В условиях перехода современных российских школ на ФГОС изменяются и требования к профессиональной деятельности преподавателя русского языка и литературы. Данные изменения обусловлены тем, что усовершенствование в образовательном процессе позволит наиболее ускоренно и эффективно достичь успехов в общекультурном, личностном и познавательном развитии суворовцев. Формирование метапредметных умений очень важно для средней школы, так как для успешного овладения суворовцем школьной программы по любому предмету в среднем звене (а также и в старшем) ему необходимо обладать общими теоретическими и практическими умениями. А это в свою очередь позволит формировать активность и самостоятельность кадетов в учебном процессе и научить их учиться.
Универсальные учебные действия (УУД) разработаны группой ученых психологов (Г.В.Бурменской, И.А.Володарской, О.А.Карабановой, Н.Г.Салминой и С.В.Молчановым) под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г.Асмолова. В основе личностных универсальных действий заложены такие компоненты как внутренняя позиция школьника (Л.И. Божович), самоопределение как развитие Я-концепции (Э.Эриксон, Р.Хевигхерст, Р.Бернс, И.С.Кон, М.Р.Гинзбург, Н.С.Пряжников и др.)
Термин «универсальные учебные действия» ученые определяют как умение учиться, т.е. «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [2, с. 14]. В психологическом значении УУД трактуется как совокупность навыков учебной работы и способов действия учащегося с помощью, которых ученик готов самостоятельно организовать процесс по усвоению новых знаний и умений.
К основным видам УУД, профессор МГУ А.Г.Асмолов относит личностные действия и метапредметные (регулятивные, познавательные и коммуникативные).
Личностные действия включают в себя ценностно-смысловую ориентацию учащихся, т.е. ученик должен знать морально-этические нормы, уметь соотносить поступки, события с принятыми этическими принципами и выделять нравственный аспект поведения, а также ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
Личностные действия ученые подразделяют на три вида:
1) самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное);
2) смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом), «ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать» [2, с. 30];
3) нравственно-этическая ориентация (оценивание учащимися усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающая личностный моральный выбор.
На средней ступени школьного обучения личностные универсальные учебные действия (самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация) определяют умение ребенка учиться в школе, полноценное освоение суворовцами всех компонентов учебной деятельности:
- познавательные и учебные мотивы;
- учебная цель; учебная задача;
- учебные действия и операции [3; с. 13].
В настоящее время в образовательном процессе формирование УУД должно осуществляется при изучении каждого учебного предмета. Отдельная дисциплина в зависимости от содержания и организации способа ее изучения учащимися, обеспечивает определенные условия для возможности формирования УУД.
Литература является подходящей дисциплиной для формирования личностных действий суворовцев. Поскольку к ключевым направлениям учебного предмета «Литература» относится:
1) формирование навыков правильного, выразительного и сознательного чтения, чтение вслух и про себя (что позволит развить коммуникативно-речевые умения);
2) приобщение к чтению художественной литературы, ее нравственно-духовным и эстетическим ценностям (так у суворовцев будет формироваться нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру);
3) формирование у читателя интереса к книге, к истории ее создания (способствует расширению кругозора юных читателей, проявлять познавательные интересы в выборе произведения).
Личностные действия формируются на уроках через прослеживание «судьбы героя», на основе сравнения себя с героями литературных произведений, знакомство с героическим прошлым России с подвигами и достижениями ее граждан.
В нашей работе для формирования личностных универсальных учебных действий на уроках литературы в 5-6 классах апробирую и внедряю методы, которые мне представляются наиболее эффективными. Так с помощью метода кластеров суворовцы выявляют, какими качествами должен обладать настоящий герой эпического произведения, подбирают к нему то или иное качество. Они учатся соотносить поступки и события с принятыми морально-этическими нормами, выделять нравственный аспект поведения.
В 6 классе при работе над стихотворениями А.С.Пушкина «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога» суворовцы учатся понимать эмоциональное состояние поэта, оценивать свое отношение к красоте родного края, родной природы. При изучении стихотворения А.С.Пушкина «К Пущину» формируется личностная идентичность - роль друга, брата.
На развитие личностных УУД направлены задания: 1) на интерпретацию текста; 2) высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; 3) анализ характеров и поступков героев; 4) формулирование концептуальной информации текста (В чём мудрость этой сказки? Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю? Найди слова, где выражена главная мысль рассказа).
Метод игры направлен на творческую самореализацию суворовца как читателя художественной литературы и построен на основе восприятия текста. С помощью метода инсценировки кадеты учатся представлять, воссоздавать в воображении прочитанное, словесно оформлять возникшие представления, передавать особенности характера и настроение персонажа в своем выступлении.
Таким образом, литературное чтение — осмысленная, творческая духовная деятельность, которая обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Требование к результатам изучения этого предмета позволяют формировать личностные универсальные действия с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Для формирования личностных действий необходимо использовать различные методы обучения в комплексе.
Список литературы
- Федеральный государственный стандарт: Личностные универсальные учебные действия. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://standart.edu.ru/
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г.Асмолова — М., 2010.
- Современный педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/ О.Б.Даутова, Е.В.Иваньшина.- СПб.: КАРО, 2014. -176с.
Технологическая карта урока изучения нового материала по литературе в 5-х классах
Тема урока: Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр.
Цель урока: обеспечить достижение планируемых результатов.
Планируемые результаты
Предметные:
- Знания:знать понятия «басня», «мораль»; знать жанры классической литературы 19 века.
- Военный компонент: словарная работа со словом «подвиг».
- Умения:уметь выразительно читать басню, уметь давать полноценный устный ответ по теме урока и самоподготовки.
Метапредметные:
- Коммуникативные: адекватно воспринимать на слух прозаический и стихотворный текст.
- Познавательные:использовать разные виды чтения (ознакомительное и изучающее) при работе с книгой; извлекать фактуальную информацию из текстов;
- Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, осуществлять самоконтроль, взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения заданий.
Личностные:формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Материальное обеспечение урока: Коровина В.Я. Литература 5 кл; Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе 5кл.; презентация.