Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, воспитание патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Литература помогает познать край, а край, в свою очередь, – познать литературу и тех, кто создает ее.
В школьной практике практически не используются материалы краеведческого характера. Но сегодня нельзя обучать, не обращаясь к местному литературному материалу. Местный материал доступнее, ближе, роднее. Способствует формированию духовно-нравственных ценностей ребенка. Стихотворения местных поэтов, которые в большинстве своем являются учителями, – неиссякаемый родник, из которого можно бесконечно черпать, утоляя жажду духовности. Ведь кто как не учитель должен совершить благородное дело – воспитать человека! Ученики должны почувствовать связь со своими «корнями». Поэтому краеведение сегодня – не только эффективный метод обучения истории родного края, но и мощное средство нравственного воспитания.
На протяжении нескольких лет мною ведётся курс литературного краеведения «Отсюда шло моё начало». Программа предоставляет ребенку условия и среду активного усвоения действительности, пробы себя и своих сил, выбора своего дела и достойного его завершения в виде реального результата. В этой среде дети не являются внешними наблюдателями, а реально действуют в живом процессе общения, познания, труда. Участие ребенка в такой деятельности имеет для него особый смысл: оно обеспечивает ему приобретение новых и совершенствование имеющихся у него способностей. Программа курса способствует формированию навыков исследовательской деятельности.
Для реализации заявленных целей и задач в рамках предложенного курса используем интерактивный режим обучения, предполагающий активизацию деятельности учащихся. Поэтому вовлекаем учащихся в обсуждение вариантов решения выявленных проблем, формулировку личного отношения к проблеме при помощи практикумов, диспутов, дискуссий, семинаров. Концерт, экскурсия и школьный вечер способствуют развитию интереса учащихся.
Формы контроля: рефераты, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения, чтение наизусть.
Ведущими, безусловно, являются методы творческого характера: исследовательский, проблемный, частично-поисковый и др.
Одна из задач курса литературного краеведения – воспитывать нравственные ценности: добро, чувство сопереживания, бережное и ответственное отношение к окружающему миру, духовное стремление возродить традиции своего народа. Чтобы решить эту задачу, в программу внесена тема «Великая Отечественная война глазами клявлинских авторов». Обычно в преддверии празднования Дня Победы мы работаем со стихотворениями о войне. Необходимость обращения к этой теме вызвана рядом причин, одной из которых является отсутствие у учащихся представления об этом событии.
Прикасаясь к героическому времени Великой Отечественной войны, учащиеся принимают эстафету отцов, дедов, а теперь уже прадедов, черпают уроки мужества, стойкости и идейности, готовности к активной защите всего, что завоевано нашей страной за весь исторический путь ее развития. Затрагивая эту тему, мы отдаём дань глубочайшей признательности тем, кто в тяжелейших испытаниях отстояли право народа созидать новую жизнь.
Нельзя забросить воспоминания о войне в самый дальний, самый пыльный уголок памяти и никогда не доставать их оттуда. А.Блок еще в далеком 1919 году писал: «Имеем ли мы право предавать забвению добытое кровью? Нет, не имеем. Надеемся ли мы, что добытое кровью сослужит еще службу людям будущего? Надеемся». Действительно,«предавать забвению добытое кровью» мы не имеем права. Это нужно помнить. Помнить, чтобы не допустить повторения. И мы помним. Вот как об этом говорят местные поэты:
Мы, живущие на свете,
Мне так кажется, в ответе
И за мертвых…За живых…
И живу я за двоих:
За себя, отца-солдата…
Не забыть мне черной даты:
Сорок первый. Страшный год.
Моя память…Сердце жжёт.(В.И.Никонов «Память в сердце жива»)
Нельзя позабыть о дорогах
Той долгой жестокой войны…(В.Ф.Мясников «Исповедь ветерана войны»)
Рассматривая стихотворения местных авторов о войне, обращаемся,
во-первых, к стихотворениям, в которых нашли отражения впечатления клявлинских поэтов-участников Великой Отечественной войны от тех лет. Например, И.В.Никитин в «Балладе о разведке» (рассказ ветерана) пишет:
Когда моя рана к ненастью заноет,
Я вспомню разведку, прошедшую с боем…
во-вторых, к поэзии о подвигах наших земляков.Например, Владимир Федорович Мясников в «Посвящении» рассказывает об участнике Великой Отечественной войны, учителе Клявлинской школы – Анатолии Михайловиче Маричеве:
Ты поднимал пехоту дружно,
Шел с ней на запад день и ночь.
Ты был отцом и братом, если нужно,
Чтоб страх солдат смог превозмочь.
в-третьих, к образным, ярким воспоминаниям о возвращении солдат с войны:
Орудий смолкли раскаты,
Осела взметенная пыль.
Вернулись герои – солдаты,
Мечту воплотившие в быль.(И.В.Никитин «Орудий смолкли раскаты»)
в-четвёртых, к стихотворениям, в которых поэты-клявлинцы рассказывают о вдовах России. Горечь и боль невосполнимой утраты выразил И.В.Никитин в стихотворении, написанном в жанре причитания, «Вдовьи причитания». Проникновенный, искренний, тоскующий голос поэта слился с голосами всех разлученных войной.
Ты зачем, война ненасытная,
Мужика домой не вернула мне?
Моя душенька изболелася,
Погорела вся, как трава в огне.
Только б жить сейчас, ближних радовать.
Но здоровья нет. Вот опять больна.
Одного хочу я для всех людей,
Чтобы больше к нам не пришла война.
Путей формирования исследовательской позиции учащихся, развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственно исследовательская практика, бесспорно, – один из самых эффективных. Умения и навыки исследователя легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. При этом важно помнить то, что самые прочные знания те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных изысканий.
В результате кропотливой работы учащиеся делают следующие выводы:
– «Рассмотренный материал позволяет
констатировать, что стихотворения
клявлинских поэтов искренни и убедительны,
впечатляющи. Считаю, что они помогут
мне в любой ситуации сохранить духовность».
– «Основу духовного обогащения человека,
развития жизни поэты видят в вечной связи
поколений. От того, как ты
относишься к уходящему поколению, в
значительной мере зависит, каким
человеком ты станешь».
– «Стихотворения написаны в различных
жанрах: письма-исповеди, письма-посвящения,
причитания, раздумья».
– «Поэзиянасыщена тропами, фигурами, емкими
многозначными деталями, образами и эпизодами».
– «Меня приятно удивило, что многие
стихотворения, несмотря на кажущуюся
примитивность, имеют четкую систему
стихосложения».
– «…пусть лирика клявлинских поэтов
немного неказиста, она – самая живая,
непосредственная человеческая речь, с
блестящими глазами, прямым обращением к
неведомому собеседнику. Она останавливает
мгновение. И это мгновение живет в веках».
– «Работа со стихотворениями не
только пополнила запас моих знаний,
но и вызвала у меня святое
чувство памяти и долга».
Ученики, посещающие элективный курс, – участники и победители районных, окружных, областных и всероссийских научно-практических конференций и конкурсов творческих работ. Например, на областном конкурсе «Война глазами детей» в 2007-2008 учебном году учащемуся 11-Б класса Сомову Дмитрию было присуждено 2 место за сочинение в номинации «В память о подвиге!». В 2008-2009 году исследовательская работа «Память сердца» ученицы 10-В класса Долгаевой Анастасии удостоена диплома 3 степени Областной научно-практической конференции и диплома 1 степени Всероссийского открытого конкурса «Первые шаги».
Главное достоинство: нравственный потенциал курса позволяет ученикам стать порядочными людьми в любой сфере деятельности.