Слышите, кто-то стучится?!
Это небылицы в лицах.
Те, что сидят в теремах да светлица,
Щелкают орешки да твердят насмешки!
2-й скоморох: Смотрим небылицы в лицах.
Дети разыгрывают небылицы.
-Доченька, сходи за водицей на речку!
- Живот болит.
- Раз мать велит, надо идти.
- Доченька, дров принеси!
- В избе тепло, на печи в шубе согреться можно!
Как по речке, по реке
Ехал рыжий на быке.
Рыжий красного спросил:
- Чем бороду красил?
- Я не краской, не помадкой,
Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал!Как у нашего Федула
Ветром крышу чуть не сдуло,
И коровы, и быки разинули кадыки,
Утки в дудки, тараканы в барабаны.
А со мной вот что приключилось.
Пошёл я на лыко гору драть.
Увидел: на утках озеро плавает.
Я бросил три палки: одну еловую,
Другую берёзовую, третью рябиновую.
Бросил еловую – не бросил.
Бросил берёзовую – перебросил.
Бросил рябиновую – угодил.
Озеро вспорхнуло, полетело, а утки остались!Коза в синем сарафане,
Во льняных штанах,
В шерстяных чулках,
Вол и пляшет, и ногой машет.
Журавли пошли плясать.
Долги ноги выставлять.
Эх! Это что! Вот со мной-то случай был.
Летит пуля, жужжит.
Я вбок – она за мной.
Я в другой – она за мной.
Я упал в кусты – она хвать меня в лоб.
Я цап рукой. А это жук!
Уж как шла лиса по тропке.
Нашла грамоту в охлопке.
Она по лесу ходила.
Громким голосом вопила:
Как я лычку драла.
Как я лапти плела.
Вот я села на пенёк
И читала весь денёк:
Будто небо повалится,И земля вся загорится!
Лисе негде будет жить –
Станет лисонька тужить!
Учитель: Спасибо, ребята! Мы с вами увидели и услышали народные потешки и небылицы. Продолжаем наш праздник.
1-й скоморох:
В нашем оркестре всего понемножку:
Звенит колокольчик, запели уж мошки.
Даже играют тарелки и ложки.
В нашем оркестре всего понемножку.
Помогут оркестру и наши ладошки!
2-й скоморох:
Под кустом у дорожки
Сидели скоморошки.
Они срезали по пруточку,
Они сделали по гудочку.
В гуды, гуды гудите.
Парней, девок веселите!
Выступление оркестра народных инструментов. Исполняется мелодия песни “Во поле берёза стояла”. Оркестр состоит из ложек, бубна, погремушек, металлофона, дудочки, бубна и трещотки.
1-й скоморох:
Вот спасибо вам, родные!
Сердцу стало веселей!
2-й скоморох:
Ну а, гости дорогие,
Стали вы чуть-чуть дружней!
Ученик:
В классе все мы очень дружим.
Хорошо живём, не тужим.
Все по-русски говорим.
Без севрюги хлеб едим.
Ученик:
Эх, сторонушка родная,
Дорогая сторона!
Здесь повсюду нас встречает
Русская старина.
Старину мы уважаем,
Старину мы бережём.
Всё о русском нашем крае
Вам расскажем и споём!
Ученик (держит в руках кашник оятской керамики): Когда оятские мастера приезжали на осеннюю ярмарку в Петербург, на Аничков мост, они зазывали покупателей: “Эй, военные да штатские, покупай горшки оятские”
Ученица: Легенда о рождении реки Свирь.
Родилась Свирь ночью и маленьким зайчиком побежала на месяц, который стоял тогда над Ильмень-озером. Поплыла на него Свирь и уж далеко пробежала, да на ту беду увидел маленькую реченьку Волк и пустился её догонять по левому берегу. У Свири-то лапки быстрее волчьих: она подбежит от него, да сама всё на полдень да на полдень забирает. А Волк за неё скачет, с дороги её сбивает. Долго Свирь бежала и, пожалуй, ушла бы в Ильмень-озеро, да преградил ей дорогу другой Волк. Видит реченька, что неминучая беда приходит, бросилась вправо и ушла в
Нево-озеро. Волки постояли-постояли, напились мутной водицы и ушли в лес. А Свирь с тех пор бежит в Нево-озеро.
Нево-озеро – древнее название Ладожского озера.
В лодейнопольцев есть поговорка: у Свири жить – так и в окошко нагуляешься.
Под фонограмму “Коробейники” выходят коробейники. У них в коробах изделия народных промыслов: дымковские игрушки, изделия гжели, оятская керамика.
1-й коробейник:
Здравствуйте, милые товарищи-товарки,
Работники-пролетарки.
Ныне стою на краю –
Дешевле всех продаю.
Марьям и Дарьям, Степану, Ивану.
Глядите, смотрите да денежки гоните!
2-й коробейник:
Как для тётушки Варвары
У меня любы товары:
Ситцы, атласы, всякие припасы.
Есть духи и помады.
Бери, что надо!
Коробейники проводят игру “Угадай, что в коробе”. Показывается изделие. Ребята называют его принадлежность и по каким признакам узнали. Например, гжель – белая основа и голубая роспись и т.д. Предварительная работа была проведена на уроках ИЗО. Угадавший и рассказавший полностью о промысле получает сладкий приз от коробейника.
Учитель:
Вот спасибо вам, ребята!
Праздник будем продолжать.
И попросим мы девчушек
Нам частушки рассказать.
Ребята поют частушки
Приходите Вы в наш класс,
Встретим Вас частушками.
Чаю с клюквою поставим
И накормим плюшками.Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги.
Оглянулася назад –
Сапоги мои лежат.Ой, девчонки-красавицы,
Разрешите начинать,
Разрешите для начала
Всем Вам здравствуйте сказать.А наш Гришка ходит гордо,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.Девочки - беляночки,
Где вы набелилися?
Мы вчера коров доили,
Молоком умылися.Запрягу я кошку в дрожки,
А котёнка в тарантас,
Повезу свою подружку
Всем соседям на показ.Вы послушайте, девчата,
Нескладуху будем петь.
На дубу свинья сидела,
В бане парился медведь.Вам частушки мы пропели.
Не ругайте сильно нас.
До свиданья. Мы с частушкой
К вам придём ещё не раз!Девочка и мальчик читают стихотворение.
Песня русская в берёзах,
Песня русская в хлебах –
На полях и на покосах,
На санях и на лугах.
На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов.
Сколько песен у России –
Столько во поле цветов.
Словно музыка степная,
Золотая рожь встаёт.
И повсюду слышен голос
- Это Родина поёт.Кто сложил её – не знаю.
Только песня та добра.
Песня с детства мне родная –
И подруга, и сестра.
А слова её простые
Душу трогают до слёз.
Сколько песен у России –
Столько в рощице берёз.
Песни русские такие,
Что охота подпевать.
Сколько песен у России –
Никому не сосчитать!Ребята исполняют русскую народную песню “Пряха”
Учитель: Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Так А.С.Пушкин говорил о сказках. Все знают, что сюжетами для его сказок, стали народные сказки, которые ему рассказывала няня Арина Родионовна.
Социально-бытовые сказки нас поучают и веселят.
Инсценировка стилизованной сказки “Курочка-Ряба”.
Учащиеся играют деда и бабу.
Баба:
Эй, старик, проснись скорей!
Дед:
Волки, что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?
Баба:
Да смотри, что я нашла:
Наша курица-пеструха
Под кустом яйцо снесла.
Дед:
Ну, снесла, какое дело!
Что ты, баба, обалдела?
Баба:
Да яйцо-то не простое,
А, гляди-ка, золотое!
Дед:
Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели!
Баба:
Погляди, горит, как жар.
Не случился бы пожар!
Дед:
Ох, горит, слепит глаза. Чудеса-то!
Баба:
Чудеса…Ты в сундук запри его!
Раздается стук
Баба:
Нету дома никого!
Ишь соседей, как назло,
Ненароком принесло.
Дед:
Надо дверь бы на засов,
Да спустить скорее псов!
Баба:
В среду в город я поеду.
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там.
Им яичко и продам!
Как дадут мне 100 рублей –
Накуплю я соболей,
Разных юбок 10 штук.
До краёв набью сундук!
Дед:
Что ты мелешь небылицы!
Ишь, сыскалась молодица.
Тащишь в избу разный хлам.
Нет уж. Если мы богаты –
Возведу себе палаты
И беседки по углам…
Баба:
Что ты, старый не блажи.
Ни к чёму нам етажи!
А за эти за беседки
Засмеют меня соседки.
Дед:
Пусть смеются, мне не жалко!
Баба:
Да, уймись: упала скалка,
Чугуны гремят в печи,
Лучше, дед, ты не кричи!
Дед:
Я хозяин или нет?!
Сейчас дам тебе ответ!
Баба:
Ох, яичко покатилось,
Покатилось и… разбилось.
И скорлупки нет следа,
Подевалось всё куда?
Дед и баба горюют.
Дед:
Ну чего мы затужили?
От чудес одна беда.
Будем жить, как прежде жили,
И работать, как всегда!
Баба:
И шубейку справить можно,
И подправить можно дом.
Дед:
Только то, видать, надёжно,
Что дается нам трудом.
Открывай старуха дверь –
Что нам прятаться теперь!
Входят скоморохи:
1-й скоморох:
Всем спасибо за вниманье,
За задор, весёлый смех.
За огонь соревнованья,
Созидающий успех!
2-й скоморох:
Вот настал момент прощанья.
Будет краткой наша речь.
Говорим мы: “До свиданья,
До счастливых новых встреч!